В статье авторы раскрывают опыт организации наставничества между старшими и младшими группами детей в детском саду.
Ключевые слова: наставничество, проект, общение.
Общение — одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире , социализироваться, стать социально ценной личностью . Одним из средств, способствующих позитивной социализации, является организация наставничества между разными возрастными группами в детском саду .
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Именно поэтому в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте выделена образовательная область « Социально-коммуникативное развитие » . Её основной целью является позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Разрабатывая данный проект, мы рассматривали наставничество как сотрудничество детей разного возраста. Сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом, так как старшие дети передают свой опыт младшим. Данный проект мы назвали «Содружество». Участниками данного проекта стали дети, вновь поступившие в детский сад (возраст на начало проекта составлял 2–2,3 года, старшие ребята (5-6 лет), воспитатели, педагог-психолог, старший методист и родители.
Позиция старшего, знающего и умеющего больше и использующего знания и умения для того, чтобы сделать что-то полезное и приятное тем, кто сам этого еще не может, существенно влияет на представления старших детей о себе. Практическая реализация такой позиции обогащает образ — Я, вносит в него такие положительные черты, как: «Я тот, кто помогает маленьким и слабым, кто доставляет им радость, кто может защитить их». Одновременно появляется гордость за такие качества и поступки.
Знакомство детей в рамках проекта «Содействие» началось с возникновения взаимного расположения, доверия и интереса, прошло этап легкого и приятного взаимодействия и только на фоне сложившейся взаимной доброжелательности постепенно перешло к более сложным формам.
Одним из вариантов общения, направленного на знакомство и возникновения положительных эмоций у всех участников, стал сюрпризный момент «Добро пожаловать в детский сад». Дети старшей группы пришли к малышам в ярких костюмах знакомых малышам персонажей. Они приветствовали малышей песнями, прибаутками. Пригласили на хороводные игры, музыкальные игры с ускорением.
Следующим этапом взаимодействия, требующим от старших несколько больших усилий, чем концерты, стало изготовление для подопечных малышей подарков. Цель этой работы — учить детей доставлять радость другим, заслуживать их благодарность и в тоже время чувствовать себя более взрослыми и умелыми. У младших же в результате появляются симпатия и интерес к старшим и готовность общаться с ними и по другим поводам.
Традицией стало участие старших наставников в утренниках, в роли персонажей (Снегурочка, Дождик, Петушок, Кукла Катя и другие)
Когда малыши перешли во вторую младшую группу, старшие дети поздравили их на празднике «Новоселье», пели песни, вместе танцевали, а также подарили малышам комплект настольных игр. Обучать играть в них приходили в свободное время, во вторую половину дня.
В группе малышей открылся клуб «Талантошки». Работа в нём стала неотъемлемой частью нашего проекта. Старшие дошкольники с большим интересом и желанием готовились к различным «мастер-классам». Темы, виды деятельности помогали спланировать и подготовить воспитатели и родители. В ходе работы клуба, дети старшей группы предлагали малышам самые разные занятия: разучивали песенки и танцы, пальчиковую гимнастику, занимались продуктивными видами деятельности, учили рисовать нетрадиционными техниками.
Важной частью работы по проекту «Содружество» стало привлечение старших ребят к процессу формирования культурно-гигиенических навыков. Наставники оказывали малышам помощь при одевании на прогулку, так как малыши в большинстве готовы слушать старших и следовать их инструкциям.
Большая и на наш взгляд важнейшая часть работы по проекту «Содружество» происходила на прогулке. Здесь ключевая роль уделялась формированию основ безопасности. Известно, что наибольшее количество травм происходит именно во время прогулок. Здесь старшие дети выступали в роли наставников во время организации подвижных игр, экскурсий вокруг детского сада, опытно — экспериментальной деятельности с песком, снегом. Малыши, глядя на старших детей, посильно участвовали в трудовой деятельности (сбор сухих листьев, подметание дорожек и прочее). В весенний период, в рамках работы по проекту «Содружество», ребята высадили на огороде морковь, петрушку, кукурузу. Наблюдали за ростом урожая, вместе радовались результатам совместного труда.
Мы старались придерживаться правил:
1. Общение старших и младших должно быть эпизодическим, а также ограниченным по частоте (не более 2 раз в неделю и около 25–30 минут).
2. Общение должно вызывать положительные эмоции у обеих возрастных групп и восприниматься ими как яркое, интересное событие.
3. Старшие общаются с младшими исключительно добровольно. Их действия одобряются воспитателем, педагогом — психологом, заместителем директора по МВР, о них сообщается родителям. Общение должно быть связано с конкретным делом, понятным и интересным всем детям.
4. Содержание общения должно постепенно усложняться по степени зависимости старших и младших партнеров друг от друга.
Заключением сотрудничества детей в течение года, стало поздравление от малышей на балу выпускников детского сада, где малыши с удовольствие поздравляли своих наставников
Таким образом, реализуя проект по наставничеству «Содружество», мы решаем две задачи:
1) обогащаем образ — Я старших детей представлениями о себе как о помощнике и защитнике слабых;
2) формируем у всех участников новый опыт доброжелательных отношений.
Как показала данная практика, опыт взаимодействия детей младшего и старшего возраста способствовал не только их успешной социализации, но и помогал развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, эмоциональное состояние малышей становилось более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимали свою значимость, это способствовало формированию у них позиции взрослого, снимало тревожность, ребята становились более внимательными и ответственными, что способствовало формированию школьной готовности.