Дискуссия о сущности услуг, их месте в нормативном регулировании ведется давно, однако до сих пор отсутствует единое понятие услуг, а также понимание и определение признаков, составляющих понятие «услуга».
Ключевые слова: услуги, работы, договор найма, возмездное оказание услуг, исполнитель услуги.
The discussion about the essence of services, their place in the regulatory framework has been conducted in the civil doctrine for a long time, but there is still no legal and unified doctrinal concept of services, as well as the understanding and definition of the features that make up the concept of «service».
Keywords: services, works, contract of employment, paid provision of services, service provider.
Исходя из необходимости определить то или иное правовое понятие, в первую очередь производится поиск его лексического смысла и этимологии. Если обращаться к классическому словарю русского языка — Ожегова, то можно увидеть, в этот термин вкладывается два разных смысла. Это помощь кому-то, что привычно в бытовом плане, и это некие бытовые условия, предоставляемые кому-либо [8]. Очевидно, это понимание далеко от правового. Далее, изучая это явление с точки зрения языковых смыслов, можно увидеть присутствие в нем двух смыслов — это определенная польза и действие, совершаемое тем, кто эту пользу предоставляет [4, с. 123].
Мы здесь должны понимать, что услуга реализуется и в правовой, и в экономической реальности. Обращаясь к экономическим энциклопедиям, можно увидеть, что в них смешиваются явления работы и услуги, но в любом случае указывается на то, что продуктом оказания услуги не будет создание товара [4, с.995]. Также отмечается отсутствие накопляемой формы, то, что при оказании услуги происходит коммуникация с потребителем, без посредничества [9, с.64].
Таким образом, экономисты не смогли предложить единое понимание категории услуге, но они сходятся на наличие у явления трех характерных признаков:
– услуга — это человеческая деятельность;
– деятельность как таковая оказывается сутью и предметом услуги;
– объектов материального мира в ходе оказания услуг, связанных с глобальным изменением их свойств не возникает.
Экономическая сущность услуги — удовлетворение определенных потребностей физического или юридического лица. Услуги, являясь основным составляющим общественного производства ряда стран выполняют значимую роль в процессе оборота, обеспечивая процессы воспроизводства, распределения и потребления.
Несмотря на то, что изучению сути услуг были посвящены работы множества цивилистов, пока достаточно сложно утверждать, что единое понимание их присутствует. Здесь стоит обратиться к работам Н. А. Баринова [5, с. 180–182], который рассматривал услугу и как правовое понятие, и как элемент социальной жизни, как удовлетворение потребности населения, используя термин обслуживание или бытовое обслуживание, но между ними есть существенная разница. Обслуживание может включать как класс работ, так и услуг, которые отличаются вещественностью результата. И здесь следует отметить, что ряд авторов видят, что некоторые категории услуг не могут быть оказаны, если не производится работа, одновременно в работах, например, в строительном подряде, получение комплексного результата невозможно без оказания определенных услуг, например, в части технической экспертиз [9, с. 280].
При этом, если говорить о такой деятельности как проведение исследований, то законодатель проводит определенную декомпозицию и выделяет ее в отдельную правовую категорию, отличную от услуг как таковых. Здесь стоит обратиться к ст. 128 ГК РФ [1], в которой описаны все существующие на данный момент в России объекты гражданских прав, при этом перечень их продолжает расширяться, так, туда недавно вошли цифровые права. Так, в норме законодатель отдельно назвал в качестве объекта гражданских прав результаты работ и оказания услуг. И наряду с ними, но отдельно названы охраняемые результаты интеллектуальной деятельности. Это показывает различие в правовой природе этих явлений.
Рассматривая договор возмездного оказания услуг, ГК РФ в ст. 779 дает крайне общее определением, что услуга может являться действием или деятельностью, при этом более подробно она не описывается, что не может являться исчерпывающим определением. Таким образом сложно провести разграничение между этим и другими объектами гражданских прав. Отсутствие единого определения приводит к необходимости выделить ключевые признаки, относящиеся к понятию «услуга».
Рассматривая этот дискуссионный вопрос, мы должны акцентировать внимание на необходимость дать корректное юридическое определение понятию «работы», исходя из его отличия от понимания термина «услуга». Опираясь на нормы ст. 703 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что работа — это результат создания или переработки некоего материального объекта и базой для производства работ является договор подряда. Здесь, исходя из физического подхода к юридическим категориям, можно говорить о том, что работа — процесс качественной переработки объектов материального мира. Здесь можно провести параллель с исследуемым понятием «услуга» и сделать вывод о том, что первым и наиболее существенным признаком услуги будет отсутствие материального результата.
Второй признак, на который оказывает законодатель — услуга потребляется в момент ее оказания, и это понимание можно обнаружить как в ГК РФ, так и в НК РФ. Во втором нормативном акте услуга рассматривается в качестве объекта налогообложения, здесь следует обратиться к п. 5 ст. 38 НК РФ [2], где услуга рассматривается как то, что не имеет материального результата и ее потребление связано с моментом оказания, эта норма позволяет определить момент реализации услуги, когда возникает налогооблагаемая база.
И здесь следует обратить внимание, что услуга в общем понимании носит бытовой характер, хотя и этот бытовой характер иногда может оцениваться в уголовно-правовом поле, если результат услуги является предметом взятки, или же она реализуется на базе гражданско-правового договора, являясь формализованным отношением двух и более лиц. При этом услуги могут оказывать как за плату, так и бесплатно [2]. И здесь можно прийти к такому определению услуги. как действие или деятельность, совершаемая в пользу заказчиков, не носящая выраженного материального характера, новый объект материального мира в ходе оказания услуги не создается, при этом она потребляется в процессе оказания и может осуществляться на возмездной и безвозмездной основе.
Но здесь еще можно обратить внимание на то, что доктрина гражданского права выделяет и иные характеристики услуг, но они относятся к отдельным их видам, не нося глобального характера. [7, c. 82]. И в этой группе относится такая отдельная категория услуг как публичные или государственные.
И здесь нужно обратить внимание на сам принцип публичности, он пока относится к категории дискутируемых. Вопросы возникают в связи с правовой основой их оказания, с регулированием, с содержанием, с финансированием, возмездностью и безвозмездностью. Пока термин «публичные услуги» широко в правовое поле не вошел, законодатель оперирует термином «государственные и муниципальные услуги». При этом термин публичные можно считать родовым, он относится к обеим ветвям власти и одновременно включает в себя и заказчика услуг, и орган, который их оказывает. Здесь можно говорить о некоем сходстве принципа оказания государственных услуг с принципом публичного договора, характерного для гражданского законодательства.
Категория «публичные услуги» достаточно нова для российского правового поля, только с изменением Конституции РФ в нем появился термин «публичная власть». Но здесь следует обратить внимание, что данный смысл двояк, публичная услуга может оказываться органами публичной власти, но она оказывается на базе публичного договора или договора присоединения, в котором невозможен отказ ни одному клиенту (п. 1 ст. 426 ГК РФ). И эти разные смыслы отражаются в различных отраслях регулирования. Публичный договор в свете гражданского права будет регулироваться ГК РФ, соответствующими нормами Общей и Особенной части, конкретным гражданско-правовым договором — офертой, к оказанию государственных, в тоже время публичных услуг применяются нормы административного права.
И здесь нужно понимать, что в базе оказания государственных услуг гражданско-правовой договор не лежит, в такой форме проявляется реализация функций государства и муниципалитета, которыми они наделены исходя из норм Конституции РФ.
Сейчас по каждой услуге разработан административный регламент, исключающий возможность отказа любому заявителю в предоставлении данной услуги, при этом нарушение регламента обжалуется в порядке административного и судебного обжалования. Так как в основе оказания услуги лежат публично-правовые отношения, размер платы за их предоставления определяется НК РФ, правовая природа этой платы — государственная пошлина.
Если органы публичной власти в ходе оказания государственной услуги истребуют документы, не предусмотренные регламента, возлагают на заявителей дополнительные обязанности, то ответственность за такие деяния определяется ст. 5.63 КоАП РФ. В диспозиции этой статьи нужно обратить внимание на обязательность повторности нарушения по ряду случае и на важность не только предоставления государственной услуги качественно, но и предоставление ее в срок. [3].
Исходя из всего вышеуказанного, можно предложить собственное определение публичной услуги — под ней следует понимать реализацию функций государства и муниципальной власти по удовлетворению потребностей граждан, при этом услуги оказываются на возмездной или безвозмездной основе, плата вносится в виде государственной пошлины, регламенты оказания услуг устанавливаются федеральными и региональными органами государственной власти. При этом безусловно соблюдаются требования к публичности и открытости оказания услуг, доступности их для всех, направленности на сокращение административных барьеров и повышение уровня предоставления населению необходимых документов, решений, иных результатов.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996.- № 5. Ст. 410.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета. — № 148–149. — 06.08.1998.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Российская газета. — 2001. — 31 декабря. — № 256.
- Азрилян А. Н. Новый экономический словарь: 10000 терминов / — М.: Ин-т новой экономики, 2006. — 995 с.
- Баринов Н. А. Доктрина имущественных потребностей и ее правовое обеспечение / Сб. ст. под ред. А. И. Демидова. Саратов: СГАП, 2011. С. 180–182.
- Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг / — М.: Статут, 2011. — 1055 c
- Мородумов Р. Н. Договор возмездного оказания информационных и консультационных услуг: дис.... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. С. 82
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 1000 слов / -М.: Мир и образование, 2015. — 1375 с.
- Юрьева К. Ю. Понятие и сущность услуги в гражданском праве // Наука через призму времени. — 2022. — № 6(63). — С. 64–68.