Статья посвящена изучению особенностей эмоциональных реакций у подростков с отклоняющимся поведением. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления эмоций подросткам в целом, а также подростками с девиантным поведением.
Ключевые слова: подростки, аутодеструктивное поведение, агрессия, насилие, девиантное поведение, рефрактерная эмоциональная реакция, дисфорическая эмоциональная реакция
The article is devoted to the study of the features of emotional reactions in adolescents with deviating behavior. The article analyzes the positions of various scientists and researchers regarding the features of the manifestation of emotions to adolescents in general, as well as adolescents with deviant behavior.
Keywords: adolescents, autodestructive behavior, aggression, violence, deviant behavior, refractory emotional response, dysphoric emotional response.
В условиях современности проблема поведения подростков, отклоняющегося от нормы, не теряет своей актуальности. Это обусловлено рядом объективных факторов, среди которых можно выделить рост количества девиантных подростков, представляющих опасность для общества, социальную нестабильность и некоторую незащищенность молодежи на этом фоне, дистанцирование представителей основных социальных институтов (школы, вуза) от подростков, поведение которых отклоняется от нормы, а также рост нравственной деформации родителей (алкоголизация, употребление наркотиков, применение физического насилия и т. д.). Указанные факторы рассматривались в работах П. Лафренье, Е. А. Кошкиной, Е. В. Змановской и других [1–3].
Вместе с тем, особого внимания заслуживают индивидуально-типологические и эмоциональные особенности подростков, которые характеризуются проявлением поведения, отклоняющегося от нормы. Знание этих особенностей позволит лучше понять причины такого поведения, а также правильно построить профилактическую работу с такими подростками.
Таким образом, эмоциональный фон подростков в целом имеет свою специфику, а эмоциональный фон подростков с девиантным поведением усугубляется поведенческими проблемами. Вместе с тем, эмоции в данном возрасте играют особую роль, поскольку позволяют успешно взаимодействовать со сверстниками, а межличностное общение является ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Развитие эмоциональной компетентности в данном возрасте предполагает активное формирование и развитие эмпатии в общении, эмоционального самоконтроля и самомотивации, что весьма проблематично при наличии отклоняющихся форм поведения у подростка.
Целью нашей практики было определение преобладающего типа эмоциональной реакции у подростков, склонных к отклоняющемуся поведению.
Площадкой для базы практики было выбрано МБОУ «Центр образования № 69» г. Уфы РБ. Практику мы привели в 7 классе.
Для проведения первичной диагностики нами применялась методика определения склонности к отклоняющемуся поведению, разработанную А. Н. Орлом, направленную на диагностику предрасположенности к наличию девиаций в поведении подростков.
Методика имеет две шкалы: склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; склонность к агрессии и насилию.
С целью определения доминирующего типа эмоциональной реакции подростка на внешние стимулы, характерного способа преобразования воздействий, что обуславливает соответствующий тип поведения, использовали методику диагностики типа эмоциональных реакций, разработанную В. Бойко. Автор выделяет такие типы эмоциональных реакции на стимулы внешней среды, как эйфорический, рефрактерный и дисфорический. Важно отметить, что после проведения методики определения склонности к отклоняющемуся поведению, в диагностической работе остались лишь те подростки, у которых была выявлена выраженная склонность к самоповреждающему и поведению, а также склонность к агрессии и насилию.
В основу нашей диагностической работы легло предположение о том, что у подростков, склонных к самоповреждению, преобладает рефрактерный тип эмоциональной реакции на стимулы внешней среды, а у подростков, склонных к проявлению агрессии и насилия, — дисфорический тип эмоциональной реакции. Данное предположение основывается на том, что подростки, которые направляют гнев на себя путём нанесения себе повреждения, воспринимают в негативном ключе стимул любой модальности из внешней среды, что сопровождается такими переживаниями, как тоска, боль, печаль и гнев.
С помощью методики определения склонности к отклоняющемуся поведению, разработанную А. Н. Орлом, была определена степень выраженности у подростков склонности к аутодеструктивному поведению и к проявлению гнева и насилия по отношению к другим.
На рисунке 1 представлено процентное соотношение по указанным формам отклоняющегося поведения в выборке подростков.
Рис. 1. Распределение форм отклоняющегося поведения в группе подростков (составлено автором), в %
Согласно данным, представленным на рисунке 1, 33,6 % (7 чел.) подростков из всей выборки склонны к аутодеструктивному поведению. Они не воспринимают собственную жизнь, как ценную и значимую. У этих подростков выражена потребность в получении острых ощущений, базирующихся на грани жизни и смерти. Они склонны к риску, имеют некоторые садистские и мазохистские тенденции. Они вступают в отношения, которые им доставляют боль и страдания. В случаи невозможности справиться с душевной и моральной болью, подростки переносят ее в физический план, нанося себе ушибы, порезы или истязая себя.
Склонность к агрессии и насилию по отношению к другим была диагностирована у 24,5 % (5 чел.) подростков. Они решают проблемы или справляются с препятствием путем насилия или агрессивного нападения. Во взаимоотношениях с другими людьми они в основном используют подавление, унижение и вербальный открытый гнев, что способствует возникновению конфликтов и драк. Также для подростков характерны садистические тенденции по отношению к партнёру. Такого рода способы взаимодействия стабилизируют самооценку школьника, он чувствует свое превосходство и силу над другими. Среди этих подростков 8 юношей и 7 девушек.
Далее была проведена методика диагностики типа эмоциональных реакций на воздействие стимулов окружающей среды, разработанной В. Бойко, были определены преобладающие эмоциональные реакции у подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков, склонных к агрессии.
В таблице 1 представлены результаты исследования.
Таблица 1
Эмоциональные реакции у подростков склонных различным формам отклоняющегося поведения
Типы эмоциональных реакций |
Группа 1, n = 33 |
Группа 2, n = 27 |
Эйфорический |
2,3±0,4 |
2,9±0,3 |
Рефрактерный |
12,6±0,5 |
3,4±0,6 |
Дисфорический |
4,2±0,3 |
12,1±0,35 |
Согласно данным, представленным в таблице 1, у подростков, склонных к аутодекструктивному поведению, преобладает рефрактерный тип эмоционального реагирования на воздействие стимулов внешней среды (ср.зн. 12,6±0,5). У подростков, склонных к агрессии и насилию, показатель рефрактерного типа эмоционального реагирования существенно ниже (ср.зн. 3,4±0,6). Это говорит о том, что активность у таких подростков направлена вовнутрь. Позитивные и негативные стимулы они воспринимают больше в амбивалентном или негативном ключе, что обуславливает проявления торможения активности в процессе взаимодействия с социумом. Важно отметить, что у них возникает возбуждение и желание активности, но в конечном итоге они все равно уходят «в себя».
У подростков, склонных к агрессии и насилию, преобладает дисфорический тип эмоционального реагирования на воздействие стимулов внешней среды (ср.зн. 12,1±0,35). У подростков, склонных к аутодекструктивному поведению, данный показатель находится на более низком уровне (ср.зн. 4,2±0,3). Подростки выражают свою активность и отрицательную энергию в форме негодования, подавления, гнева и злопамятства на окружающих. Причину своих проблем они видят в окружающих людях, в связи с чем могут мстить недоброжелателям. Наименее выраженным у подростков, склонных к аутодекструктивному поведению, и подростков, склонных к агрессии, оказался эйфорический тип эмоционального реагирования на воздействие стимулов внешней среды (ср.зн. 2,3±0,4 и ср.зн. 2,9±0,3, соответственно). Этот тип эмоционального реагирования говорит об умении людей любое воздействие извне преобразовывать в позитивные проявления с помощью юмора, смеха, легкого переключения.
Таким образом, было выявлено, что большинство подростков (преимущественно, девушки) склонны к самоповреждению и саморазрушению. Подростки, склонные к проявлению агрессии и насилию в решении проблемных ситуаций, направляют свою активность и энергию на окружающих посредством нападения, контроля, подавления и унижения других людей, что повышает их самооценку. Восприятия внешних стимулов происходит через призму негативизма независимо от модальности стимулов.
Следовательно, предположение о том, что у подростков, склонных к самоповреждению, преобладает рефрактерный тип эмоциональной реакции на стимулы внешней среды, а у подростков, склонных к проявлению агрессии и насилия — дисфорический тип эмоциональной реакции, подтвердилось.
Литература:
- Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. / П. Лафренье. — СПб.: Питер, 2004. — 256 с.
- Кошкина Е. А. Оценка распространенности наркомании и токсикомании в динамике на федеральном и региональном уровнях // Наркомания: ситуация, тенденции, проблемы / Под общ. ред. М. Е. Поздняковой. — М.: Ин-т социологии РАН, 1999. — С. 47–56.
- Змановская, Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская — М.: АСТ-Пресс, 2003. — 288 с.
- Моисеева С. И. Психологические особенности подростков, склонных к девиантным формам поведения в современных социально-экономических условиях / С. И. Моисеева: дис.... канд. психол. наук: 19.00.07. — М., 2003. — 176 с.
- Ушакова В. Р. Особенности межличностного взаимодействия подростков с различными акцентуациями характера / В. Р. Ушакова, Е. Ю. Кольчик // Живая психология. — № 1. — Т.7. — 2020 г. — С. 46–59.
- Ковалев С. В. Развитие эмоционального интеллекта у подростков, склонных к девиантному поведению. [Электронный доступ]: https://nauchkor.ru/pubs/razvitieemotsionalnogo-intellekta-u-podrostkov-sklonnyh-k-deviantnomu-povedeniyu5b887ee97966e1073081b579 Дата последнего обращения: 03.11.2020 г. 7. Казанская, В. Г. Подросток и трудности взросления / В. Г. Казанская. — СПб.: Питер, 2006. — 404 с.
- Прихожан A. M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — М.; Воронеж: Академия, 2000. — 367 с.
- Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков / Ю. А. Клейберг. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. — 163 с.
- Печерский А. В. Интерсубъектная модель психолого-педагогической профилактики наркомании в подростковой и юношеской среде: дис.... канд. психол. наук. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2006. — 253 с.