В статье рассматривается создание сельскохозяйственного кооператива на примере Акмолинской области. Обоснована актуальность данного предприятия, которое способно обеспечить рост благосостояния жителей села. При этом за счет организации такой кооперации можно решить ряд проблем как безработица и рост цен на продукты питания.
Ключевые слова: сельскохозяйственная кооперация, доходы, население села, сельскохозяйственная продукция, продовольственная инфляция
Несмотря на то, что современные условия представляются всем как индивидуализм капиталистической системы, кооперация при правильном её использовании может оказывать более ощутимый вклад в повышение благосостояния её участников, нежели если отдельные индивиды будут действовать в одиночку. Синергия и объединение усилий ради одной общей цели позволяет объединить разрозненные частички и получить максимальный эффект.
Одним из таких объединений или коопераций, которая имеет все предпосылки для успешной реализации, является сельскохозяйственная кооперация в Казахстане. Так как пока ещё имеется определенный потенциал и возможности для создания сельскохозяйственных кооперативов в этом регионе [1]. Можно отметить следующие предпосылки и причины создания сельскохозяйственных кооперативов в Казахстане:
— то сельское население, которое ещё находится в сельской местности, частично обладает сравнительно значительным поголовьем скота и в некоторых видах овощеводства (по сравнению с крестьянскими хозяйствами и крупными сельскохозяйственными предприятиями);
— уровень доходов сельского населения почти на 70 % ниже доходов городских жителей [2];
— хозяйства населения не требуют серьезной финансовой поддержки от государства, так как объемы их хозяйства незначительные;
— минихозяйства среди сельского населения имеют потенциал для развития органического животноводства и растениеводства;
— уровень безработицы на селе выше, чем в городе;
Данные предпосылки обуславливают необходимость использования хозяйства населения, отдельных семей и минихозяйств для объединения в более крупную организацию с целью реализации произведенной продукции потребителям в ближайших городах. Тем самым сокращая уровень транзакционных издержек, предоставлять на рынок определенный объем продукции. Тот объем, который может обеспечить беспрерывный поток продукции ограниченному кругу потребителей.
Организация сельскохозяйственного кооператива решает несколько стратегически важных задач в масштабах государства или как минимум отдельного региона [3]. Во-первых, развитие села требует финансирования и поддержки со стороны государства, при создании такой кооперации данная проблема частично сокращается, так как в сельскую местность будут возвращаться денежные потоки. Во-вторых, ликвидируется цепочка различного рода посредников в оптово-розничной торговле на рынке города. Функции посредников будет выполнять один сельскохозяйственный кооператив, который будет обеспечивать возврат денежных потоков обратно в село его участникам и на другие проекты. В-третьих, цена на продукцию может стать ниже для потребителей, которые будут приобретать товары сельскохозяйственного кооператива. В-четвертых, усилит взаимодействие между городским и сельским населением. В-пятых, решается проблема безработицы на селе и обеспечивается рост уровня доходов. Это приведет к мультипликативному эффекту в целом на социально-экономическое положение села и его развития.
На сегодняшний день уже назрели следующие проблемы социально-экономического развития регионов:
— Уровень урбанизации усиливается и достиг почти 60 % в целом по стране;
— Продовольственная инфляция превысила 20 % в последний год, при этом около половины всех доходов расходуется именно, на продовольствие;
— В городах существует нагрузка на социальную инфраструктуру: переполнены школы, детские сады, не хватает больниц, проблемы с доступным жильем и т. д. При этом на селе эти социальные объекты закрываются из-за нехватки контингента или из-за экономической нецелесообразности.
То есть наблюдается дисбаланс развития по стране. Основная проблема в данной ситуации заключается в том, когда фермер не имеет возможности продать свой товар по достойной цене, а потребитель товара (городское население) вынужден покупать товар с высокой торговой наценкой через торговые сети. Бывает случаи, что цена на продукт возрастала в разы от места его производства до полок в магазинах. При этом речь идет не об импортных товарах, а о товарах местного производства.
Проблема заключается в том, что мелкие фермерские хозяйства не имеют возможности реализовывать свою продукцию в крупные торговые сети. Во-первых, потому что физически они не могут поставлять соответствующие объемы продукции, во-вторых, логистические неудобства — доставлять малую партию на склады снижает экономический смысл в этом.
На сегодняшний день развитие сельскохозяйственных кооперативов поддерживается на государственном уровне и созданы все необходимые законодательные и правовые нормы по регулированию отношений этих организаций. Закон о сельскохозяйственной кооперации был принят в 2015 [4] году. И с тех пор количество кооперативов достигло 3030 по стране
Рис. 1. Количество действующих кооперативов в Казахстане [5]
Нами предлагается организация сельскохозяйственного кооператива в Акмолинской области. Прогнозирование успешности данного проекта строится на основе того, что платежеспособное население в городе способно купить натуральный продукт отечественного производства, если сельскохозяйственный кооператив обеспечит желаемый сервис для клиентов. На сегодняшний день многие мелкие поставщики поставляют свою продукцию в город и реализуют её стихийно в небольших объемах. Уникальность проекта заключается в том, чтобы создать высокий сервис обслуживания клиентов из множества разрозненных поставщиков, объединив их в одну компанию.
Акмолинская область была выбрана по причине того, что в этой области находится столица и город республиканского значения, а также ряд других городов. Совокупное население на территории области на данный момент составляет более 2 млн. человек. Из них около 1,3 млн. человек в городе Астана и около 780 тысяч человек в области. Вторая причина логистика, так как эта область располагает несколькими автобанами. Третья причина — более платежеспособное население столицы, по сравнению с сельскими жителями области.
Продукция — мясная и молочная и некоторые овощи (картофель, огурцы, помидоры). Такой выбор продукции был обоснован тем, что официальная статистика свидетельствует о том, что мясо и молоко — это те продукты, в которых сельское население может конкурировать с другими производителями данных товаров. Так как есть сельскохозяйственные предприятия и крестьянские хозяйства — они больше всего сконцентрированы на растениеводстве, а именно зерновых и масленичных культурах (Акмолинская область), а в отрасли животноводства их позиции скромнее. А по количеству молока и поголовья скота крупные сельскохозяйственные товаропроизводители отстают от объемов населения.
Таблица 1
Структура производства основных видов продукции животноводства в разрезе хозяйств по Акмолинской области [ 6 ]
все хозяйства |
|||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Мясо скота и птицы, тыс. тонн |
61,3 |
66,6 |
90 |
99,7 |
126,8 |
Молоко, тыс. тонн |
385,3 |
387,4 |
397,9 |
404,7 |
406,2 |
Яйца, млн шт |
796,9 |
890 |
863,8 |
808,3 |
793,2 |
СХТП |
|||||
Мясо скота и птицы, тыс. тонн |
24 |
29,7 |
52,9 |
62,6 |
89,8 |
Молоко, тыс. тонн |
71,3 |
70,6 |
77,2 |
80,9 |
77,8 |
Яйца, млн шт |
702,5 |
796,8 |
770,7 |
713,4 |
698,6 |
КХ |
|||||
Мясо скота и птицы, тыс. тонн |
4,3 |
4,3 |
4,6 |
4,6 |
4,6 |
Молоко, тыс. тонн |
19,5 |
19,9 |
20,6 |
22,2 |
23,6 |
Яйца, млн шт |
0,1 |
0,3 |
0,3 |
2 |
2 |
Население |
|||||
Мясо скота и птицы, тыс. тонн |
33 |
32,6 |
32,5 |
32,4 |
32,3 |
Молоко, тыс. тонн |
294,5 |
296,9 |
300,1 |
301,6 |
304,9 |
Яйца, млн шт |
94,3 |
92,9 |
92,8 |
92,9 |
92,6 |
Реализация — курьерская доставка до дома и собственный склад и минимаркет в городе Астане.
По данным бюро статистики расходы на продукты питания в 2021 году по г. Астана составили в среднем 414616 тенге на одного человека в год. Из них на мясо, птицу и рыбу около 152 000 тенге, на молочные продукты 56675 тенге. Все эти расходы на протяжении последних пяти лет стремительно увеличились в корзине потребления. Например, в 2017 году средний житель города Астана в год тратил на покупку мяса, птицы и рыбы 92343 тенге, а в 2021 году он стал тратить 152 635 тенге.
Падение реальных доходов населения и рост цен на продукты питания подталкивает население искать более дешевую продукцию или покупать напрямую у производителей этой продукции. Поэтому организовав систему маркетинга, логистику можно успешно реализовывать продукцию сельскохозяйственного кооператива жителям города. Тем самым повысить уровень жизни сельских жителей и села в целом. Возможно, это привлечет больше население в сельскую местность и смягчится дисбаланс между городом и селом.
Литература:
- Шомшекова Б. К., Кыдырбаева Э. О., Мухамадиева А. А., Сейсекенова М. Б. Проблемы развития сельскохозяйственной кооперации в Республике Казахстан // Вестник КРСУ. 2019. Том 19. № 3. — с. 72
- Статистический сборник «Социально-экономическое развитие Акмолинской области, 2021» // Бюро статистики Министерства национальной экономики РК.
- Акимбекова Г. У. Стратегические направления развития сельскохозяйственной кооперации в АПК Республики Казахстан // Central Asian Economic Review. Economy of Agriculture. № 3 (116) 2019. с. 126
- «О сельскохозяйственных кооперативах» (Закон Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 372-V ЗРК.)
- Статистика сельхозкооперативов в РК. Электронный ресурс: https://inbusiness.kz/ru/news/kolichestvo-selskohozyajstvennyh-kooperativov-v-rk-prevysilo-3-tysyachi
- Акмолинская область в 2021 году / Статистический ежегодник / на казахском и русском языках / 219 стр.