Статья посвящена рассмотрению политического конфликта в Тайваньском проливе. Основными политическими акторами процесса являются: США, которые поддерживают независимость Тайваня для сдерживания Китая в условиях его быстрого роста, а также меняющейся международной обстановки; Тайвань, чей политический курс направлен на достижение своего суверенитета от материкового соседа, с которым их связывают исторические и культурные аспекты; Китай, который стремится достичь формата взаимоотношений с Тайванем по формуле «одна страна — две системы», а также увеличить свое влияние в Азиатско-тихоокеанском регионе. Эскалация конфликта продолжается на фоне прилета в Тайвань спикера палаты представителей США, Нэнси Пелоси.
Ключевые слова: Тайвань, Китай, США, акторы, политический конфликт, независимость, эскалация.
Тайваньский вопрос находится во внимании мирового сообщества уже на протяжении более 50 лет. Историческое развитие Тайваня было связано с оккупацией его территорий как европейскими странами, так и Японией с Китаем. До этого страна носила название «Формозское государство», а впоследствии стала называться «Тайваньская республика».
После освобождения от оккупации Японии после Второй мировой войны Тайвань попал в зависимость от Китая, в котором в ходе гражданской войны победила Коммунистическая партия под руководством Мао Цзэдуна, а противостоящая ей партия Гоминьдан во главе с Чан Кайши была вынуждена покинуть материковый Китай. Они направились на Тайвань с целью в будущем вернуться на материк, чтобы пересмотреть итоги их поражения в гражданской войне.
Там их защиту обеспечивали вооруженные силы США, которые в рамках «доктрины Трумэна» осуществляли деятельность по «сдерживанию» СССР в АТР [10]. США было выгодно обеспечивать безопасность Тайваня в связи, во-первых, с Корейской войной, а, во-вторых, с необходимостью сдерживания коммунистического влияния Китая, который являлся союзником СССР.
Во второй половине XX века произошло несколько событий, которые сильно повлияли на развитие взаимоотношений между странами тайваньского вопроса.
Форма союзнических отношений между США и Тайванем была представлена совместным заявлением, которое было опубликовано в 1954 году в рамках обеспечения взаимной безопасности в регионе. Данное заявление между странами о коллективной безопасности было необходимым шагом «для защиты свободных народов западной части Тихого океана от коммунистической агрессии» [14].
В 1972 году в рамках ранее проведенной «пинг-понговой дипломатии» президент США Никсон прибыл в материковый Китай для проведения встречи с лидером КПК Мао Цзэдуном и премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем. Было подписано совместное коммюнике, которое впоследствии обрело название «Шанхайское коммюнике». Основными тезисами данного документа являлись следующими положения [7]:
1) тайваньский вопрос — ключевой, так как именно из-за него не удается нормализовать отношения между США и Китаем;
2) единственным законным правительством Китая является правительство КНР;
3) Тайвань — провинциальная часть Китая, которая должна находиться в составе Родины;
4) тайваньский вопрос — внутреннее дело самого Китая, в которое не имеют прав вмешиваться любые другие страны;
5) все вооруженные силы США должны покинуть территорию Тайваня;
6) только один принцип должен существовать — «одна страна — две системы», никаких других быть не может относительно суверенности Тайваня;
7) американцы признают, что Тайвань — часть Китая и что существует только один Китай.
В начале 1979 года было подписано новое коммюнике [4]:
1) Китай и США устанавливают дипломатические отношения;
2) Правительство КНР — единственное правительство Китая;
3) США продолжат сотрудничать с Тайванем на неофициальном уровне;
4) США согласны с позицией Китая, что Тайвань — часть КНР;
5) США и КНР создадут посольства и обменяются послами.
В данном коммюнике повторяются тезисы Шанхайского, однако помимо обмена послов и создания посольств, а также формирование дипломатических отношений, появляется пункт о поддержке Тайваня на неофициальном уровне, что создает некую двусмысленность: Тайвань — часть Китая, но мы его будем поддерживать.
Однако в апреле 1976 года в США вышел Закон об отношениях с Тайванем, в котором характерной и неприемлемой чертой для Китая стала формулировка о том, что американцы оставляют за собой право взаимодействовать с тайваньцами, ««основываясь исключительно на своем суждении о потребностях Тайваня», решение по которым принимается военными США [11].
Также в последующем в 1982 году в Совместном коммюнике о продаже оружия Тайваню, США заявили, что «намерены постепенно сокращать продажу оружия Тайваню» [8]. Однако в ходе переговоров Тайвань представил и запросил «Шесть гарантий Тайваню», основными пунктами которых являются [12]:
1) США не будут проводить консультации с США перед тем, как продать американское оружие Тайваню;
2) и самый значимым пунктом является заявление США о том, что они не признают на официальном уровне суверенитет Китая над Тайванем.
Такой подход американцев стал шоком для КНР, поэтому впоследствии были предприняты попытки разъяснить Тайваню идею «одного Китая» [1]. Но результат не был достигнут. По этой причине, руководство КНР пересмотрело свою политику в отношении Тайваня, так как в конце 90-х гг. лидеры Тайваня, которых поддерживало США, взяли курс на полную независимость.
С учетом всех обстоятельств Китай юридически закрепил в своей Конституции идею о мирном решении тайваньского. Данная идея была закреплена в Законе КНР «О противодействии расколу государства». А в преамбуле Конституции КНР сказано: «Тайвань является частью священной территории Китайской Народной Республики. Завершение великого дела воссоединения Родины — священный долг всего китайского народа, в том числе и наших соотечественников на Тайване» [3].
По мнению Пузыни Н. Н., «Закон «О противодействии расколу государства» предусматривает курс КНР на мирное воссоединение страны, который осуществляется путем поэтапного проведения равноправных консультаций и переговоров. Основой для работы по воссоединению государства является принцип «одна страна — две системы». Хотя среди десяти статей закона большинство указывает на мирный путь воссоединения, содержание закона не исключает применения в ряде случаев любых необходимых мер для недопущения отторжения Тайваня от Китая. Если, как указано в ст. 8, любые сепаратистские силы на Тайване будут близки к выводу Тайваня из-под юрисдикции Китая или произойдет фактическое отторжение Тайваня от Китая, то власти КНР постараются использовать все имеющиеся в их распоряжении силы и средства, чтобы обеспечить защиту суверенитета и территориальной целостности Китая» [5].
Проблемное поле и факторы политического конфликта
Для начала следует определить геополитическое положение Тайваня. Рассматривая развитие демократии в Тайване с помощью США, исследователь Харлов В. Р. высказывает следующую точку зрения по поводу факторов, которые влияют на проводимую политику: «территориальная близость к такой державе, как Китай, в совокупности с устремлениями Китая присоединить остров, и ограниченность ресурсов, вызванная относительно маленькой территорией и выражающаяся главным образом в зависимости от внешних контактов. При этом перед Тайванем, который de facto является независимой страной, стоит аналогичная с другими суверенными странами задача: сохранение фактической независимости и суверенитета. Эта задача, в условиях обозначенных выше геополитических реалий, диктует основные направления внутренней и внешней политики» [6].
Таким образом, автор подчеркивает геополитические факторы влияния на проводимую политику внутри Тайваня, считая, что это достаточно слабая и несамостоятельная страна в связи с ограниченностью ресурсов, а также малым количеством территорий.
Из вышеперечисленного вытекает невозможность, во-первых, проводить самостоятельную политику, во-вторых, формируется зависимость от внешней среды, в-третьих, трансформация общества носит характер частичной модернизации, а, в-четвертых, безопасность страны зависит от наличия сильных союзников.
В данном примере обоснованность притягательности контактов с США, мировым жандармом, который сможет защищать такую маленькую страну от большого Китая, очевидна.
Совсем другое дело — отношение США к Тайваню, определение его роли в проводимой политике американцами в АТР.
Тайвань — средство сдерживания КНР, как и Украина для России. Данные территории являются объектом воздействия со стороны внешних сил.
Однако помимо всего прочего следует обратить внимание на научно-техническую составляющую острова. Тайвань является крупнейшим производителем высокотехнологичных чипов и электроники в мире [13]. В современном постиндустриальном обществе технологии являются основополагающим фактором могущества государства, потому что, во-первых, развивается своя собственная промышленность, во-вторых, с помощью высокотехнологической электроники количество затрачиваемых ресурсов уменьшается, что способствует развитию отраслей экономики, в-третьих, чипы используются в современном вооружении начиная с обмундирования военного и заканчивая техникой и ракетами.
Все вышеуказанные причины превосходства дают возможность осуществлять свою волю на мировом пространстве.
Совсем недавно 28 октября 2022 года Министерство обороны США опубликовало новую Стратегию национальной обороны. Основные тезисы документа [9]:
1) Россия является «острым врагом», с которым в именно данный момент происходит ожесточенный политический конфликт на фоне проведения СВО на Украине;
2) И второй тезис, который представляет для нас наибольший интерес: Китай — «основной вызов» для США, с которым Америке придется соперничать в обозримом будущем.
В рамках данного документа важным является для нас то, что США юридически закрепляют КНР, как своего основного оппонента в противоборстве за мировое господство.
В связи с этим роль Тайваня, как фактора сдерживания только растет.
Незадолго до опубликования данного документа 2 августа 2022 года произошел инцидент с посещением Тайваня спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси [2].
Нэнси Пелоси в рамках своего турне по Азии собиралась посетить некоторые страны, в том числе Тайвань. Еще в июле было известно о возможном визите спикера, что вызывало негативную реакцию со стороны КНР, так как данный визит означал признание суверенности Тайваня от Китая, хотя до этого США акцентировали внимание на соблюдении договоренности с Китаем о формуле «одна страна — две системы».
Несмотря на то, что резкой эскалации конфликта удалось избежать, дипломатические отношения между США и Китаем были подорваны этим жестом.
После инцидента на Тайване Китай в знак протест провел военно-морские учения вокруг острова, а также ввел санкции на различные виды продуктов, но самое главное это запрет на экспорт песка, который крайне важен в процессе производства микрочипов и высокотехнологических устройств.
Выводы
Таким образом, мы можем выделить основные факторы политического конфликта в треугольнике США-Тайвань-Китай и сделать следующие выводы:
1) США стремятся к сдерживанию Китая с помощью Тайваня;
2) постепенно происходит эскалация конфликта на фоне различных инцидентов — провокаций;
3) стратегического значение Тайваня, как фактора геополитического влияния США в АТР сохраняется;
4) наличие наукоемкого потенциала и рынка высокотехнологических устройств, которые предоставляют победителю этого конфликта преимущество в ведении своего политического курса в мире, также мы можем отнести к фактору политического конфликта;
5) историческая принадлежность Тайваня к Китаю;
6) желание Тайваня обрести суверенитет по отношению к КНР.
Все вышеперечисленные факторы политического конфликта являются противоречащими в отношениях между странами. Пока не будет найден способ удовлетворить интересы государств, не будет возможности для прекращения конфликта по тайваньскому вопросу.
Литература:
- Белая книга: Принцип одного Китая и тайваньский вопрос / Канцелярия по тайваньским делам, ПрессКанцелярия Госсовета КНР. Пекин, 2000. URL: https://www.mfa.gov.cn/ce/ceby/rus/zt/zgtw/t265037.htm (дата обращения: 02.10.2022).
- Визит Нэнси Пелоси на Тайвань. Главное. [Электронный ресурс] — URL: https://www.rbc.ru/politics/03/08/2022/62e91a819a794747582ae47b (дата обращения: 03.10.2022).
- Конституция КНР. URL: https://chinalaw.center/constitutional_law/china_constitution_revised_2018_russian/ (дата обращения: 03.10.2022).
- Лексютина Я. В. Американо-китайские отношения в условиях трансформирующейся международной системы в начале XXI в. Дисс. доктора полит. наук. Санкт-Петербург. 2012. С. 172.
- Пузыня Н. Н. КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОБЛЕМА ТАЙВАНЯ // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2022. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitaysko-amerikanskie-otnosheniya-i-problema-tayvanya (дата обращения: 05.10.2022).
- Харлов В. Р. Американский фактор демократизации общественно-политической жизни Тайваня // Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 400. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskiy-faktor-demokratizatsii-obschestvenno-politicheskoy-zhizni-tayvanya (дата обращения: 14.10.2022).
- Joint Communique of the United States of America and the People's Republic of China. February 28, 1972. URL: http://www.taiwandocuments.org/communique01.htm (дата обращения: 05.10.2022).
- Joint Communique on Arms Sales to Taiwan. 17 August 1982. URL: http://www. taiwandocuments.org/communique03.htm (дата обращения: 24.09.2022).
- National Defense Strategy, Nuclear Posture Review, and Missile Defense Review. URL: https://media.defense.gov/2022/Oct/27/2003103845/-1/-1/1/2022-NATIONAL-DEFENSE-STRATEGY-NPR-MDR.PDF (дата обращения: 01.11.2022).
- Shaller M. The American Occupation of Japan: The Origins of the Cold War in Asia. New York: Oxford University Press, 1985. P. 251.
- Taiwan Relations Act. United States Code Title 22 Chapter 48 Sections 3301–3316. Enacted 10 April 1979. URL: http://www.taiwandocuments.org/tra01.htm (дата обращения: 05.10.2022).
- The “Six Assurances” to Taiwan. July 1982. URL: http://www.taiwandocuments.org/assurances.htm (дата обращения: 10.09.2022).
- TSMC: как тайваньский производитель микросхем стал опорой мировой экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/story/tsmc-chips/ (дата обращения: 17.10.2022).
- United States — Chinese Joint Statement. December 1, 1954. URL: http://www. taiwandocuments.org/usroc.htm (дата обращения: 05.10.2022).