В данной статье анализируется позиция заказчика в контрактной системе государственных закупок. Были выявлены основные сложности, с которыми приходится сталкиваться заказчику и поставщику при оформлении и исполнении контрактов.
Ключевые слова: заказчик, поставщик, государственные закупки, контракт, договорные отношения, контрактная система, обеспечение исполнения обязательств, недобросовестный поставщик.
Государственные закупки, обеспечивающие потребности государственных учреждений, — уникальный механизм государства, который регулирует рыночную экономику. Развитие производственных мощей, появление новых изобретений, технологический прогресс и другие немало важные явления способствуют внесению изменений и усовершенствований законодательных актов, механизмов регулирования тех или иных отношений. Несмотря на наличие развитой системы правового государства, в законодательстве существуют пробелы, которые необходимо пополнять и совершенствовать из года в год. Можно говорить о том, что и в законодательной сфере государственных закупок есть пробелы и упущения, с которыми мы и ознакомимся.
Вся деятельность в сфере государственных закупок строго описана в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе и обязанности государственного заказчика. Как и во многих других законодательных актах там содержится информацию, как о правах, обязанностях, так и об регламентированной отчетности. Кроме того, есть и санкционная часть, и за нарушение положений данного закона предусмотрена, в основном, административная ответственность, но есть случаи и уголовной.
В первую очередь, необходимо разобраться в том, кто или что такое государственный заказчик — субъект договорных отношений в сфере государственных закупок.
Законодательными актами прописаны и ограничены условия формирования и существования самой системы государственных закупок. В данном случае заказчиками могут выступать государственные и муниципальные организации, основное условие (прим. только в рамках 44-ФЗ) — финансироваться они должны за счет средств, выделяемых им из бюджета того или иного государственного уровня. Всеобъемлющий список организаций, которые выступают в роли заказчика, можно узнать в статье 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».
В связи с тем, что необходимо было поставить четкие границы в правах и обязанностях заказчиков, в 44 ФЗ их поделили на группы по видам. Такие как: государственные органы, в их числе и органы государственной власти; орган управления внебюджетным фондом; казенное учреждение; бюджетное учреждение; унитарные предприятия; корпорация «Росатом»; корпорация «Роскосмос».
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ был принят в 2013 году, на тот момент он был совершенен и не нуждался в глобальных доработках. Еще на состояние 2013 года в данном законодательном акте содержались основные положения, которые позволяли организовать и провести государственную закупку.
Но в нашем мире все не вечно, и впоследствии заказчики и поставщики стали сталкиваться с многочисленными проблемными моментами, которые были напрямую связаны с контрактной системой.
В данной статье рассмотрим некоторые из существующих проблем. Например, в договорных отношениях существует проблема в определении размера обеспечение исполнения обязательств по контракту.
В ч.6 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, «В случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта» [5, ст. 96].
Есть мнения, что обеспечение обязательства по контракту — это эффективная процедура, ведь заказчику нужны гарантии и защита от недобросовестных поставщиков, но, к сожалению, на практике очень часто встречаются случаи, когда заказчик, на основании фактически безграничных дозволений заказчики устанавливают чрезмерно большие размеры авансового платежа, и в связи с большим объемом поставок поставщик может даже отказаться от участия в закупке и исполнения контракта, дабы не обанкротиться [4, с. 178]. Кроме того, есть мнения, что данная мера является и коррупционной, ведь ограничивается круг участников закупки, не все поставщики могут располагать такими большими финансами, чтобы заморозить их в счет гарантии надлежащего исполнения контракта. [1, с. 285]
Для того, чтобы решить данную проблему, предлагается либо вовсе убрать обеспечение исполнения обязательств, либо понизить процент. Это значительно улучшит конкуренцию среди поставщиков, а также избавит от коррупционной составляющей заказчиков. [3, с. 126]
Кроме того, закон, регулирующий государственные закупки, в данный момент не содержит в себе норм, которые бы оценивали соотношению цены и качества товара. Сейчас заказчики обязаны выбрать максимально низкую цену из предложенных, а также сэкономить государственные деньги, но в то же время, очень сильно, при выборе самой низкой цены страдает и качество поставляемого товара, либо услуги.
В законе нет понимания подробных разъяснений, которые бы позволяли оценить заказчиком лучшие условия для исполнения контракта и степень его выгодности. В ст. 53 44 ФЗ п.7 и п. 8 дает понятия степени выгодности и лучшим условиям. Перед заказчиком стоит задача, путем не мене трех коммерческих предложение сравнить рыночную стоимость товара или услуги, и установить цену не ниже данной стоимости. Но подробным характеристикам данные термины не располагают.
Предлагается также, создать специализированный государственный орган на базе Правительства РФ, которые бы полностью единолично контролировал и регулировал сферу государственных закупок. В этом есть плюс с точки зрения того, что будут выделены новые рабочие места, а еще данный орган станет фундаментом для развития новой эффективной системы государственных закупок и договорных отношений заказчика и поставщика. [2, с. 186]
Из вышесказанного можно сделать выводы о том, что в наше время договорные отношения в сфере государственных закупок имеют свои проблемы и законодательные пробелы. Существует необходимость внести изменения в положения об обеспечении исполнения обязательств по контракту, кроме того — повысить качество поставляемых товаров за минимальную цену.
Литература:
- Галанов В. А. Государственные закупки и конкуренция: учебное пособие / В. А. Галанов, О. А. Гришина, С. Р. Шибаев; ред. В. А. Галанов. М.: ИНФРА-М, 2010.
- Ковалева Е. А. Положительные и отрицательные эффекты института государственных закупок // Вестник Челябинского государственного университета, 2010. № 5.
- Медведева А. М. Проблемы договорных отношений государственного заказчика в контрактной системе в сфере государственных закупок // Сборник трудов. — Симферополь: Крым, 2020.
- Примачек Е. В. Договорные отношения в сфере государственных закупок// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. № XVII.
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // СПС «Консультант Плюс».