В рамках статьи рассматриваются проблемы адаптации молодых сотрудников в системе муниципального управления. Специфика процесса адаптации в этой сфере связана с многозадачностью вопросов, которые необходимо решать в рамках профессиональной деятельности муниципальных служащих. В работе на основе социологического опроса и психологической методики рассматриваются особенности процесса адаптации на примере администрации МО «Город Астрахань».
Ключевые слова: адаптация, муниципальное управление, наставничество.
The article deals with the problems of adolescence in municipal government. The specifics of adaptation in this area of distribution with multitasking issues that need to be taken on within the framework of the professional activities of municipal employees. In the work, on the basis of a sociological survey and psychological methodology, the features of adaptation at the level of the administration of the municipality «City of Astrakhan» are changing.
Keywords : adaptation, municipal management, mentoring.
Проблемы адаптации к профессиональной деятельности в системе местного самоуправления на сегодняшний день являются актуальными. На систему муниципального управления ложится много задач регионального развития, обеспечения участия в национальных проектах. Основная цель деятельности муниципального управления — улучшения качества жизни местного сообщества, решение вопросов местного значения. А эффективность работы органа местного самоуправления напрямую зависит от уровня организации работы с кадрами администрации муниципалитета.
Профессия муниципального служащего считается особым родом трудовой деятельности людей, которые обладают специальными теоретическими познаниями и отработанными компетенциями, которые они получают в ходе прохождения программы образования. «Владея специальной образовательной подготовкой, муниципальный служащий принят обществом на муниципальную службу для выполнения управленческих задач, а вследствие того, в профессиональном плане он представляет собой социального управленца, то есть специалиста в области управления» [2, с. 223–224].
Муниципальная служба осуществляет социальное управление, объект которого выделяется сложностью, комплексностью и динамизмом, а предметной областью считаются общественные отношения, составляющие основу жизнедеятельности общества, его функционирования и развития.
Своевременная и полноценная адаптация служащих относится к числу необходимых условий эффективного функционирования и развития системы муниципального управления. Это напрямую связано со спецификой корпоративной культуры, характером деятельности чиновников и условиями осуществления этой деятельности.
Недостаточное внимание к проблемам адаптации новых муниципальных служащих может стать причиной негативных последствий: возникновение у молодого специалиста отрицательных психических состояний, напряженность межличностных отношений в организации, снижение работоспособности, а как следствие всех причин текучесть кадров.
Процесс адаптации является одним из этапов вхождения новых специалистов на муниципальную службу. В администрации МО «Город Астрахань» существует своя система адаптации для прибывших на работу в ее структурах. Но, на самом деле, в силу специфических условий, есть необходимость ее развивать и дальше, находить новые управленческие средства, методы и технологии.
В администрации города Астрахани на данный момент работает 218 человек. Из них муниципальными служащими являются 100 человек. Немуниципальными служащими — 117 человек, из которых 4 это технические работники. На муниципальной должности находится 1 человек, это глава муниципального образования.
В проводимом нами исследовании участвовали сотрудники администрации города Астрахани в количестве 12 человек со стажем работы до 1 года в возрасте до 35 лет. Из опрошенных 3 человека находятся на руководящих должностях.
На вопрос о проблемах профессиональной адаптации один человек ответил, что скорее такие проблемы испытывает. Полную отсутствие проблем в профессиональной адаптации отметили для себя 7 человек, а 4 человека, все-таки ответили — «скорее, да», то есть не совсем уверенно.
По результатам социологического опроса можно сделать следующие выводы:
— в исследуемой группе только один молодой сотрудник недавно закончил учебное заведение и имеет маленький трудовой опыт;
— основная масса сотрудников имея трудовой опыт, но нуждается в профессиональной адаптации работы в системе органов власти, в частности в самой администрации города Астрахани;
— основная масса сотрудников нуждается в дополнительных знаниях по своему направлению деятельности;
— в коллективе имеются также небольшие проблемы у молодых сотрудников по разбитию коммуникаций внутри администрации между структурными подразделениями и социальной адаптации.
Для изучения проблем адаптации молодых сотрудников нами использовался многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» по А. Г. Маклакову и С. В. Чермнину. Он предназначен для изучения адаптивных возможностей на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития.
Таблица 1
Данные результатов опроса «Адаптивность»
Группа |
Количество определенных типов |
Характеристика личностного адаптационного потенциала |
2 |
7 человек |
Группа хороших адаптационных способностей |
3 |
3 человека |
Группа удовлетворительной адаптации |
4 |
2 человека |
Группа сниженной адаптации |
Данные опросника «Адаптивность» показывают наличие проблем адаптации молодых сотрудников. В рамках нашей гипотезы отрабатывалась версия о зависимости процесса адаптации от психотипа личности, качества профессиональной подготовки и имеющегося социального опыта.
Наиболее оптимальным способом, повышающим эффективность адаптации молодых сотрудников в системе деятельности органов власти, является проведение целевой подготовки, учитывающей специфику работы административной структуры.
Наставничество можно назвать одним из успешных методов, способствующих повышению адаптивности новых сотрудников в системе деятельности органов власти. Сам наставник должен отличаться такими качествами, как быть доброжелательным, коммуникабельным человеком, пользующимся авторитетом в коллективе и имеющим большой практический опыт. Возможно ввести систему мотивации в форме материального или нематериального поощрения сотрудника администрации, занимающегося вопросами адаптации.
Необходимо четко определить круг лиц, которые могут быть задействованы в процессе адаптации молодого сотрудника в администрации. Ответственность за организацию и контроль прохождения процесса адаптации необходимо разделить между следующими должностными лицами:
- Начальник управления муниципальной службы и кадров администрации МО «Город Астрахань»;
- Руководитель структурного подразделения администрации города, в котором начинает работать молодой сотрудник;
- Наставник молодого сотрудника;
- Специалист управления муниципальной службы и кадров администрации МО «Город Астрахань».
Определение роли каждого человека, который задействован в адаптации молодого сотрудника, позволит лучше решать вопрос о адаптации новых специалистов на системном уровне.
Литература:
- Гайнуллина А. В. Психолого-педагогические проблемы адаптации молодых сотрудников ОВД к условиям профессиональной деятельности // Вестник Московского университета МВД России — 2019 — № 6 — С. 325.
- Гелета И. В. Адаптация специалистов на муниципальной службе // Экономика и социология труда — 2013 — № 5 — С. 221–227.
- Иванова Н. Л., Климова А. В. Адаптация молодых специалистов на государственной службе // Вопросы государственного и муниципального управления — 2018 — № 4. — С. 179.