Договорные отношения государственного заказчика и поставщика в сфере закупок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 23.11.2022

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Семенова, А. С. Договорные отношения государственного заказчика и поставщика в сфере закупок / А. С. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 291-293. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96603/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье анализируется позиция заказчика в контрактной системе государственных закупок. Были выявлены основные сложности, с которыми приходится сталкиваться заказчику и поставщику при оформлении и исполнении контрактов.

Ключевые слова: заказчик, поставщик, государственные закупки, контракт, договорные отношения, контрактная система, обеспечение исполнения обязательств, недобросовестный поставщик.

Государственные закупки, обеспечивающие потребности государственных учреждений, — уникальный механизм государства, который регулирует рыночную экономику. Развитие производственных мощей, появление новых изобретений, технологический прогресс и другие немало важные явления способствуют внесению изменений и усовершенствований законодательных актов, механизмов регулирования тех или иных отношений. Несмотря на наличие развитой системы правового государства, в законодательстве существуют пробелы, которые необходимо пополнять и совершенствовать из года в год. Можно говорить о том, что и в законодательной сфере государственных закупок есть пробелы и упущения, с которыми мы и ознакомимся.

Вся деятельность в сфере государственных закупок строго описана в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе и обязанности государственного заказчика. Как и во многих других законодательных актах там содержится информацию, как о правах, обязанностях, так и об регламентированной отчетности. Кроме того, есть и санкционная часть, и за нарушение положений данного закона предусмотрена, в основном, административная ответственность, но есть случаи и уголовной.

В первую очередь, необходимо разобраться в том, кто или что такое государственный заказчик — субъект договорных отношений в сфере государственных закупок.

Законодательными актами прописаны и ограничены условия формирования и существования самой системы государственных закупок. В данном случае заказчиками могут выступать государственные и муниципальные организации, основное условие (прим. только в рамках 44-ФЗ) — финансироваться они должны за счет средств, выделяемых им из бюджета того или иного государственного уровня. Всеобъемлющий список организаций, которые выступают в роли заказчика, можно узнать в статье 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

В связи с тем, что необходимо было поставить четкие границы в правах и обязанностях заказчиков, в 44 ФЗ их поделили на группы по видам. Такие как: государственные органы, в их числе и органы государственной власти; орган управления внебюджетным фондом; казенное учреждение; бюджетное учреждение; унитарные предприятия; корпорация «Росатом»; корпорация «Роскосмос».

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ был принят в 2013 году, на тот момент он был совершенен и не нуждался в глобальных доработках. Еще на состояние 2013 года в данном законодательном акте содержались основные положения, которые позволяли организовать и провести государственную закупку.

Но в нашем мире все не вечно, и впоследствии заказчики и поставщики стали сталкиваться с многочисленными проблемными моментами, которые были напрямую связаны с контрактной системой.

В данной статье рассмотрим некоторые из существующих проблем. Например, в договорных отношениях существует проблема в определении размера обеспечение исполнения обязательств по контракту.

В ч.6 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, «В случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта» [5, ст. 96].

Есть мнения, что обеспечение обязательства по контракту — это эффективная процедура, ведь заказчику нужны гарантии и защита от недобросовестных поставщиков, но, к сожалению, на практике очень часто встречаются случаи, когда заказчик, на основании фактически безграничных дозволений заказчики устанавливают чрезмерно большие размеры авансового платежа, и в связи с большим объемом поставок поставщик может даже отказаться от участия в закупке и исполнения контракта, дабы не обанкротиться [4, с. 178]. Кроме того, есть мнения, что данная мера является и коррупционной, ведь ограничивается круг участников закупки, не все поставщики могут располагать такими большими финансами, чтобы заморозить их в счет гарантии надлежащего исполнения контракта. [1, с. 285]

Для того, чтобы решить данную проблему, предлагается либо вовсе убрать обеспечение исполнения обязательств, либо понизить процент. Это значительно улучшит конкуренцию среди поставщиков, а также избавит от коррупционной составляющей заказчиков. [3, с. 126]

Кроме того, закон, регулирующий государственные закупки, в данный момент не содержит в себе норм, которые бы оценивали соотношению цены и качества товара. Сейчас заказчики обязаны выбрать максимально низкую цену из предложенных, а также сэкономить государственные деньги, но в то же время, очень сильно, при выборе самой низкой цены страдает и качество поставляемого товара, либо услуги.

В законе нет понимания подробных разъяснений, которые бы позволяли оценить заказчиком лучшие условия для исполнения контракта и степень его выгодности. В ст. 53 44 ФЗ п.7 и п. 8 дает понятия степени выгодности и лучшим условиям. Перед заказчиком стоит задача, путем не мене трех коммерческих предложение сравнить рыночную стоимость товара или услуги, и установить цену не ниже данной стоимости. Но подробным характеристикам данные термины не располагают.

Предлагается также, создать специализированный государственный орган на базе Правительства РФ, которые бы полностью единолично контролировал и регулировал сферу государственных закупок. В этом есть плюс с точки зрения того, что будут выделены новые рабочие места, а еще данный орган станет фундаментом для развития новой эффективной системы государственных закупок и договорных отношений заказчика и поставщика. [2, с. 186]

Из вышесказанного можно сделать выводы о том, что в наше время договорные отношения в сфере государственных закупок имеют свои проблемы и законодательные пробелы. Существует необходимость внести изменения в положения об обеспечении исполнения обязательств по контракту, кроме того — повысить качество поставляемых товаров за минимальную цену.

Литература:

  1. Галанов В. А. Государственные закупки и конкуренция: учебное пособие / В. А. Галанов, О. А. Гришина, С. Р. Шибаев; ред. В. А. Галанов. М.: ИНФРА-М, 2010.
  2. Ковалева Е. А. Положительные и отрицательные эффекты института государственных закупок // Вестник Челябинского государственного университета, 2010. № 5.
  3. Медведева А. М. Проблемы договорных отношений государственного заказчика в контрактной системе в сфере государственных закупок // Сборник трудов. — Симферополь: Крым, 2020.
  4. Примачек Е. В. Договорные отношения в сфере государственных закупок// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. № XVII.
  5. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // СПС «Консультант Плюс».
Основные термины (генерируются автоматически): контрактная система, заказчик, закупка, обеспечение исполнения обязательств, государственный заказчик, исполнение контракта, отношение, поставщик, сфера закупок товаров.


Похожие статьи

Некоторые проблемы практики правоприменения принципа добросовестности в сфере закупок отдельными видами юридических лиц

В настоящей статье рассмотрены некоторые проблемные аспекты практического применения принципа добросовестности в ходе реализации процедуры включения участника закупки, уклонившегося от заключения договора, в реестр недобросовестных поставщиков.

Проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок, представлены права и обязанности сторон договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных з...

Прикладные аспекты организации и проведения аудита закупок

Статья посвящена практике осуществления аудита закупок товаров, работ, услуг в рамках законодательства о контрактной системе.

Совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд

Закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц: общая характеристика, порядок заключения контрактов (договоров)

В статье автор пытается раскрыть общую характеристику проведение закупок отдельными видами юридических лиц, порядок заключения контрактов (договоров), а также определить особенности данных правоотношений.

К вопросу об общественном контроле в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

В данной статье анализируется институт общественного контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Административная ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе

В настоящее статье дается характеристика административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе. Анализируются проблемы, возникающие на практике и предлагаются меры по совершенствования законодательства России в данной с...

Проблемы заключения и сопровождения сделок в сфере государственного оборонного заказа

В статье автор пытается определить проблемы заключения и сопровождения сделок в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ), предлагая пути их решения.

Особенности выбора способа закупок для государственных и муниципальных нужд в Свердловской области

В статье рассмотрены основные способы определения поставщиков в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд на опыте Свердловской области в условиях действия законодательства о контрактной системе закупок.

Развитие правового регулирования процедуры государственных и муниципальных закупок

В статье рассматривается правовое регулирование процедуры государственных и муниципальных закупок, история зарождения современной процедуры закупок.

Похожие статьи

Некоторые проблемы практики правоприменения принципа добросовестности в сфере закупок отдельными видами юридических лиц

В настоящей статье рассмотрены некоторые проблемные аспекты практического применения принципа добросовестности в ходе реализации процедуры включения участника закупки, уклонившегося от заключения договора, в реестр недобросовестных поставщиков.

Проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок, представлены права и обязанности сторон договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных з...

Прикладные аспекты организации и проведения аудита закупок

Статья посвящена практике осуществления аудита закупок товаров, работ, услуг в рамках законодательства о контрактной системе.

Совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд

Закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц: общая характеристика, порядок заключения контрактов (договоров)

В статье автор пытается раскрыть общую характеристику проведение закупок отдельными видами юридических лиц, порядок заключения контрактов (договоров), а также определить особенности данных правоотношений.

К вопросу об общественном контроле в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

В данной статье анализируется институт общественного контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Административная ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе

В настоящее статье дается характеристика административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе. Анализируются проблемы, возникающие на практике и предлагаются меры по совершенствования законодательства России в данной с...

Проблемы заключения и сопровождения сделок в сфере государственного оборонного заказа

В статье автор пытается определить проблемы заключения и сопровождения сделок в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ), предлагая пути их решения.

Особенности выбора способа закупок для государственных и муниципальных нужд в Свердловской области

В статье рассмотрены основные способы определения поставщиков в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд на опыте Свердловской области в условиях действия законодательства о контрактной системе закупок.

Развитие правового регулирования процедуры государственных и муниципальных закупок

В статье рассматривается правовое регулирование процедуры государственных и муниципальных закупок, история зарождения современной процедуры закупок.

Задать вопрос