Как выстроить дальнейшие отношения среди коллег после повышения одного из сотрудников до начальника отдела | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 23.11.2022

Статья просмотрена: 360 раз

Библиографическое описание:

Хисамутдинов, Ш. Р. Как выстроить дальнейшие отношения среди коллег после повышения одного из сотрудников до начальника отдела / Ш. Р. Хисамутдинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96625/ (дата обращения: 18.12.2024).



Основная задача современного руководителя заключается в умении четко выстраивать отношения внутри коллектива, создавая при этом благоприятный социально-психологический климат. Особенно важно это сделать молодому начальнику, который еще вчера был со всеми на одном уровне. От того, насколько быстро новый руководитель сможет найти общий язык с коллегами и выстроить верную иерархию отношений, зависит в конечном итоге эффективность работы команды в целом.

Ключевые слова: деловая карьера, коллеги, отношения в коллективе, психология, социально-психологический климат.

Повышение по служебной лестнице является, пожалуй, для каждого сотрудника заветной целью. Карьерный рост — это приобретение большей власти, рост самоуважения ну и конечно увеличение достатка. Особенно приятно, когда карьерный рост происходит на фоне поступательной оценки руководством достижений, т. е. когда каждодневный, порой весьма непростой труд наконец-то дает свои плоды и приводит к заслуженному итогу.

Казалось бы, заслуженное развитие деловой карьеры, сотрудник назначен на должность начальника отдела, при этом есть все: знание специфики, изученный коллектив, четкое понимание целей организации! И именно в этот момент новый начальник сталкивается с непониманием и даже иногда с ярко выраженной агрессией со стороны коллег, с которыми еще вчера находился на одном уровне и по-приятельски беседовал на различные темы. Под угрозу ставится выполнение производственных задач, нарушение социально-психологического климата, появление неприкрытых конфликтов. Попытаемся разобраться, как можно сгладить сложившуюся ситуацию и не допустить трудовые несогласованности.

На рис. 1 представим в общем виде схему выстраивания отношений с подчиненными (вчерашними коллегами).

Схема выстраивания отношений с подчиненными

Рис. 1. Схема выстраивания отношений с подчиненными

Составлено автором самостоятельно.

Рассмотрим эти этапы более подробно.

Итак, на начальном этапе следует сразу исключить неопределенность в отношениях, т. е. дать понять своим подчиненным, что прежними эти отношения уже не будут. В нашем случае, когда речь идет об отделе, необходимо побеседовать с каждым из сотрудников и перечислить возложенные на него задачи в рамках достижения тех или иных производственных целей. В процессе данной беседы необходимо обрисовать каналы поступления поручений (почта, телефон, устные указания). Стоит также указать на необходимость соблюдения трудовой дисциплины, упомянув при этом, что в случае наличия каких-то личных или семейных проблем, сотрудник может рассчитывать на помощь и понимание руководителя. На этом этапе очень важно дать понять, что так, как было раньше, уже не будет. Здесь важно найти грамотный баланс между установлением субординации и сохранением благоприятной психологической обстановки в коллективе.

На этапе выяснения ожидания новому начальнику отдела необходимо узнать у сотрудников, какие у них существуют пожелания к новому руководителю. Важно дать понять, что, зная проблемы коллег не понаслышке, новый руководитель готов участвовать в трудовой деятельности каждого, может оказать необходимую поддержку в плане профессионального роста, а также направить усилия подчиненных в нужное русло. Самая большая ошибка в новой должности — изменения «с места в карьер» [3]. Необходимо в самом начале своей трудовой деятельности на новом месте дать понять коллективу, что поддержка во всех благих начинаниях сотрудникам от нового руководителя гарантирована.

На следующем этапе, который будет сопутствовать руководителю постоянно, необходимо дать понять всем и каждому, что сотрудники отдела и всего трудового коллектива являются одной командой. Надо озвучить, что у коллектива общие цели, начальник отдела полностью открыт к диалогу. При этом следует вовлекать подчиненных в решение производственных вопросов, делегировать им решение интересных задач, благодарить за ценные вклады публично, а критиковать стоит наедине по принципу «сэндвича» (рис. 2).

Принцип «сэндвича» при критике подчиненного

Рис. 2. Принцип «сэндвича» при критике подчиненного

Составлено автором самостоятельно.

На четвертом этапе, который также, как и предыдущий, является постоянным процессом, важно научиться справляться со своими эмоциями. Стоит помнить, что если эмоциональные всплески рядовые сотрудники все же могут себе позволить, то для должности начальника отдела — это крайне нежелательно. Нужно научиться быть максимально корректным и уравновешенным, чтобы не допустить психологических срывов внутри коллектива. Начальник, не умеющий справляться со своими эмоциями, может быть весьма опасным и нежелательным элементом как для своих подчиненных, так и для вышестоящего руководства. Также стоит отметить, что сохранение хладнокровия важно начальнику еще и потому, что могут возникнуть различные негативные реакции вчерашних коллег на случившийся карьерный взлет [1]:

— зависть, уязвленное самолюбие, обида из серии «почему он(а), а не я»;

— скептицизм, недоверие к возрасту и отсутствию опыта руководящей работы. Обычно такие реакции свойственны более возрастным коллегам;

— настороженность;

— саботаж, причем чаще не в открытом, а в завуалированном виде. Его могут инициировать неформальные лидеры коллектива.

Именно поэтому эмоциональная зрелость очень важна для нового руководителя. Коллеги должны понимать, что новый начальник стрессоустойчив, а значит надежен и уверен в себе и возглавляемом им коллективе.

Также хотелось бы отметить, что в назначении нового начальника значительную лепту внесли и его теперешние подчиненные. Отношения с ними, несомненно, сыграли значительную роль в повышении. Новому начальнику необходимо это помнить и стараться возвратить коллективу этот «долг». Ведь недаром бытует мнение, что чем счастливее и спокойнее подчиненные, тем более успешен их руководитель [2].

Важно обращать внимание на атмосферу в коллективе и не разрушать сформированные правила и традиции. Всегда хорошо срабатывают благодарность и комплименты по делу. Стоит сохранять единомышленников, при этом стараться выйти на новый уровень, так можно быстрее вжиться в новую роль и преумножить авторитет среди своих подчиненных.

Литература:

  1. Герасимова А. С. Коллеги стали подчиненными: выстраиваем отношения. — URL: https://glavkniga.ru/elver/2013/18/1194 (дата обращения: 03.11.2022).
  2. Ионова Н. П. С повышением! Как руководить бывшими коллегами и не нажить врагов. — URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/352077-s-povysheniem-kak-rukovodit-byvshimi-kollegami-i-ne-nazhit-vragov (дата обращения: 04.11.2022).
  3. Покало Е. И. От панибратства до прогулов. Какие сложности ждут сотрудника при повышении. — URL: https://probusiness.io/management/5310-ot-panibratstva-do-progulov-kakie-slozhnosti-zhdut-sotrudnika-pri-povyshenii.html (дата обращения: 03.11.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): коллектив, подчиненный, деловая карьера, должность начальника отдела, карьерный рост, коллега, начальник, начальник отдела, отношение, руководитель, сотрудник, социально-психологический климат, схема выстраивания отношений, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Социально-психологический климат в организации

Статья посвящена такой актуальной теме как социально-психологический климат в организации. Актуальность заключается в том, что человек в своей жизни постоянно находится в обществе ему подобных. Чтобы чувствовать себя комфортно, в коллективе должна бы...

Взаимосвязь ориентации на руководство и системы жизненных смыслов у молодежи г. Иркутска

В данное время возросла актуальность проблемы руководства не только персоналом коммерческих организаций, но и государственных, в том числе и правоохранительных, структур. В условиях современно развития российского общества и перемен в системе жизненн...

Моделирование системы мотивации труда в банковской сфере

Во все времена будет актуальна проблема мотивации труда, т. к. это один из наиболее важных инструментов управления персоналом. Работа каждого сотрудника имеет непосредственное влияние на эффективность организации в целом. Система мотивации будет дейс...

Как не упустить момент? Важность разработки стратегического маркетингового позиционирования в кризис

Кризис 2015 года это отличная возможность, чтобы вывести бизнес на новый уровень развития. Благодаря тренду на импортозамещение, трансформации потребительского поведения, грамотно разработанной и реализованной стратегии, в том числе маркетингового по...

Роль системы подбора персонала в современном управлении организацией

Роль каждого сотрудника в аспекте успешного функционирования всей организации трудно переоценить. Система подбора персонала должна не просто быть «наточена» на подбор компетентных работников, но и прогнозировать возможные потребности компании в челов...

Особенности подбора, найма и адаптации персонала

В сегодняшних условиях хозяйствования предприятиям все сложнее становится выживать в условиях жесткой конкурентной среды, ведь ресурсы почти одинаково доступны на рынке и борьба за них идет одинаковыми способами. Но очевидным сегодня является тот фак...

Социально-психологический климат как фактор построения успешного имиджа компании-работодателя

Социально-психологический климат в организации, имеет большое значение, так как правильная психологическая обстановка помогает сотрудникам чувствовать себя комфортно, а следовательно, и улучшает их результат рабочей деятельности, что является важнейш...

Анализ и совершенствование существующих методов мотивации в медицинских учреждениях

Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересованно в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегд...

Модель управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе

Сейчас молодому специалисту очень сложно найти работу по полученной им специальности. Если удалось это сделать, встает иной вопрос: как закрепится на новой должности, не имея практических навыков? Трудовая деятельность отличается от учебного процесса...

Стратегия повышения экономической эффективности деятельности ООО «Агрофирма «Победа»

Для любого коммерческого предприятия, в том числе сферы АПК, стратегия повышения экономической эффективности деятельности сегодня есть необходимое условие не только процветания, но и просто выживания в конкурентной борьбе. Повышения экономической эфф...

Похожие статьи

Социально-психологический климат в организации

Статья посвящена такой актуальной теме как социально-психологический климат в организации. Актуальность заключается в том, что человек в своей жизни постоянно находится в обществе ему подобных. Чтобы чувствовать себя комфортно, в коллективе должна бы...

Взаимосвязь ориентации на руководство и системы жизненных смыслов у молодежи г. Иркутска

В данное время возросла актуальность проблемы руководства не только персоналом коммерческих организаций, но и государственных, в том числе и правоохранительных, структур. В условиях современно развития российского общества и перемен в системе жизненн...

Моделирование системы мотивации труда в банковской сфере

Во все времена будет актуальна проблема мотивации труда, т. к. это один из наиболее важных инструментов управления персоналом. Работа каждого сотрудника имеет непосредственное влияние на эффективность организации в целом. Система мотивации будет дейс...

Как не упустить момент? Важность разработки стратегического маркетингового позиционирования в кризис

Кризис 2015 года это отличная возможность, чтобы вывести бизнес на новый уровень развития. Благодаря тренду на импортозамещение, трансформации потребительского поведения, грамотно разработанной и реализованной стратегии, в том числе маркетингового по...

Роль системы подбора персонала в современном управлении организацией

Роль каждого сотрудника в аспекте успешного функционирования всей организации трудно переоценить. Система подбора персонала должна не просто быть «наточена» на подбор компетентных работников, но и прогнозировать возможные потребности компании в челов...

Особенности подбора, найма и адаптации персонала

В сегодняшних условиях хозяйствования предприятиям все сложнее становится выживать в условиях жесткой конкурентной среды, ведь ресурсы почти одинаково доступны на рынке и борьба за них идет одинаковыми способами. Но очевидным сегодня является тот фак...

Социально-психологический климат как фактор построения успешного имиджа компании-работодателя

Социально-психологический климат в организации, имеет большое значение, так как правильная психологическая обстановка помогает сотрудникам чувствовать себя комфортно, а следовательно, и улучшает их результат рабочей деятельности, что является важнейш...

Анализ и совершенствование существующих методов мотивации в медицинских учреждениях

Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересованно в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегд...

Модель управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе

Сейчас молодому специалисту очень сложно найти работу по полученной им специальности. Если удалось это сделать, встает иной вопрос: как закрепится на новой должности, не имея практических навыков? Трудовая деятельность отличается от учебного процесса...

Стратегия повышения экономической эффективности деятельности ООО «Агрофирма «Победа»

Для любого коммерческого предприятия, в том числе сферы АПК, стратегия повышения экономической эффективности деятельности сегодня есть необходимое условие не только процветания, но и просто выживания в конкурентной борьбе. Повышения экономической эфф...

Задать вопрос