ШОС и БРИКС: особенности участия Китая | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 22.11.2022

Статья просмотрена: 422 раза

Библиографическое описание:

Чернов, М. А. ШОС и БРИКС: особенности участия Китая / М. А. Чернов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 376-379. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96593/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается роль БРИКС и ШОС в контексте взаимовыгодных отношений между странами участниками, в том числе исследуется роль и специфика участия КНР. В современном меняющемся мире особую роль играет наличие союзников или партнеров по диалогу. В данном случае мы рассматриваем организации ШОС и БРИКС в качестве основных партнеров для Китая в условиях жестких санкций по отношению к ряду стран — участников. Выделены выгодные аспекты участия КНР в данных организациях, а также были проанализированы документы, относящиеся к организациям ШОС и БРИКС.

Ключевые слова: ШОС, БРИКС, Китай, Россия, страны-участники, экономика, особенности участия.

Первоначально проект взаимодействия центральноазиатских государств, России и КНР, который впоследствии стал шанхайской организацией сотрудничества, был нацелен на взаимодействие и уточнение в вопросах проведение границ и на вопросах безопасности. Один из создателей идеи такого объединения Л. Г. Ивашов писал: «Изначально ШОС была создана для решения проблем границ между КНР и четырьмя бывшими советскими республиками. Однако потенциальные возможности организации оказались намного шире. Идея создания на базе «шанхайской пятерки» более сильной структуры появилась в 1998 г. в МИДе и Минобороны РФ» [5]. Задумывалось, что ШОС станет основой для евразийского объединения, не образующего единого пространства, но связанного между собой экономическими, политическими и иными связями.

В 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка». Последующие ежегодные саммиты участников «Шанхайской пятёрки» проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизия) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году. Ко времени проведения встречи в Бишкеке началось создание постоянных механизмов сотрудничества: встреч министров и экспертных групп. Начала складываться новая международная организация. Появились национальные координаторы, назначаемые каждой страной. 13–15 июня 2001 года в Шанхае прошла встреча глав государств «Шанхайского форума». Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества или «Шанхайскую шестёрку». Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».

Окончательное институциональное оформление ШОС произошло в 2002 году на встрече лидеров организации в Санкт-Петербурге, тогда было принято два основополагающих документа организации: уставной документ хартия ШОС и декларация глав-государств организации. Таким образом, новый геополитический союз получил свое окончательное оформление. В хартии ШОС в качестве основных целей для организации указывались:

«укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства; развитие сотрудничества, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого политического и экономического международного порядка; совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, а также незаконной миграцией» [3]. Помимо этого в качестве целей создания организации выступали развитие регионального сотрудничества, взаимодействие с целью достижения экономического роста и предотвращение конфликтов, как на территории организации, так и за ее пределами. В течение следующих двух лет произошло формирование структурных подразделений организации, и с 2004 года ШОС уже стала действовать как полноценное международное объединение.

Российский политолог Шаповалов В. Л. характеризует ШОС следующим образом: «Первоначально целью организации было урегулирование приграничных споров, демаркация границ и сокращение вооруженных сил на приграничных территориях. Эти цели были успешно реализованы. В настоящее время ШОС представляет собой серьезную и авторитетную силу по поддержанию мира и безопасности в Центральной и Восточной Азии. В ее ряды вступили Узбекистан, Индия и Пакистан, а ряд азиатских государств, в том числе Монголия, Афганистан и Иран, получили статус наблюдателя. По совокупному потенциалу стран участников ШОС превратилась в одну из крупнейших региональных группировок. Организация объединяет страны с совокупным населением равным 3,1 млрд человек! ШОС служит ярким примером успешного сотрудничества различных государств в сфере обеспечения безопасности» [9].

На настоящий момент ШОС представляет собой организацию, включающую в себя девять членов (Россия, КНР, страны Центральной Азии, Индия, Пакистан, Иран), три государства наблюдателя (Афганистан, Белоруссия, Монголия), девять партнеров по диалогу (в том числе Турция) и восемь стран, подавших заявку в качестве наблюдателя.

Таким образом, ШОС за 20 лет своего развития превратилась в одну из крупнейших интеграционных структур в мире, охватывающую более 60 % территории евразийского материка, с общей численность населения в 3,5 млрд человек, то есть примерно половины населения планеты [4].

Принципиальным отличием БРИКС от ШОС стало то, что, если ШОС изначально было задумано как межгосударственное объединение, инициатива в создании которого шла от руководства стран участников, то идея БРИКС впервые была высказана экономическим обозревателем Д. О. Нилом в ноябре 2001 года в качестве описания тех развивающихся стран, которые, по его мнению, выраженному в докладе банка «Голдман Сакс», будут являться кирпичами (в английском языке созвучие с названием организации — brick, что в переводе на русский означает кирпич) для будущего роста мировой экономики. Это связанно с тем, что в начале 2000-х годов именно эти страны показывали наибольший экономический рост и считались наиболее перспективными рынками для вкладывания капитала. При этом сама организация БРИК (впоследствии БРИКС) была создана существенно позже высказывания этой идеи в июне 2006 году в Санкт-Петербурге на экономическом форуме.

В полноформатное же объединение БРИК превратился только в 2009 году во время первой встречи лидеров стран-участников в Екатеринбурге. Важно отметить, что первоначальной причиной организации ШОС стало стремление к уточнению границ и укреплению безопасности, а основополагающей причиной создания геополитического союза стало стремление к осуществлению взаимовыгодных интеграционных процессов в Евразии и создании международного обледенения крупных стран, не зависящих от США и их союзников, от международных институтов, которые контролируются ими. При этом исходной причиной создания БРИК стало стремление к взаимодействию крупнейших развивающихся государств в экономической сфере. При этом причиной, подтолкнувшей к созданию полноценного объединения государств, стал мировой экономический кризис 2008 года, в очередной раз показавший иллюзорность устойчивости мировой рыночной экономики, а также стремление развитых капиталистических стран переложить тяжесть преодоления этого кризиса на развивающиеся страны периферийного капитализма и необходимость из-за этого в согласованной экономической политике крупнейших и обладающих хоть небольшой политической субъектностью развивающихся стран.

Шаповалов В. Л. охарактеризовал роль организации БРИКС следующим образом: «Однако в настоящее время темпы экономического развития стран «Большой семерки» замедляются. Они начинают терять лидирующие позиции в мировой экономике. Все большую роль в качестве мировых экономических лидеров начинают играть страны БРИКС (BRICS): Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР. Так, прирост ВВП развитых стран в 2001–2010 годах составил 2,4 %, в том числе стран Западной Европы — 1,7 %. В то же время прирост ВВП Бразилии составил 3,2 %, России — 6,1 %, Индии — 6,4 %, Китая — 9,2 % 81. Результатом становятся изменения в иерархии 10 крупнейших экономик мира. Общей тенденцией является постепенная утрата ведущих позиций странами «Большой семерки» и замещение их в качестве мировых лидеров странами БРИКС. Уже в настоящее время совокупный объем ВВП стран БРИКС превышает ВВП стран Евросоюза» [9].

Таким образом, образовался союз крупнейших не западных экономик мира — Бразилии, Индии, Китая и России с примкнувшей к ним впоследствии ЮАР.

Особенности участия Китая

КНР — ключевой участник объединений. Феноменальный экономический подъем КНР является безусловно главным экономическим событием в конце ХХ- начале ХХI века. Цифры, его характеризующие, поражают воображение — ВВП КНР вырос с 226 млрд долл. в 1978 году до 13 трлн 368 млрд в 2018, то есть почти в 60 раз [7].

Китай стал самым привлекательным местом для иностранных инвестиций, объем которых стабильно превышает 100 млрд долл. в год, но в последнее время он еще и вывозит капитал на такие же суммы, вкладывая его как в развивающиеся страны, так и в страны Запада.

Для КНР объединение БРИКС — это возможность расширения своих рынков сбыта, улучшения связей с производителями сырья для своей промышленности и возможность создать глобальное экономическое объединение, не подконтрольное Западу и его финансовым институтам.

За последние два года мир столкнулся с глобальными кризисами, которые существенно трансформировали саму структуру мировой экономики и ту систему международных отношений, которая была выстроена после 1991 года (установление однополярного мира во главе с США). В 2020 году мир столкнулся с пандемией — глобальным распространением новой формы коронавирусной инфекции. Говоря о последствия этого для мировой экономики и политики, можно, выделить следующие факторы:

  1. Ключевым во всем проекте пандемии стало ранее невиданное ограничение прав и свобод человека в рамках сделки «свобода в обмен на безопасность», то есть отказ от базовых прав, в том числе права на перемещение, работу, не говоря о свободе слова, собраний и т. д. разменивается на безопасность от вируса.
  2. Пандемия под аккомпанемент лозунгов о социальном равенстве характеризовалось сильнейшим ростом неравенства с увеличением доходом узкой прослойки богатых, уменьшением доходом среднего класса, и усугублением бедности неимущих. Так, при общем падении экономики США в 2020 в 3,5 %, и экономики ЕС в 6,6 % [11], состояние сверхбогатых людей мира за четыре месяца пандемии увеличилось на 27,5 % — с $8 трлн в начале апреля до $10,2 трлн в конце июля [6], и продолжает расти, рост доходов сверхбогатых в РФ за год пандемии (с марта 2020 года по март 2021-го) составил $207 млрд, достигнув рекордных $663 млрд [1].

В то же время президент Всемирного Банка заявил: «Пандемия приводит к повышению уровня бедности по всему миру, она уже подтолкнула почти 100 млн. человек к чрезвычайной бедности» [8]. Почти все страны мира (кроме КНР) столкнулись с острыми проблемами в экономике, падением ВВП и падением доходом бедных слоем населения. Важно отметить, что впервые мировое энергопотребление упало на 4,5 % в 2020.

Важно и отметить, что состояние «до пандемии» считается уже недостижимым. В ООН отмечают, что «уже никто не верит, что после пандемии мир вернётся в прежнее состояние, это уже не реалистично» [2].

В этой связи, когда прежние глобализационные механизмы не работают, а общество потребления на Западе подвергается радикальной трансформации особенно велико становиться значение региональных экономических и геополитических союзов. Объединения же на пространстве «Хартленда», Евразии имеют в этот момент трансформации мировой политической системы особое значение, они могут стать элементами нового миропорядка, новой модели глобализации не управляемой западными финансовыми и политическими институтами.

Вторым важным моментом геополитических изменений в мире стала специальная военная операция на Украине, начатая РФ 24 февраля 2022 года. Осужденная США и их союзниками, и сателлитами она стала радикальной точкой разрыва РФ с прежней парадигмой развития в рамках стремления к интеграции в Западные политические и экономические институты. Столкнувшись с жесткими санкциям со стороны всех стран Запада, Россия вынуждена еще активнее «разворачиваться на восток», обращаясь к идеям евроазиатской интеграции и ища новых союзников, рынки сбыта и капитала. Так, например, глава министерства финансов РФ А. Силуанов 9 апреля 2022 года заявил, что западные санкции «подталкивают нас к собственной системе обмена финансовыми сообщениями и созданию независимого рейтингового агентства БРИКС» [10].

Для Китая в условиях 2022 года складывается особенно выгодная экономическая обстановка:

1) Увеличивается количество рынков сбыта за счет переориентацию многих стран — партнеров с России в Китай;

2) Также и Россия увеличивает долю китайского рынка в своем сегменте, что сказывается на росте экономики КНР;

3) В условиях санкций и перебоев в логистике, Китай обретает все значимую роль;

4) Россия, как основной поставщик нефти на мировом рынке, продает Китаю нефть с дисконтом;

5) В условиях долгой совместной работы внутри организаций ШОС и БРИКС, были налажены контакты, а также логистика путей при торговле между странами, что позитивно сказалось на торговых отношениях.

Таким образом, участие Китая в данных объединениях в 2022 году позволило увеличить свой товарооборот, получить выгодные предложения от стран-участников объединения, а также усилить свою роль, как экономического гиганта на мировом экономическом рынке.

Литература:

  1. Богатейшим пандемия оказалась на руку. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/06/10/60c0c14f9a79476c014a3263 (дата обращения: 22.10.2022).
  2. В ООН считают, что мир после пандемии не будет прежним https://russian.rt.com/world/news/822576-oon-izmenenie-mir-pandemiya (дата обращения 03.10.2022).
  3. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. URL: kremlin.ru. Информационно-справочная служба Администрации Президента России (15 июня 2001).
  4. Ефременко Д. В. Новый этап в развитии Шанхайской организации сотрудничества // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск XXIV: ежегодное издание. — М.: ИДВ РАН, 2019.
  5. Ивашов Леонид. О расширении Хартленда, или ШОС. Режим доступа: http://otchizna.su/ world/159 (дата обращения: 11.10.2022).
  6. Идеи сверхбогатых. URL: https://www.pwc.ch/en/insights/fs/billionaires-insights-2020.html (дата обращения: 30.09.2022).
  7. Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2017–2018: монография. — М.: ИД «ФОРУМ», 2018.
  8. Пандемия COVID-19 подтолкнула почти 100 млн человек к чрезвычайной бедности глава Всемирного банка. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/260426950 (дата обращения: 30.10.2022).
  9. Россия и современный мир: учебное пособие / Ю. А. Никифоров, В. Л. Шаповалов; под ред. В. Л. Шаповалова. — Москва: МПГУ, 2018.
  10. Санкции Запада подталкивают БРИКС к формированию своей системы обмена финансовой информацией. URL: https://radiosputnik.ria.ru/20220409/briks-1782692893.html (дата обращения 10.10.2022).
  11. Экономика Евросоюза: анализ статистики за 2020 год и прогноз на 2021 год. https://immigrantinvest.com/insider/eu-economy-stats-2020/ (дата обращения: 30.09.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, Россия, КНР, мировая экономика, рынок сбыта, США, BRICS, геополитический союз, Шанхайская организация сотрудничества, экономический рост.


Ключевые слова

Россия, экономика, Китай, БРИКС, ШОС, страны-участники, особенности участия

Похожие статьи

Основные противоречия России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества

В статье анализируются расхождения стратегических интересов России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Несмотря на членство в ШОС, способы реализация внешней политики, видение главной цели ШОС, модель отношений с другими странами, ...

Динамика политического взаимодействия Китая и Кыргызстана в 2019–2022 годах: анализ и актуальные показатели

Современное политическое взаимодействие между Китаем и Кыргызстаном в период с 2019 по 2022 годы оказалось ключевым фактором в формировании и развитии отношений между двумя суверенными государствами. Важным аспектом взаимодействия остается региональн...

Стратегическое партнерство России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества

В статье автор исследует стратегическое партнерство России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) через призму их политического, военного, культурного и гуманитарного сотрудничества, а также рассматривает вызовы и перспективы да...

Развитие торгово-экономических отношений между российскими и китайскими предприятиями

В условиях экономической агрессии в отношении Российской Федерации развитие двустороннего доверительного взаимодействия с Китайской народной республикой является приоритетом внешнеэкономической политики России. Китай зарекомендовал себя как надежный ...

Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая

В рамках настоящей статьи исследуется ряд региональных договоров Российской Федерации и Китая в сфере торгово-экономических отношений. Затронуты вопросы исторического становления региональных отношений двух государств в анализируемой сфере, поэтапно ...

Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации со странами — членами БРИКС

В данной статье проводится анализ инвестиционного сотрудничества стран-участниц объединения БРИКС. Рассматриваются накопленные, текущие и взаимные инвестиции этих стран, а также предлагаются рекомендации по повышению уровня взаимного сотрудничества в...

Взаимодействие Китая и России в рамках Восточного экономического форума: результаты, перспективы, таможенные аспекты

В данной статье раскрываются главные направления взаимодействия России и Китая посредством заключения партнерских инвестиционных проектов, прослеживается динамика основных характеристик Восточного экономического форума за период 2015–2022 годов, пров...

Невоенные аспекты участия Японии в многосторонней стратегии сдерживания Китая

Автор анализирует результаты прошедшего в 2021 году саммита QUAD. Особое внимание уделяется причинам преимущественно невоенной направленности заявлений, выпущенных по результатам работы саммита. Кроме того, даётся оценка слабым местам проектов четырё...

Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект

Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.

Отношения между Южной Кореей и Россией на современном этапе международных отношений

Актуальность темы исследования заключается необходимости дальнейшего исследования миграционных процессов в условиях увеличения интереса государств Корейского полуострова к развитию отношений с Россией на сегодняшний день. Оценка миграционной политики...

Похожие статьи

Основные противоречия России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества

В статье анализируются расхождения стратегических интересов России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Несмотря на членство в ШОС, способы реализация внешней политики, видение главной цели ШОС, модель отношений с другими странами, ...

Динамика политического взаимодействия Китая и Кыргызстана в 2019–2022 годах: анализ и актуальные показатели

Современное политическое взаимодействие между Китаем и Кыргызстаном в период с 2019 по 2022 годы оказалось ключевым фактором в формировании и развитии отношений между двумя суверенными государствами. Важным аспектом взаимодействия остается региональн...

Стратегическое партнерство России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества

В статье автор исследует стратегическое партнерство России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) через призму их политического, военного, культурного и гуманитарного сотрудничества, а также рассматривает вызовы и перспективы да...

Развитие торгово-экономических отношений между российскими и китайскими предприятиями

В условиях экономической агрессии в отношении Российской Федерации развитие двустороннего доверительного взаимодействия с Китайской народной республикой является приоритетом внешнеэкономической политики России. Китай зарекомендовал себя как надежный ...

Международные договоры в сфере торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Китая

В рамках настоящей статьи исследуется ряд региональных договоров Российской Федерации и Китая в сфере торгово-экономических отношений. Затронуты вопросы исторического становления региональных отношений двух государств в анализируемой сфере, поэтапно ...

Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации со странами — членами БРИКС

В данной статье проводится анализ инвестиционного сотрудничества стран-участниц объединения БРИКС. Рассматриваются накопленные, текущие и взаимные инвестиции этих стран, а также предлагаются рекомендации по повышению уровня взаимного сотрудничества в...

Взаимодействие Китая и России в рамках Восточного экономического форума: результаты, перспективы, таможенные аспекты

В данной статье раскрываются главные направления взаимодействия России и Китая посредством заключения партнерских инвестиционных проектов, прослеживается динамика основных характеристик Восточного экономического форума за период 2015–2022 годов, пров...

Невоенные аспекты участия Японии в многосторонней стратегии сдерживания Китая

Автор анализирует результаты прошедшего в 2021 году саммита QUAD. Особое внимание уделяется причинам преимущественно невоенной направленности заявлений, выпущенных по результатам работы саммита. Кроме того, даётся оценка слабым местам проектов четырё...

Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект

Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.

Отношения между Южной Кореей и Россией на современном этапе международных отношений

Актуальность темы исследования заключается необходимости дальнейшего исследования миграционных процессов в условиях увеличения интереса государств Корейского полуострова к развитию отношений с Россией на сегодняшний день. Оценка миграционной политики...

Задать вопрос