В данной статье автором осуществлен правовой анализ Национальной стратегии развития искусственного интеллекта. Рассмотрен понятийный аппарат в этой сфере, а также цели, задачи, принципы развития искусственного интеллекта. Выявлены некоторые проблемы и предложены пути решения для эффективного развития искусственного интеллекта.
Ключевые слова : национальная стратегия, искусственный интеллект, правовое регулирование.
В настоящее время человечество осуществило прорыв в сфере технологических достижений, что повлияло на внедрение и развитие искусственного интеллекта. Искусственный интеллект прочно вошел в нашу повседневную жизнь и мы, не задумываясь, применяем его. Яркими примерами являются: голосовой помощник «Алиса», система самообслуживания в магазинах, карты для навигации, анализ данных о финансовых продуктах и спросе потребителей в банковской системе, приложения для смартфонов и на этом перечень не ограничивается, ведь искусственный интеллект используется в совершенно различных сферах жизни общества.
Соответственно, пристальное внимание на сферу искусственного интеллекта направлено со стороны практически всех государств, что влечет разработку национальных стратегий развития искусственного интеллекта. Происходит настоящая «гонка» государств в этом вопросе за мировое лидерство. За последние годы национальные стратегии в этом вопросе утвердили Россия, США, Китай, Великобритания, Италия, Финляндия, Швеция, Индия и ряд других стран. Это новые подходы к задачам государства в этой сфере, научным исследованиям, развитию цифровой инфраструктуры, взаимодействию государственных и частных сфер. Каждое государство посредством такой национальной стратегии выбирает свой путь развития и фокусирует внимание на тех или иных его направлениях в области искусственного интеллекта.
И наше государство не исключение. Так, Указом Президента Российской Федерации от 10.10.2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» была утверждена Стратегия развития искусственного интеллекта (далее — Стратегия) до 2030 года [1].
Согласно пункту 5 данной Стратегии под искусственным интеллектом понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.
Данное определение сложно для понимания, выбор такого определения обусловлен законодателем, с точки зрения автора, желанием охватить широкую сферу общественных отношений в этом вопросе. Ведь сфера искусственного интеллекта развивается стремительно и то, что не было известно вчера, становится обыденным завтра. Главное отличие искусственного интеллекта от простой техники в том, что искусственному интеллекту присущи когнитивные функции человека.
Технологии искусственного интеллекта, как указано в пункте 5 Стратегии, — это технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта, включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта.
Такие технологии искусственного интеллекта в научном сообществе часто подразделяются на: слабый искусственный интеллект, выполняет задачи по узкому направлению. Такой искусственный интеллект решает одну проблему и заточен под нее. Одним из примеров является онлайн-переводчик. Хотелось бы отметить, что даже наличие такого вида искусственного интеллекта существенно ускоряет выполнение задачи и помогает человеку улучшить качество повседневной жизни.
Следующей разновидностью применяемых технологий искусственного интеллекта является так называемый сильный искусственный интеллект. Здесь уже выявляется большее сходство с человеческим интеллектом. Сильный интеллект приходит к выводам в условиях неопределенности, предлагает новые идеи и справляется с очень сложными задачами. Здесь примером будут являться беспилотные транспортные средства, управляемые не человеком, а искусственным интеллектом. Ведь в таком случае нужно просчитать все, чтобы не случилось аварии, уметь действовать как раз в условиях неопределенности.
И следующей разновидностью применяемых технологий искусственного интеллекта является супер — искусственный интеллект, который будет превосходить когнитивные способности самого человека в разных областях. Многие фантастические фильмы, научные теории посвящены вопросам взаимодействия человека и такого супер — искусственного интеллекта.
Относительно супер-искусственного интеллекта автор хотел бы выразить свою точку зрения. Автор полагает, что такой вид искусственного интеллекта в будущем может создать некоторые проблемы. Ведь искусственный интеллект контролируется человеком, однако, если искусственный интеллект будет превосходить человека, не выйдет ли это из под контроля и не навредит ли нашему обществу. Это очень актуальный вопрос. Где та грань между целесообразностью внедрения таких технологий искусственного интеллекта и опасностью для создателя.
О проблемах и опасностях технологий искусственного интеллекта рассуждают также и И. В. Понкин, А. И. Редькина: «Использование и развитие систем искусственного интеллекта может потенциально создавать спорные с точки зрения права ситуации во многих областях, среди них в докладе «Искусственный интеллект и жизнь в 2030 году» выделены следующие:
— проблемы обеспечения конфиденциальности личной информации (поскольку личные данные индивида потенциально могут быть раскрыты через решения, принимаемые искусственным интеллектом);
— проблемы разработки эффективной политики в сфере развития инноваций;
— проблемы привлечения к гражданской и уголовной ответственности;
— проблемы определения правосубъектности системы искусственного интеллекта, в частности — в каких ситуациях она может действовать в качестве посредника физического или юридического лица, заключать договоры;
— проблемы сертификации систем искусственного интеллекта при использовании их для решения задач, которые, в противном случае, предполагают привлечение компетентных специалистов, деятельность которых лицензируется государством;
— проблема негативного влияния использования систем искусственного интеллекта на количество рабочих мест для людей.
Недостаточная внимательность со стороны государства к области использования искусственного интеллекта как быстро развивающейся новой технологии может привести к возникновению громких споров, критических технических сбоев и даже к причинению смерти. Если для их предотвращения или урегулирования не принимать необходимые меры, то, кроме собственного негативного эффекта, такие события могут приводить к косвенным неблагоприятным последствиям, в силу того, что законодатель может отреагировать на них наложением чрезмерных ограничений на целые отрасли промышленности, либо может не принять мер, эффективно защищающих общество» [2, с. 101, 102].
Вместе с тем, и отрицать влияние технологий искусственного интеллекта на современную жизнь общества невозможно. Поэтому государства занимаются сферой развития искусственного интеллекта и, как указано в пунктах 10–12 Стратегии, стремительное развитие технологий искусственного интеллекта сопровождается существенным ростом как государственных, так и частных инвестиций в их развитие, а также в разработку прикладных технологических решений на основе искусственного интеллекта. По оценкам международных экспертов, инвестиции в технологии искусственного интеллекта выросли с 2014 по 2017 год в три раза и составили около 40 млрд. долларов США. В 2018 году мировой рынок технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, составил 21,5 млрд. долларов США и, по прогнозам экспертов, к 2024 году достигнет почти 140 млрд. долларов США.
В настоящее время в мире происходит ускоренное внедрение технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, в различные отрасли экономики и сферы общественных отношений. По оценкам экспертов, ожидается, что благодаря внедрению таких решений рост мировой экономики в 2024 году составит не менее 1 трлн. долларов США.
Указанные тенденции обусловлены следующими факторами:
а) общий («сквозной») характер применения прикладных технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта;
б) высокая степень влияния технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, на результативность деятельности организаций и человека, в том числе связанной с принятием управленческих решений;
в) высокая доступность инструментов (в том числе программ для ЭВМ с открытым кодом) для разработки на основе искусственного интеллекта технологических решений;
г) потребность в обработке больших объемов данных, создаваемых как человеком, так и техническими устройствами, для повышения эффективности экономической и иной деятельности.
Благодаря реализации Стратегии должны быть созданы условия для эффективного взаимодействия государства, организаций, в том числе научных, и граждан в сфере развития искусственного интеллекта, что позволит российским технологиям искусственного интеллекта занять значительную долю мирового рынка.
Таким образом, наше государство стремится к мировому лидерству в развитии, а также использовании технологий искусственного интеллекта. Здесь можно отметить еще и тот факт, что наши специалисты в области IT-индустрии являются одними из самых сильных в мире по уровню знаний и результатов достижений. Поэтому все шансы на успех есть. Вместе с тем, есть проблема на уровне государства, что таких специалистов «переманивают» за счет выгодных условий труда и оплаты труда в другие страны. Поэтому необходимо принятие мер нашего государства в этом направлении. Автору видится решение в создании необходимых условий для IT-специалистов по социальной их поддержке, высокой заработной плате. Также необходимо понимать, что IT-специалисты действуют зачастую не обособленно, а совместно с физиками, математиками, экономистами, юристами и иными специалистами. Соответственно, необходимо в целом повышать уровень жизни для населения государства, условия для труда и жизни.
Положительным фактором является то, что Российская Федерация сформировала и развивает информационно-коммуникационную структуру, а наши продукты (услуги) в сфере информационных технологий пользуются действительно высоким спросом в мировом сообществе. Необходимо продолжать развивать технологии искусственного интеллекта, в ином случае это повлечет как технологическое, так и экономическое отставание государства.
Рассмотрим также основные принципы развития и использования технологий искусственного интеллекта (согласно пункту 19 Стратегии):
— защита прав и свобод человека: обеспечение защиты гарантированных российским и международным законодательством прав и свобод человека, в том числе права на труд, и предоставление гражданам возможности получать знания и приобретать навыки для успешной адаптации к условиям цифровой экономики;
— безопасность: недопустимость использования искусственного интеллекта в целях умышленного причинения вреда гражданам и юридическим лицам, а также предупреждение и минимизация рисков возникновения негативных последствий использования технологий искусственного интеллекта;
— прозрачность: объяснимость работы искусственного интеллекта и процесса достижения им результатов, недискриминационный доступ пользователей продуктов, которые созданы с использованием технологий искусственного интеллекта, к информации о применяемых в этих продуктах алгоритмах работы искусственного интеллекта;
— технологический суверенитет: обеспечение необходимого уровня самостоятельности Российской Федерации в области искусственного интеллекта, в том числе посредством преимущественного использования отечественных технологий искусственного интеллекта и технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта;
— целостность инновационного цикла: обеспечение тесного взаимодействия научных исследований и разработок в области искусственного интеллекта с реальным сектором экономики;
— разумная бережливость: осуществление и адаптация в приоритетном порядке существующих мер, направленных на реализацию государственной политики в научно-технической и других областях;
— поддержка конкуренции: развитие рыночных отношений и недопустимость действий, направленных на ограничение конкуренции между российскими организациями, осуществляющими деятельность в области искусственного интеллекта.
Целями развития искусственного интеллекта в Российской Федерации, в силу пункта 23 Стратегии, являются обеспечение роста благосостояния и качества жизни ее населения, обеспечение национальной безопасности и правопорядка, достижение устойчивой конкурентоспособности российской экономики, в том числе лидирующих позиций в мире в области искусственного интеллекта.
А основными задачами развития искусственного интеллекта:
— поддержка научных исследований в целях обеспечения опережающего развития искусственного интеллекта;
— разработка и развитие программного обеспечения, в котором используются технологии искусственного интеллекта;
— повышение доступности и качества данных, необходимых для развития технологий искусственного интеллекта;
— повышение доступности аппаратного обеспечения, необходимого для решения задач в области искусственного интеллекта;
— повышение уровня обеспечения российского рынка технологий искусственного интеллекта квалифицированными кадрами и уровня информированности населения о возможных сферах использования таких технологий;
— создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта (в силу пункта 24 Стратегии).
Для выполнения таких задач необходимы:
а) создание новых высокопроизводительных рабочих мест и повышение уровня занятости населения;
б) обеспечение конкурентоспособного уровня материального вознаграждения для специалистов в области искусственного интеллекта, создание благоприятных условий для их работы, в том числе дистанционной;
в) обеспечение необходимых условий для привлечения, в том числе из иностранных государств, лучших специалистов в области искусственного интеллекта;
г) поддержка экспорта российских продуктов (услуг), созданных (оказываемых) с использованием искусственного интеллекта, и их продвижения на мировой рынок;
д) создание стимулов для привлечения частных инвестиций в развитие корпоративной науки, научных исследований и разработок в области искусственного интеллекта;
е) формирование комплексной системы безопасности при создании, развитии, внедрении и использовании технологий искусственного интеллекта (исходя из пункта 25 Стратегии).
Пути решения для эффективного развития искусственного интеллекта видятся автору, в том числе в: эффективных созданных продуктах (услугах), созданных (оказываемых) при помощи использования искусственного интеллекта; государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности в этой сфере; увеличении количества различных организаций, использующих искусственный интеллект для повышения производительности деятельности.
Ведь как верно отметили С. В. Щурина и А. С. Данилов: «искусственный интеллект является прорывной технологией, имеющей большой потенциал. Активное внедрение искусственного интеллекта в компаниях значительно повышает их эффективность, конкурентоспособность, развивает отраслевые рынки, стимулирует создание новых технологий, увеличивает качество продукции и объем производства в целом. Все это в конечном счете с мультипликативным эффектом отражается на темпе роста ВВП и формирует дополнительные импульсы для развития страны и ее вхождения в число пяти крупнейших экономик мира» [3, с. 131, 132].
Представляется, что развитие искусственного интеллекта требует стратегического подхода, внимания со стороны государства. Искусственный интеллект, безусловно, влияет на экономику и другие сферы жизни общества. От слабых разновидностей искусственного интеллекта постепенно осуществляется переход к более сильным. В связи с чем, значимым шагом в правовом регулировании этой сферы является Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10.10.2019 года № 490.
Вместе с тем, нашему государству необходимо продолжать совершенствовать правовое регулирование в сфере искусственного интеллекта посредством принятия нормативных правовых актов, детализирующих данную сферу, закреплять специальные социальные гарантии для специалистов в данном направлении, развивать международное сотрудничество с сфере искусственного интеллекта, организовывать научно-практические конференции в этом вопросе и анализировать мнения научного и экспертного сообщества.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации.14.10.2019. № 41. Ст. 5700.
- И. В. Понкин, А. И. Редькина. Искусственный интеллект с точки зрения права //Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. № 1. 2018. Том 22. С. 91–109.
- С. В. Щурина, А. С. Данилов. Искусственный интеллект как технологическая инновация для ускорения развития экономики // Экономика и управление. № 3. 2019. С. 125–133.