В данной статье автор раскрывает понятие и сущность глобального информационного пространства. Проанализировано правовое регулирование по рассматриваемой теме. Выявлены некоторые проблемы и предложены пути решения для эффективного развития в сфере глобального информационного пространства.
Ключевые слова : глобальное информационное пространство, информационно-коммуникационные технологии, правовое регулирование.
Современный период развития человечества часто называют веком информационно-коммуникационных технологий, а само общество находится на пути к преобразованию в информационное общество. Эти процессы протекают настолько быстро, что схожи не столько с эволюционным путем, сколько с революционным. Различные мультимедийные системы, виртуальные библиотеки, сеть «Интернет» и многие иные примеры данной сферы прочно вошли в нашу повседневную жизнь, улучшив скорость принятия решений, комфорт и качество.
Проанализируем составляющие термина «глобальное информационное пространство». Так, согласно словарю русского языка С. И. Ожегова под пространством в первом значении понимается «объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом», во втором значении «промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается» и в третьем значении «поверхность, земельная площадь» [1, с. 507].
Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» (далее — Стратегия) дано определение информационного пространства, под которым понимается совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры [2].
Согласно пунктам 35–37 Стратегии создание российских информационных и коммуникационных технологий осуществляется в целях получения государством и гражданами новых технологических преимуществ, использования и обработки информации, доступа к ней, получения знаний, формирования новых рынков и обеспечения лидерства на них.
Основными направлениями развития российских информационных и коммуникационных технологий, перечень которых может быть изменен по мере появления новых технологий, являются:
— конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения;
— обработка больших объемов данных;
— искусственный интеллект;
— доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации, в том числе в кредитно-финансовой сфере;
— облачные и туманные вычисления;
— интернет вещей и индустриальный интернет;
— робототехника и биотехнологии;
— радиотехника и электронная компонентная база;
— информационная безопасность.
Ключевыми направлениями повышения конкурентоспособности российских информационных и коммуникационных технологий являются:
а) развитие науки, техники, технологий;
б) подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и коммуникационных технологий;
в) внедрение отечественных информационных технологий, формирование представления о внедрении инноваций как о приоритетном пути технологического развития;
г) стимулирование создания российских организаций, осуществляющих деятельность, направленную на развитие всего спектра сервисов цифровой экономики, и способных лидировать на внутреннем и внешнем рынках (экосистемы цифровой экономики);
д) обеспечение трансфера иностранных технологий и применение лучшего зарубежного опыта в сфере информационных технологий;
е) сотрудничество российских и иностранных организаций в сфере информационных и коммуникационных технологий на паритетных началах.
Соответственно, наше государство учитывает возможность появления новых технологий и наличие уже существующих, закрепляет законодательно вопросы правового регулирования указанной сферы общественных отношений. И в целом каждое государство занимается вопросами информационного пространства на внутригосударственном уровне, чтобы затем полноценно участвовать в создании глобального информационного пространства.
То есть, если речь идет о глобальном информационном пространстве, а не просто об информационном пространстве, то здесь следует учитывать международные принципы создания информационного общества и подходы к его созданию. Они, как указано в пункте 5 Стратегии, определены Окинавской хартией глобального информационного общества (2000 год), Декларацией принципов «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии» (2003 год), Планом действий Тунисского обязательства (2005 год).
Термин «глобальное информационное пространство», как верно отмечают В. Л. Гирич, В. Н. Чуприна, подразумевает «совокупность информационных ресурсов и инфраструктур, которые составляют государственные и межгосударственные компьютерные сети, телекоммуникационные системы и сети общего пользования, иные трансграничные каналы передачи информации» [3]. Вопросы относительно глобального информационного пространства, поскольку это крайне актуальная тема, изучались многими учеными и экспертным сообществом: В. П. Макаровым, С. Б. Никоновым, В. Л. Назаровым, Д. В. Жердевым и так далее.
Представляется, что глобальное информационное пространство позволит в будущем человеку вне зависимости от территории нахождения получать информацию и пользоваться современными технологиями. Поэтому государства заинтересованы в сотрудничестве в этом вопросе. Ведь современные процессы глобализации затрагивают происходящие процессы во всем мире. Автору видится в будущем переход общества к глобальному информационному пространству. Ярким примером становления такого глобального информационного пространства на данном этапе уже является сеть «Интернет», посредством которой многие проживающие в разных государствах люди имеют возможность общаться, находить интересующую их информацию, совершать покупки и решать свои вопросы, а значение сети «Интернет» для бизнеса тем более сложно переоценить. Все большее количество работ и услуг выходит в онлайн-формат, и информацию мы получаем с высокой скоростью посредством именно такого информационного пространства.
Однако следует отметить, что вопросы развития глобального информационного пространства являются проблемой для «отстающих» стран, ведь это требует огромных затрат. Так, В. Л. Гирич, В. Н. Чуприна отмечают: «западные страны, раньше других ставшие на путь постиндустриального развития, не только монополизировали производство информационно-коммуникационных технологий, но и сделали их своей интеллектуальной собственностью. С одной стороны, это лишает возможности не только страны «третьего мира», но и страны с «переходной экономикой» копировать и имитировать инновации в области информационно-коммуникационных технологий. С другой, эти страны не могут самостоятельно финансировать всю «инновационную цепочку» производства новых изделий и программ и предоставления услуг информационно-коммуникационных технологий в этой сфере. Концентрация основных компонентов индустрии информационно-коммуникационных технологий в руках «клуба избранных» в мире «high tech» позволяет ему диктовать свои цены на информационно-коммуникационных технологий на глобальном информационном рынке, что ведет к усилению «цифровой асимметрии» и влечет за собой расширение зависимости стран «третьего мира» от западных информационных потоков. Для сокращения своего отставания в информационной области многие бедные страны вкладывают сегодня в приобретение и внедрение информационно-коммуникационных технологий намного больше средств (в процентном отношении), чем богатые страны. Но эти капиталовложения несопоставимы с расходами стран «золотого миллиарда» на те же цели вследствие несопоставимости их ВВП» [4].
Также среди проблем, возникающих с внедрением глобального информационного пространства и, соответственно, влекущих сложность правового регулирования в этом вопросе, автору видятся:
— распространение некоторых запрещенных законодательством материалов в глобальном информационном пространстве, в том числе, детской порнографии, агитаций к насилию, дискредитации власти и подобное;
— сложности на пути интеграции общества в глобальное информационное пространство;
— атаки хакеров, что может повлечь «утечку» конфиденциальных данных граждан в глобальном информационном пространстве;
— поверхностное восприятие информации населением в глобальном информационном пространстве.
При дальнейшем решении этих проблем государствам необходимо объединить свои усилия и вырабатывать международное правовое регулирование по рассматриваемому направлению для поддержания законности и правопорядка. Автор полагает, что для решения на международном уровне этих вопросов необходимо привлекать IT-специалистов, юристов и некоторых иных специалистов, что несомненно повысит эффективность и безопасность происходящих процессов в сфере глобального информационного пространства.
Относительно интеграции общества в такие процессы необходимо проводить политику государств, способствующую информированности общества о происходящих процессах, обучению граждан в работе с информационно-коммуникационными технологиями.
Как отмечено в пункте 15 Окинавской хартии Глобального информационного общества, усилия по преодолению международной разобщенности в решающей степени зависят от эффективного сотрудничества между всеми участниками. Для создания рамочных условий для развития информационно-коммуникационных технологий важную роль и в дальнейшем будут играть двустороннее и многостороннее сотрудничество. Международные финансовые институты, включая многосторонние банки развития, особенно Всемирный банк, весьма пригодны для этой цели и могут разрабатывать и осуществлять программы, которые будут способствовать росту и борьбе с бедностью, а также расширять связи, доступ и обучение. Международная сеть телекоммуникаций, ЮНКТАД и ЮНДП и другие соответствующие международные фонды также могут сыграть важную роль. Центральной остается роль частного сектора в продвижении информационно-коммуникационных технологий в развивающихся странах. Он может также существенно способствовать международным усилиям по преодолению цифрового разрыва. Информационно-коммуникационные технологии глобальны по своей сути и требуют глобального подхода.
Таким образом, построение глобального информационного пространства становится мировой задачей и отдельные государства, посредством правового регулирования по этому направлению, международного сотрудничества, развития информационно-коммуникационных технологий, начинают данную задачу решать. Между тем, имеется множество проблем, часть из которых рассмотрена в настоящей статье. Поэтому необходимо совершенствовать международное и внутригосударственное законодательство по направлению «глобальное информационное пространство», осуществлять в должной степени защиту персональных данных, охранять от нарушений указанную сферу и исследовать этот новый и увлекательный для человечества путь к эре информации и информационного общества.
Литература:
- Словарь русского языка С. И. Ожегова/ под ред. Н. Ю. Шведовой, 20-е издание. М., 1988 год. 750 с.
- Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.05.2017 года. № 20. Ст. 2901.
- В. Л. Гирич, В. Н. Чуприна. Глобальное информационное пространство и проблема доступа к мировым информационным ресурсам [Электронный ресурс]// Российская государственная библиотека. http://www.rsl.ru/upload/mba2007/mba2007_05.pdf (дата обращения: 13.11.2022).
- В. Л. Гирич, В. Н. Чуприна. Глобальное информационное пространство и проблема доступа к мировым информационным ресурсам [Электронный ресурс]// Российская государственная библиотека. http://www.rsl.ru/upload/mba2007/mba2007_05.pdf (дата обращения: 13.11.2022).