Ключевые слова: Кипр, греческий язык, крестовый поход, остров .
Четвертый крестовый поход не стал единственным опытом создания крестоносного государства на территории, принадлежавшей Византии. Первое государство латинян на греческой земле возникло на острове Кипр.
Занимающий стратегическое положение в Восточном Средиземноморье, большой и богатый остров был важной коммуникационной базой для путешествий в Левант. На момент Первого крестового похода остров удерживался византийцами. В годы правления Андроника I Комнина Кипр стал первым сепаратистским греческим государством — в 1184 г. здесь овладел властью Исаак Комнин, племянник императора Мануила.
Исаак взял в плен жену Ричарда Львиное Сердце, потерпевшую кораблекрушение. Английский король в 1191 г. вторгся на остров и сверг греческого правителя, провозгласившего себя императором.
В 1192 г. Ричард продал остров Иерусалимскому королю Ги Лузиньяну. «С одной стороны, до этого времени Кипр также являлся византийской территорией, с другой — в XIII-XIV вв. он не имел постоянных экономических связей с уже названными областями Романии. Кипр продолжал относиться к кругу византийской цивилизации, сохраняя греческие традиции, язык, православную веру. Так же, как и другие византийские земли, остров в эпоху крестовых походов попал в сферу влияния латинян и римско-католической церкви. Необходимость противостоять общему для всех христиан врагу — мамлюкам, а позднее туркам, заставляла кипрских королей искать постоянного союза с государствами Западной Европы и Византией» [1, с.14].
Ги принёс вассальную клятву и французскому королю, и императору Священной Римской империи Генриху VI, который даровал наследнику Ги Амори (1194–1205 гг.) титул короля Кипра в 1197 г.
Такие вассальные клятвы были весьма номинальными, в силу удаленности Кипра и от Германии, и от Франции.
После 1205 г. короны Кипра и Иерусалима разделились — на Кипре править стал сын Амори Гуго (1205–1218 гг.), корона Иерусалима досталась Марии Монферратской.
Династия Лузиньянов на Кипре попыталась избежать ошибок, допущенных на протяжении XII в. иерусалимскими королями. В первую очередь были ограничены права феодалов, так, правом строить новые замки обладал только сам король и рыцарские ордена [2, с. 42]. Все феодалы были прямыми вассалами короля — лигиями. На острове были кодифицированы уже упомянутые Иерусалимские ассизы, ранее существовавшие лишь в виде устной традиции [3, с. 250].
Система управления была перенесена с крестоносных государств Леванта. Кипрские короли не допускали создания больших автономных колоний итальянцев и держали большой флот, в результате чего появился титул Великого адмирала, неизвестный в других частях Романии.
Греческие парики получили название сервов и продолжали отрабатывать прежние повинности. Первоначально наметился рост барщины, составившей 104 дня в году, почти в два раза больше, чем в других латинских государствах. Были лично зависимыми и городские жители.
Однако втянутость острова в международную торговлю способствовала процветанию товарно-денежных отношений. Формируется институт франкомата — освобождения крестьянина за выкуп, превращения его в лично свободного арендатора, который, в отличии от серва, отдававшего 1/3 урожая, вносил от десятой части урожая до ¼.
С середины XIV в. начинается период процветания острова и сближения греческой и франкской общин. Экономика обеспечивалась как мощным флотом, так и монополией на торговлю с Левантом, дарованную королям папами римскими. Потеря континентальных владений крестоносцами, и, соответственно, увеличение исламской угрозы также заставляло королей идти на уступки своим греческим подданным.
Замкнутая элита, первоначально соблюдающую сегрегацию от греков, постепенно вырождалась. Связь с Францией, в силу отдаленности, была крайне затруднена, особенно на фоне перенаправления части крестоносного потока на Балканы. Надежнее опереться на помощь сначала никейских, а затем и византийских императоров. Именно никейские греки оказывали ведущее влияние на развитие кипрской культуры; Кипр оказался втянут в исихастские споры, а когда в 1359 г. папский легат попытался обманом провести конфирмацию православных священников по католическому образцу, в Никосии начался бунт, король Пьер I (1359–1369 гг.) приказал выслать самоуправного легата, а конфирмацию отменил как проведенную насильно.
В городах первоначально огромным влиянием пользовались т. н. «белые» венецианцы и генуэзцы — жители острова, принявшие республиканский патронат, при этом оставшиеся в юрисдикции кипрского короля.
Стать подданым республик приходилось довольно просто; рассчитывавший получить патронат Венеции должен был предоставить двух свидетелей, способных доказать это. Генуэзский подеста же мог лично заявить, что такой-то, является гражданином республики святого Георгия — и с этого момента он получал все права.
«Белый» венецианец редко получал полноценное гражданство, но сумму юридических прав соответственно его статусу. Получить генуэзское гражданство можно значительно проще, просто к предоставляемым привилегиям необходимо было принять и налоговые обязательства.
Местные городские жители — греки, сирийцы, армяне и франки, постепенно начали сближаться именно в целях противостояния итальянским торговцам. «Многие из них, воспринимая греческий язык и культуру, все больше обращались к греческим алтарям. Особенно быстро этот процесс шел во время унии двух церквей. Сильные антигенуэзские, антивенецианские и антипапские настроения далеко не чуждые кипрскому обществу второй половины ХIV-ХV вв. способствовали его консолидации, сближению между киприотами» [4].
Строились и несторианские церкви, а среди лигиев короля были архонты-несториане, не только православные или католики. Короли юридически стремятся обеспечить социальное и этническое равновесие на острове: «…если кто-нибудь причинит вред горожанину или любому бедному человеку, то, чтобы защитить его, рыцаря или лигия от имени короля должно немедленно привести к суду. Но если случится так, что лигий совершит насилие по отношению к бедному человеку, и бедняк, защищаясь, ранит лигия или рыцаря, его нужно судить точно так, как если бы он нанес удар другому бедняку, такому же, как он сам» [5].
В 1373–1374 гг. происходят роковые для королевства Кипр события. Оно оказывается втянуто в неудачную войну против Генуи. В результате основной порт королевства, Фамагуста, переходит под контроль итальянцев, а Кипр обязуется выплатить огромную контрибуцию, деньги для которой пришлось занимать у Венеции. В результате Лузиньяны оказались должны обеим республикам сразу, и в качестве компенсации вынуждены раздавать землю на острове гражданам этих городов-государств.
Враждебная политика итальянцев только сплотила население острова.
В правящий класс все более и более начинают проникать греки. Так, отец кипрского летописца Леонтия Махеры Ставринос был уважаемым православным священнослужителем и заседал в совете королевства, его брат Павел участвовал в обороне острова от генуэзцев, а другой брат Петр подавлял вместе с франками Бадином де Норесом и Генрихом де Жибле крестьянское восстание [6]. Георгия Били, регента острова в 1401 г., он называет своим двоюродным братом.
Королевская служба стала для греческих архонтов самым выгодным приложением своих сил. Не имея больших земельных владений, розданных латинянам, они прежде всего полагались на жалованье.
Сближение этносов произошло и на языковом уровне. Леонтий Махера пишет об этом так: «А королевский двор был построен как двор императора ромеев; и здесь жили дуки, которые приходили сюда. И [когда начался латинский период], люди начали учить французский, а ромейский был варваризирован, каким он остается и по сей день. Мы пишем на французском и на ромейском, но никто в мире не знает, какой у нас язык» [7].
Последние правители острова из дома Лузиньянов, Шарлотта (1458–1464 гг.) и её сводный брат Жак II (1464–1473 гг.) вообще плохо говорили по-французски, пользуясь для общения переводчиками [8, с.124].
Последние Лузиньяны имели матерями гречанок, и выбор Жака II на предложенной венецианцами Катерине Корнаро был во многом обусловлен её греческими корнями и знанием греческого языка.
Однако брак Жака II оказался фатальным для истории королевства Кипр. После внезапной смерти короля и его наследника, младенца Жака III (1473–1474 гг.), власть на стратегически важном острове начали осуществлять, при номинальном господстве Катерины, венецианские наместники. В 1489 г. она предпочла передать остров под прямое управление республики и вернуться в Венецию.
Несмотря на критский опыт, венецианцы перешли к жестокой эксплуатации греческого крестьянства, созданию монокультурных хозяйств, прежде всего сахарных, а также насаждению католического вероисповедания. Сирийские, армянские и греческие слои, втянутые в управление государством на протяжении 150 лет, оказались вновь на втором плане, а укрепление османов делало турецкое вторжение фактически неизбежным. В 1570 г. турки высадились на остров и не встретили практически никакого сопротивления со стороны греческого населения острова. Более лояльное отношение к культуре и религии со стороны османов сделало владычество мусульман устойчивым. История крестоносных государств на Ближнем Востоке закончилась.
Литература:
- Близнюк С. В. Короли Кипра в эпоху крестовых походов. СПб.: Алетейя, 2014. С. 14.
- Карпов С. П. Латинская Романия. СПб.: Алетейя. С. 42.
- Лучицкая С. И. Указ. Соч. С. 250.
- Близнюк С. В. Мир торговли и политики в королевстве крестоносцев на Кипре (1192–1373). М.: МГУ, 1994. [Электронный ресурс]. URL: http://rikonti-khalsivar.narod.ru/Kipr0.htm (дата обращения: 18.11.2022).
- Леонтий Махера. Повесть о сладкой земле Кипр. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Machera/frametext1.htm (дата обращения: 08.11.2022).
- Тивчев П. В. Леонтий Махера как источник Кипра // Византийский временник. М.: Наука, 1973. Т. 35(60). С. 166.
- Леонтий Махера. Указ. Соч.
- Близнюк С. В. Короли Кипра в эпоху крестовых походов. СПб.: Алетейя, 2014. С. 124.