Методы и приёмы работы со слабоуспевающими детьми на уроках географии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 20.11.2022

Статья просмотрена: 1013 раз

Библиографическое описание:

Держай, Г. Ю. Методы и приёмы работы со слабоуспевающими детьми на уроках географии / Г. Ю. Держай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 390-392. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96579/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье представлены формы и методы работы на уроках географии и во внеурочное время со слабоуспевающими учащимися для устранения пробелов в знаниях. Определены особенности неуспевающих и слабоуспевающих учащихся, а также представлены основные правила работы со слабоуспевающими детьми.

Ключевые слова: формы и методы, география, слабоуспевающие ученики, низкий уровень знаний.

В каждой школе обучаются дети, испытывающие трудности в освоении школьных предметов, в том числе географии. Основная задача современной школы — «не потерять», не упустить учащихся с низкими учебными возможностями. Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявить образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Слабоуспевающие школьники характеризуются пониженной обучаемостью, предпосылками которой является несформированность необходимых интеллектуальных умений, невысоким уровнем школьной мотивации, низким социометрическим статусом [1].

Особенности неуспевающих и слабоуспевающих учащихся:

— низкий уровень знаний, как следствие этого — низкий уровень интеллектуального развития;

— отсутствие познавательного интереса;

— не сформированы элементарные организационные навыки;

— учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической точки зрения;

— нет опоры на родителей как союзников учителя-предметника;

— отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

— частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях, и как следствие этого — низкий уровень интеллекта.

При составлении плана работы со слабоуспевающими детьми стоят следующие задачи:

— создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ;

— отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышения мотивации слабоуспевающих учеников;

— использование новых образовательных технологий, инновационных форм и методов обучения (для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися) [4].

Основные правила работы со слабоуспевающими детьми:

— создание благоприятной атмосферы на уроке;

— своевременно оказывать помощь на занятиях;

— изменить формы и методы учебной работы на уроках географии, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности:

— освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

— ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

— культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Важное организационное и педагогическое условие работы со слабоуспевающими детьми — активное использование разнообразных инновационных технологий, форм, современных методов и приемов.

При работе с текстовым материалом, на уроках географии используются следующие методы и приемы работы:

— Чтение с остановками — это прием, который также можно применять к любому предмету на любую тему. Обязательным условием является то, что текст должен быть новым для учащихся. Присутствует комментирование текста, наиболее актуальное в 5–6 классах, однако в и 10 классе оно показало эффективность. Требует подготовки: текст должен быть разбит на части, вопросы и задания должны быть подготовлены. Применяем приемы «Объясните цитату», «Как вы объясните народную мудрость», «Согласны ли вы с утверждением?» Дальнейшие рассуждения могут быть домашним заданием. Данную методику можно выделить как отдельную педагогическую технологию, т. е. технологию работы с незнакомым текстом. При этом в этой технологии выделяют два взаимосвязанных аспекта: самостоятельную разработку учебного материала и накопление опыта работы с учебной литературой. Пример: культура и обычаи народов России [2].

— Прием составления плана. Составление плана помогает «сложить» содержание текста для его запоминания и последующего «развернутого» изложения мыслей и доказательств. Пример: погодные элементы.

— Составление конспекта. Конспект — это краткое, связное изложение основных идей текста или лекции. Обязательным элементом конспекта являются аргументы, пояснения, примеры. Основная трудность в конспектировании заключается в том, что нужно научиться много говорить несколькими словами. Конспект делает исходные материалы понятными, удобными и полезными для использования. При этом конспект должен быть логичным, связным, понятным, иметь возможность вспомнить весь исходный текст.

— Заполнение технологических карт урока. Преподаватель заранее готовит форму-карту урока, где представлены вопросы, таблицы, карточки-схемы, а ученик заполняет ее, используя различные источники информации, но основными источниками все же являются текстовые. Пример: лесные ресурсы мира, обрабатывающая промышленность мира.

— Прием схема «Фишбоун» («Рыбий скелет»). Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название — причинно-следственные диаграммы). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Очень хорошо работает на обобщающих уроках, например, на теме атмосфера, концепция устойчивого развития, изучения международных организаций (ЕС, ООН) [2].

— Прием SWOT-анализа, пришедший из менеджмента, хорошо применим на географическом материале. Выделение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Пример: мой город, развитие туризма на Северном Кавказе.

При подготовке к экзаменам, проверочным работам хороши и традиционные приемы работы с текстом, такие как, составление таблиц, группировка (горы, реки), выделение опорных пунктов, классификация, схематизация, ассоциации.

При работе со статистическими данными на уроках географии, со слабоуспевающими детьми рекомендованы следующие методы и приемы:

— Метод анализа статистических таблиц, графиков, диаграмм. Пример: анализ половозрастной таблицы России.

— Построение графиков, диаграмм по статистическим данным. Пример: построение графиков температур, столбчатой диаграммы по осадкам, численности населения, кривых дожития.

— Трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот. Пример: выработка электроэнергии на разных типах электростанций в различных странах, перевести информацию из круговых диаграмм в таблицу и написать вывод.

Вся работа со статистической информацией требует аккуратности, внимательности, выбора масштаба или шага, написания выводов, анализа. Слабоуспевающие дети справляются с построением таблиц и диаграмм на компьютере, но намного сложнее стало работать вручную. Проблема с оформлением, выстраиванием логических цепочек и выводов [5].

При работе с картой применяются следующие методы и приемы:

— Составление карт с новой информацией, карт-схем. Пример: составление карты Латинской Америки с государствами, столицами, государственным языком и известными людьми стран.

— Картографические и топографические задачки. Пример: какой корабль быстрее доплывет до места крушения, на каком склоне быстрее созреют яблоки и т. д.

— Разработка туристических маршрутов. Пример: маршрут по горам Восточной Сибири.

— Составление плана местности по рассказу литературных героев или описанию местности. Пример: сказки К. И. Чуковского.

— Работа с программой Google Earth, составление виртуальных экскурсий, определение расстояний, достопримечательностей. Примеры: варианты экскурсий по Санкт-Петербургу, рассмотрение столиц государств. [3].

Очень важно в географии научить ребят работе с картой, это наш один из главных навыков и помощь в освоении других предметов (истории, английского языка). Важно научить слабоуспевающих детей любить карту.

Рассматривая и применяя различные приемы и методы работы со слабоуспевающими детьми на уроках географии стоит отметить, что все они чаще всего применяются интегрировано. Применение различных приемов работы на уроках приводит к разнообразию в проведение занятий, повышению интереса учеников к предмету изучения. Происходит выполнение главной задачи учителя — формирование вдумчивого читателя, способного увидеть в тексте недоговоренности, умолчания, скрытые вопросы, противоречия.

При системном и систематическом использовании различных приемов и методов работы на уроках географии в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию, что повышает в целом качество образовательного процесса.

Литература:

  1. Зарипова, А. Ф. Слабоуспевающие учащиеся в системе образования / А. Ф. Зарипова, Г. И. Гарнаева // V Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 25–26 марта 2020 года. — Казань: ООО «Центр инновационных технологий», 2020. — С. 161–165.
  2. Новикова, А. Е. Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися / А. Е. Новикова // Научные труды ЮКГУ им. М. Ауэзова. — 2014. — № 2(29). — С. 135–137.
  3. Трушко, С. А. Интерактивные методы и приемы работы с учащимися на уроках географии / С. А. Трушко // Современные направления развития физической географии: научные и образовательные аспекты в целях устойчивого развития: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию факультета географии и геоинформатики Белорусского государственного университета и 65-летию Белорусского географического общества, Минск, 13–15 ноября 2019 года. — Минск: Белорусский государственный университет, 2019. — С. 613–615.
  4. Фомина, Е. В. Работа со слабоуспевающими учениками как фактор повышения качества знаний и умений учащихся // Актуальные вопросы образования и науки: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, Тамбов, 31 января 2018 года. — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2018. — С. 110–112.
  5. Шелехова, Т. Н. Приемы и методы организации работы с информацией на уроках географии / Т. Н. Шелехова // География в школе. — 2019. — № 5. — С. 49–52.
Основные термины (генерируются автоматически): урок географии, слабоуспевающий, метод работы, прием, ребенок, учащийся, диаграмма, основное правило работы, особенность неуспевающих, уровень знаний.


Ключевые слова

география, формы и методы, слабоуспевающие ученики, низкий уровень знаний

Похожие статьи

Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности

В статье приводится теоретический анализ изучения проблемы развития интереса младших школьников; обосновываются педагогические условия развития интереса обучающихся к изучению математики во внеурочной деятельности.

Работа учителя математики с детьми с девиантным поведением

В статье рассматриваются признаки, основные причины девиантного поведения. Приводятся примеры методов и средств работы с детьми с отклоняющимся поведением на уроках математики.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы

В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.

Особенности формирования лингвистической учебно-терминологической лексики у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях

Данная статья посвящена раскрытию теоретических особенностей логопедической работы, направленной на формирование лингвистической учебно-терминологической лексики младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.

Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются способы развития речи младших школьников, возрастные особенности развития речи, а также особенности работы по развитию речи на уроках гуманитарного цикла.

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Творческие задания на уроках математики в начальных классах и предъявляемые к ним требования

В статье приводятся размышления о необходимости применения на уроках математики творческих заданий и предъявляемые к ним требования.

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Контроль знаний и умений обучающихся на уроках начального курса географии с помощью карточек-заданий

В статье описана характеристика контроля знаний и умений обучающихся на уроках начального курса географии с помощью карточек-заданий. Рассматриваются плюсы этого метода контроля в использовании на уроках географии.

Педагогический анализ программы по физической культуре для учащихся первых классов

В данной статье проводится анализ соответствия программы по физической культуре возрастным особенностям учащихся первых классов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.

Похожие статьи

Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности

В статье приводится теоретический анализ изучения проблемы развития интереса младших школьников; обосновываются педагогические условия развития интереса обучающихся к изучению математики во внеурочной деятельности.

Работа учителя математики с детьми с девиантным поведением

В статье рассматриваются признаки, основные причины девиантного поведения. Приводятся примеры методов и средств работы с детьми с отклоняющимся поведением на уроках математики.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы

В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.

Особенности формирования лингвистической учебно-терминологической лексики у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях

Данная статья посвящена раскрытию теоретических особенностей логопедической работы, направленной на формирование лингвистической учебно-терминологической лексики младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.

Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются способы развития речи младших школьников, возрастные особенности развития речи, а также особенности работы по развитию речи на уроках гуманитарного цикла.

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Творческие задания на уроках математики в начальных классах и предъявляемые к ним требования

В статье приводятся размышления о необходимости применения на уроках математики творческих заданий и предъявляемые к ним требования.

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Контроль знаний и умений обучающихся на уроках начального курса географии с помощью карточек-заданий

В статье описана характеристика контроля знаний и умений обучающихся на уроках начального курса географии с помощью карточек-заданий. Рассматриваются плюсы этого метода контроля в использовании на уроках географии.

Педагогический анализ программы по физической культуре для учащихся первых классов

В данной статье проводится анализ соответствия программы по физической культуре возрастным особенностям учащихся первых классов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.

Задать вопрос