Развитие эмоциональной сферы происходит на протяжении всей жизни, однако возникновение именно подростковых эмоций вызывает больше всего вопросов и переживаний как у родителей, так и у самих подростков. Подростковый кризис часто усугубляется низкими способностями к распознаванию своих и чужих эмоций, а также неумение их контролировать. В данной статье мы рассмотрим особенности эмоциональной сферы подростков и обратим внимание на факторы, влияющие на возникновение тех или иных эмоций.
Ключевые слова: подростковый возраст, эмоции, эмоциональная сфера, эмоциональный интеллект, детско-родительские отношения.
Подростковый возраст — это промежуточный этап между детством и взрослой жизнью, характеризующийся высокой интенсивностью личностного и психического развития. Ранним подростковым возрастом определяется период от 10 до 12 лет, а основной этап взросления приходится в 13–15 лет. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться, постепенно превращаясь в организм взрослого человека. В подростковом возрасте у человека формируются новые представления о себе, укрепляется самооценка, актуализируются особенности характера.
Особенности развития эмоциональной сферы подростков базируются не только на фоне гормональных и физиологических изменений. Большую роль в формировании эмоциональной стабильности играет стиль воспитания и особенности детско-родительских отношений. Эмоциональное и психическое состояние школьника подросткового возраста крайне уязвимо, поэтому чем более напряженные у подростка отношения с родителями, тем больше вероятность возникновения неблагоприятных эмоциогенных ситуаций. На наиболее острые ситуации, подросток будет реагировать особенно ярко, закрепляя негативный опыт в акцентуациях своего характера и личности, что в дальнейшем может привести к психопатии [1].
По мнению В. Г. Казанской для подростков характерно «застревание» на своих эмоциях, как положительных, так и отрицательных. Подросток сталкивается с многообразием проявления эмоций, различает больше оттенков и проживает их глубже и ярче чем раньше [2]. Возникновение тех или иных эмоций связано по большей части с ведущим видом деятельности подростков, а именно с межличностным взаимодействием. Подросток стремится занять свое место в иерархии коллектива, начинает испытывать влечение к представителям противоположного пола, и при этом часто испытывает тревогу по поводу своей внешности и условной популярности.
Внешность подростка постоянно меняется, тело может расти непропорционально, гормональные изменения вызывают воспаления на лице, и в целом подросткам часто не нравится, как они выглядят. Это отражается на их самооценке, уверенности в себе и настроении. Подростки очень критично относятся к своей внешности, что дает повод для новых переживаний.
В подростковом возрасте дети стремятся к самоутверждению, особенно в обществе сверстников. Непринятие коллективом становится трагедией, а отсутствие близких дружеских отношений заставляет переживать. Что бы справится с переживаниями, подросток может уходить с свой собственный мир — виртуальные друзья, компьютерные игры, книги. Если же подростку удается выстроить близкие дружеские отношения, то он начинает относится к такой дружбе с особым трепетом и глубиной, открывая в себе новые чувства — отзывчивость, чуткость, верность, умение понимать и сопереживать.
По мере взросления у подростков отмечается существенное расширение словаря эмоций. Подростки реагируют на различные проявления окружающего мира более интенсивно, чем взрослые и дети. Диаметрально противоположные эмоциональные состояния у подростков могут быстро сменять друг друга. Всплеск в эмоциональной жизни подростков Т. Е. Круглова обосновывает попеременной активацией нервных процессов возбуждения и торможения. В подростковом возрасте нарастает общее возбуждение, а процессы торможения — ослабевают [3].
Эмоции подростка оказывают влияние на процесс функционирования и становления личности и определяют его поведение. Часто взрослые, в процессе взаимодействия с подростками отмечают повышение агрессивности, вспыльчивости и ранимости детей. Это связано с повышенной эмоциональной возбудимостью и низкой адаптивностью к различным ситуациям.
Желание выглядеть взрослым, свойственное подросткам, вынуждает их сопротивляться излишнему родительскому контролю и опеке. Подросток может очень активно сопротивляться ограничению его свободы, что часто и становится почвой для возникновения конфликтов в детско-родительских отношениях. Взрослые еще не видят в своем ребенке способности позаботиться ос себе самостоятельно, в том время как подросток стремится к самовыражению.
Для развития эмоционального интеллекта подростка необходимо научить его распознавать собственные и чужие эмоции. Подросток должен понимать причины возникновения тех или иных эмоциональных состояний, уметь правильно их называть. Далее необходимо обсудить с ним способы регуляции эмоциональных состояний. Подросток должен оценивать последствия проявления тех или иных эмоций и самостоятельно переключать себя на более безопасный для себя и окружающих способ их выражения. Данные навыки очень помогут в развитии эмоциональной сферы подростка [4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональная сфера подростков имеет свои особенности и отличается повышенной интенсивностью и нестабильностью. Подросток переживает эмоции очень ярко и не всегда способен с ними справится, что создает дополнительные трудности при его взаимодействии с окружающими.
Литература:
- Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Л. И. Божович. — Москва: Просвещение, 2001. — 0 с.
- Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. / В. Г. Казанская. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 177 с.
- Круглова, Т. Е. Особенности эмоциональной сферы подростков с разной успеваемостью / Т. Е. Круглова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 281–284. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40260/ (дата обращения: 14.11.2022).
- Шери В. Д., Ключ к себе. Берем эмоции под контроль / Шери Ван Дейк; пер. с англ. В. Горохова; [науч. ред. А. Пингачева]. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. — 168 с.