Ограничения в сфере дистанционной торговли товарами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 27.11.2022

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Васина, О. Ю. Ограничения в сфере дистанционной торговли товарами / О. Ю. Васина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 177-180. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96597/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор рассматривает вопросы требований и ограничений в сфере дистанционной торговли товарами, проводит анализ действующего законодательства, регулирующего торговлю дистанционным способом.

Ключевые слова: дистанционный способ, дистанционная торговля, розничная купля-продажа, табачная продукция.

Современные технологии дают бизнесу новые возможности для развития и позволяют снизить затраты. Можно обойтись без аренды магазинов, а предоставлять потребителю товары прямо со склада. Но у дистанционной торговли есть свои правила.

В процессе отмечающейся в стране цифровизации всех сфер общественной жизни, повсеместного внедрения в общественные отношения информационно-телекоммуникационной сети Интернет, дистанционная торговля товарами начала получать широкое распространение. Развитие и распространение дистанционной торговли настолько широко, что в некоторых сферах она вытесняет розничную торговлю. Стоит сказать о том, что дистанционный способ продаж, регламентация которого в настоящее время предусматривается нормами гражданского законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, включает в себя только розничную куплю-продажу.

Основные признаки дистанционной купли-продажи заключаются в следующем:

1) осуществляется вне стандартных, стационарных торговых мест;

2) обязательное наличие публичной оферты;

3) товар доставляется покупателю по указанному месту;

4) допускается использование электронных денежных средств либо в реальном, либо в автономном режиме времени.

Традиционно сам термин «дистанционно» применительно к рассматриваемому вопросу означает, что покупатель не осуществляет непосредственного контакта с приобретаемым им товаром в режиме реального времени. Некоторые нормативно-правовые акты раскрывают содержание термина «дистанционный».

В период действия Правил продажи товаров дистанционным способом от 2007 г., которые, хотя и косвенно, закрепляли правило о невозможности продажи табачной и никотинсодержащей продукции, количество соответствующих нарушений было меньшим. Представляется необходимым закрепить в Правилах продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи положение о том, что предметом договора розничной купли-продажи товаров дистанционным способом не может выступать табачная или никотинсодержащая продукция.

Применительно к рассматриваемому вопросу, во-первых, стоит отметить, что ранее действовавшие Правила продажи товаров дистанционным способом устанавливали запрет на продажу определенных видов товаров. В первую очередь стоит рассмотреть запрет продажи дистанционным способом табачной продукции и табачных изделий. Так, указанный запрет установлен положениями ст. 19 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». Указанным нормативно-правовым актом установлен запрет розничной торговли табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами на ярмарках, выставках, путем разносной и развозной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами [1].

Несмотря на данный запрет в настоящее время в интернет-пространстве существует множество ресурсов, осуществляющих нелегальную продажу табачной и никотинсодержащей продукции. Так, Роспотребнадзор по г. Москве отмечает, что в адрес Управления поступают множественные обращения от граждан, которые сообщают о наличии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сайтов, содержащих предложение о продаже табачной или никотинсодержащей продукции дистанционным способом. В связи с указанным обстоятельством Управление направляет административные исковые заявления в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц потребителей о признании такой информации запрещенной к распространению на территории страны. Так, по данным федеральной службы только за 2021 г. было подано 294 исковых заявления в защиту прав неопределенного круга потребителей, а также 122 исковых заявления о блокировке ресурсов, которые осуществляют продажу такой продукции дистанционным способом. Особенно важно, что Роспотребнадзор указывает на рост числа таких исковых заявлений в сравнении с 2020 г., когда действовали Правила продажи товаров дистанционным способом [2].

Подтверждается данное обстоятельство и сведениями из Парламентской газеты, в соответствии с которой за 2021 г. суд в 263 случаях принял решение о запрете распространения соответствующей информации, а также 73 торговые площадки в соответствии с поданными исковыми заявлениями самостоятельно прекратили свою деятельность [3].

Так, например, Шумихинским районным судом Курганской области было удовлетворено административное исковое заявление о признании информации, содержащей предложение о покупке никотинсодержащей или табачной продукции информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации. Судом было установлено, что на указанном интернет-ресурсе была размещена информация о продаже жевательного табака (снюса), которой может воспользоваться любой гражданин, в том числе и несовершеннолетний [4].

Таким образом, можно обоснованно сказать о том, что в период действия Правил продажи товаров дистанционным способом, которые, хотя и косвенно, закрепляли правило о невозможности продажи табачной и никотинсодержащей продукции, количество соответствующих нарушений было меньшим. По нашему мнению, в связи со сказанным, представляется необходимым закрепить в Правилах продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи положение о том, что предметом договора розничной купли-продажи товаров дистанционным способом не может выступать табачная или никотинсодержащая продукция.

Аналогичная ситуация отмечается и с продажей дистанционным способом спиртосодержащей продукции. Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» следует, что розничная продажа спиртосодержащей пищевой продукции, в том числе, дистанционным способом, запрещена [5].

Среди положительных аспектов нового регулирования рассматриваемого договора можно отметить снятие запрета на реализацию дистанционным способом лекарственных средств, что было регламентировано отдельным нормативно-правовым актом [6].

Так, установлено ограничение на продажу дистанционным способом лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту врача, наркотических и психотропных лекарственных препаратов. Также запрещена дистанционная торговля спиртосодержащими лекарственными препаратами с объемной долей спирта выше 25 %. Положительным аспектом видится и наложение на продавца обязанности размещать определенные сведения в сети «Интернет» и в мобильном приложении аптечной организации, в том числе, и сведений о сроке годности таких препаратов. Установлена и обязанность продавца информировать покупателя при приеме заказа о свойствах приобретаемого препарата, о сроках его годности и проч.

Ныне действующие Правила продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи видятся менее совершенными и лишенными многих важных положений, которые устанавливались ранее действующими Правилами продажи товаров дистанционным способом. В частности, новыми Правилами не установлен даже косвенный запрет продажи дистанционным способом табачной и никотинсодержащей продукции, хотя на уровне федерального законодательства данный запрет установлен. Исходя из данных официальной статистики следует, что количество интернет-площадок, незаконно реализующих данный товар, в 2021 г. значительно выросло в сравнении с 2020 г.

В связи с этим, можно обоснованно сказать о том, что в период действия Правил продажи товаров дистанционным способом, которые, хотя и косвенно, закрепляли правило о невозможности продажи табачной и никотинсодержащей продукции, количество соответствующих нарушений было меньшим. По нашему мнению, в связи со сказанным, представляется необходимым закрепить в Правилах продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи положение о том, что предметом договора розничной купли-продажи товаров дистанционным способом не может выступать табачная или никотинсодержащая продукция.

Кроме того, считается возможным отразить в Правилах запрет реализации спиртосодержащей спиртовой продукции дистанционным способом.

Литература:

  1. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции) // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 8. — Ст. 721; 2020. — № 31. — Ст. 5062.
  2. Защита неопределенного круга потребителей от реализации никотинсодержащей (табачной) продукции дистанционным способом [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве. URL: https://77.rospotrebnadzor.ru/index.php/napravlenie/zpp/10175-zashchita-neopredelennogo-kruga-potrebitelej-ot-realizatsii-nikotinsoderzhashchej-tabachnoj-produktsii-distantsionnym-sposobom-10–11–2021?ysclid=laln2mayyf941915045
  3. В России в 2021 году закрыли 73 онлайн-площадки по продаже табачной продукции [Электронный ресурс] // Парламентская газета. URL: https://www.pnp.ru/social/v-rossii-byli-zakryty-73-onlayn-ploshhadki-po-prodazhe-tabachnoy-produkcii.html?ysclid=lalnlti9c0246028611
  4. Решение Шумихинского районного суда Курганской области от 28 июля 2021 г. по делу № 2А-451/2021 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/ylSEHt7b8OlO/?ysclid=lalngh5crv689264444
  5. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ. — 1995. –№ 48. — Ст. 4553; 2022. — № 13. — Ст. 1963.
  6. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 697 (ред. от 31.05.2021) «Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам» // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 21. — Ст. 3278; 2021. — № 23. — Ст. 4071.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционный способ, дистанционная торговля, розничная купля-продажа, дистанционный способ продажи товара, Правило продажи товаров, продукция, табачная продукция, невозможность продажи, период действия Правил продажи товаров, розничная купля-продажа товаров.


Похожие статьи

Некоторые аспекты правового регулирования дистанционной торговли

В статье проведен анализ правовых норм, посвященных регулированию дистанционной торговли на территории России. Рассмотрена проблема правового регулирования определения факта инициирования заключения договора купли-продажи дистанционным способом.

Новации в правилах розничной продажи товаров с 2021 года

В статье проведен анализ изменения правовых норм, посвященных регулированию розничной торговли, в том числе дистанционной торговли. Рассмотрены действующие и отмененные нормы продажи товаров дистанционным способом, новые права и обязанности покупател...

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли

В представленной статье автором сделана попытка разъяснить формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли.

Правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере розничной торговли, особенности с проблематикой и регулирование дистанционной торговли

Статья посвящена рассмотрению особенностей и проблематики регулирования защиты прав потребителей в сфере розничной торговли и дистанционной торговли.

Права потребителей при заключении договора купли-продажи в сфере дистанционной торговли

В статье автор определяет классификацию прав потребителей при дистанционной купле-продаже товаров, определяет их сущность и правовое значение.

Проблемы возврата товара надлежащего качества при дистанционной купле-продаже и пути их решения

В данной статье рассмотрены основные проблемные моменты возврата товара надлежащего качества, что со стороны интернет-магазина, что со стороны потребителя. Рассмотрена проблема применимости в рамках дистанционной торговли «Перечня непродовольственных...

Общая характеристика договора дистанционной розничной купли-продажи

В свете развития информационных технологий дистанционная продажа товаров становится все более востребованной. Проблемы правового регулирования возникают при заключении договоров, также остается открытым вопрос идентификации участников сделки. В итоге...

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по гражданскому законодательству Российской Федерации

В представленной статье автором сделана попытка разъяснить особенности защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли, а также актуализированы проблемные аспекты в данной области.

Административная ответственность в области обеспечения экономической безопасности в сфере розничной торговли

В статье автор пытается определить особенности административной ответственности в сфере обеспечения экономической безопасности в сфере розничной торговли.

Уголовная ответственность в области обеспечения экономической безопасности в сфере розничной торговли

В статье автор пытается определить особенности уголовной ответственности в сфере обеспечения экономической безопасности в сфере розничной торговли.

Похожие статьи

Некоторые аспекты правового регулирования дистанционной торговли

В статье проведен анализ правовых норм, посвященных регулированию дистанционной торговли на территории России. Рассмотрена проблема правового регулирования определения факта инициирования заключения договора купли-продажи дистанционным способом.

Новации в правилах розничной продажи товаров с 2021 года

В статье проведен анализ изменения правовых норм, посвященных регулированию розничной торговли, в том числе дистанционной торговли. Рассмотрены действующие и отмененные нормы продажи товаров дистанционным способом, новые права и обязанности покупател...

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли

В представленной статье автором сделана попытка разъяснить формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли.

Правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере розничной торговли, особенности с проблематикой и регулирование дистанционной торговли

Статья посвящена рассмотрению особенностей и проблематики регулирования защиты прав потребителей в сфере розничной торговли и дистанционной торговли.

Права потребителей при заключении договора купли-продажи в сфере дистанционной торговли

В статье автор определяет классификацию прав потребителей при дистанционной купле-продаже товаров, определяет их сущность и правовое значение.

Проблемы возврата товара надлежащего качества при дистанционной купле-продаже и пути их решения

В данной статье рассмотрены основные проблемные моменты возврата товара надлежащего качества, что со стороны интернет-магазина, что со стороны потребителя. Рассмотрена проблема применимости в рамках дистанционной торговли «Перечня непродовольственных...

Общая характеристика договора дистанционной розничной купли-продажи

В свете развития информационных технологий дистанционная продажа товаров становится все более востребованной. Проблемы правового регулирования возникают при заключении договоров, также остается открытым вопрос идентификации участников сделки. В итоге...

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по гражданскому законодательству Российской Федерации

В представленной статье автором сделана попытка разъяснить особенности защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли, а также актуализированы проблемные аспекты в данной области.

Административная ответственность в области обеспечения экономической безопасности в сфере розничной торговли

В статье автор пытается определить особенности административной ответственности в сфере обеспечения экономической безопасности в сфере розничной торговли.

Уголовная ответственность в области обеспечения экономической безопасности в сфере розничной торговли

В статье автор пытается определить особенности уголовной ответственности в сфере обеспечения экономической безопасности в сфере розничной торговли.

Задать вопрос