Статья посвящена исследованию важности нематериального мотивационного воздействия на сотрудников субъекта бизнеса в целях повышения их производительности труда, в целях улучшения их лояльного отношения к организации. Нематериальная мотивация, в отличие от материальной, не имеет денежного выражения. При этом, она не менее эффективна, поскольку способна побудить в персонале благоприятное отношение к своей организации.
Ключевые слова: мотивация, персонал, организация, эффективность, отношение, сотрудник.
Актуальность темы обусловлена первостепенно важной ролью исследования нематериальной мотивации в повышении эффективности работы сотрудников предприятия. В настоящее время, в связи со сложной экономической ситуацией в стране, в связи с ухудшением рыночной обстановки, для многих российских субъектов бизнеса возникла проблема нехватки денежных ресурсов для стимулирования своих работников к более продуктивной трудовой активности. Именно поэтому так важно изучать нематериальную мотивацию труда, в рамках которой от руководителей субъекта бизнеса не требуется большого количества затрат, а эффект от мотивационного воздействия может быть не менее значимым, чем при материальном стимулировании.
Нематериальные мотивационное воздействие представляет собой применение руководящим звеном организации таких способов и методов побуждения работников к повышению производительности труда, при которых не происходит материального поощрения (например, в виде денежных средств, подарков, в виде товаров и услуг, которые производит организация, в которой данный сотрудник осуществляет трудовую функцию) [1. с. 23].
Нематериальные технологии мотивации персонала могут быть представлены следующими наиболее популярными разновидностями [2. с. 21]:
— всеобщая похвала работника, что может проявляться, например, в виде выставления положительных результатов труда определенного сотрудника перед другими работниками; похвала может быть осуществлена и на общественном мероприятии (городские праздники, спортивные мероприятия и т. п.), на собрании трудового коллектива организации, на собрании отдела, на корпоративном празднике и пр.; похвала может быть осуществлена по местному или федеральному телевидению или с использованием любых средств массовой информации (статья о работнике в газете, интервью на телевизионном шоу, по радио и пр.);
— признание заслуг работника с проявлением данного признания в виде вручения грамоты, в виде вывешивания фотографии на стенде организации или в локальной газете (внутренней прессе предприятия) и пр.;
— карьерный рост также относится к нематериальному стимулированию, то есть сотрудник должен понимать, что, работая в организации, он имеет возможность за определенные трудовые заслуги быть повышенным в должности;
— обучение сотрудников за счет предприятия также является нематериальным мотивационным воздействием, поскольку прямо не происходит материальных выплат, но косвенно предприятие тратит деньги на обучение персонала, тем самым давая сотрудникам понять, что они важны для организации;
— поддержание и развитие благоприятного психологического климата, организационной культуры, корпоративной этики, — все это также только самым благоприятным образом отражается на работе сотрудников. В организации с благоприятным внутренним климатом и комфортными отношениями внутри коллектива каждый сотрудник желает работать, он желает приходить на такую работу, повышает производительность своего труда;
— развитие гуманного человекоориентированного отношения к персоналу, например, предоставление некоторым сотрудникам свободного графика работы, возможности употреблять никотин на рабочем месте, употреблять пищу во время работы. Некоторые из данных факторов могут негативно повлиять на режим работы предприятия, но гуманность в отношении к некоторым подчиненным может поспособствовать более лояльному их отношению к организации;
— организация отдыха и досуга, наличие на территории предприятия спортивных площадок, мест для отдыха, организация спортивных и любых корпоративных мероприятий, — все это самым благоприятным образом отражается на эффективности работы каждого сотрудника и относится к немотивационным детерминантам воздействия на трудовую функцию;
— возможны и другие нематериальные методы мотивации сотрудников организации.
Эффективность влияния нематериальной мотивации на сотрудников организации проявляется в следующем:
— прежде всего, это повышение лояльного отношения работников к самой организации. У персонала возникает чувство дружелюбного, благоприятного, благожелательного отношения к предприятию и руководящему составу субъекта бизнеса. Каждый сотрудник будет считать себя нужным и важным для организации. В этой связи у персонала появиться желание больше трудиться, появится ответственность за выполняемые трудовые функции, результаты труда будут более высокими [3, с. 132];
— при повышении лояльности повысится желание работать у сотрудников, а, значит, это может привести к повышению производительности труда, как отдельно взятых работников, так и организации в целом [4, с. 57];
— с ростом производительности труда будет расти количество выпускаемой продукции, количество продаваемых товаров или услуг, что скажется на выручке. При этом, в связи с тем, что нематериальная мотивация является малозатратным стимулирующим мероприятием по управлению персоналом, расходы на мотивацию будут существенно ниже доходов, которые принесут работники в результате роста производительности труда (как эффект от нематериальной мотивации). Все это, в конечном итоге, может привести к росту рентабельности продаж субъекта предпринимательской деятельности, а, как результат к повышению конкурентоспособности [5, с. 74].
Нематериальные мотивы побуждают человека отправляться на работу не только за деньгами. Как говорил А. Маслоу, если человек желает исключительно денег, он не является частью своей работы и места, где работает. Уважение, любовь, дружба важнее. Ошибочным заблуждением является мнение, что нематериальные методы не столь интересны, как материальные. Комфорт души для работника на самом деле играет многим более значимую роль в организации, нежели деньги. И именно нематериальные способы помогают достичь трудящимся их индивидуального духовного удовлетворения [6, с. 40].
Моральная и социальная мотивация являются двумя любопытными разновидностями применения методов нематериальной мотивации. Они используются в разных ипостасях. Следует поподробнее истолковать их содержание. Моральная мотивация порождает высокую ценность и значимость сотрудника. Проявление уважения к человеку, как со стороны руководства, так и со стороны коллег. Выражается через награды, символы почета, командировки и постоянное внимание во время корпоративных сборов и активных деятельностей в компании.
Социальная мотивация представляет собой объединение команды. Так, каждый отдельный сотрудник становится частью целого, как частью семьи. Все принимают решения вместе, работают вместе и отдыхают тоже вместе. Уделяется внимание всем индивидуальным особенностям и принимается с полным уважением, чтобы каждый сотрудник осознавал, что он может чувствовать себя в организации, как в семье, как дома [6, с. 40].
Таким образом, изучение эффективности влияния нематериальной мотивации на сотрудников организации позволяет сделать вывод о том, что эффект такой мотивации, прежде всего, проявляется в повышении лояльного отношения сотрудников к самой организации. В свою очередь, с ростом дружелюбного, благоприятного, положительного отношения к организации, в которой работает сотрудник, у такого сотрудника возникает желание повысить результат своего труда, в частности, увеличить производительность или качество товаров и услуг. С ростом производительности, появляется эффект доходности, увеличение рентабельности и конкурентоспособности предприятия. Следовательно, эффективность нематериальной мотивации проявляется, как в улучшении отношения сотрудника к организации, руководству, коллективу, так и в улучшении показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Литература:
- Трапицын С. Ю. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / С. Ю. Трапицын. — М.: Юрайт, 2022. — 314 с.
- Пряжников Н. С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / Н. С. Пряжников. — М.: Юрайт, 2022. — 365 с.
- Коваленко Т. В. Нематериальная мотивация как важный фактор повышения эффективности труда / Т. В. Коваленко, И. И. Шайда // Проблемы устойчивого развития на макро, мезо и микроуровне. — 2018. — С. 130–133.
- Якуба В. А. Нематериальная мотивация: повышаем эффективность сотрудников / В. А. Якуба // Мотивация и оплата труда. — 2022. — № 1. — С. 56–61.
- Магзумова Н. В. Нематериальная мотивация персонала в целях повышения эффективности деятельности организации / Н. В. Магзумова, А. Е. Колесник, А. С. Аванесов // Научный вестник Южного института менеджмента. — 2019. — № 1. — С. 71–75.
- Бабаджанов Н. Н. Нематериальная мотивация персонала в целях повышения эффективности деятельности организации / Н. Н. Бабаджанов // Студенческий вестник. — 2022. — № 17. — С. 37–43.