В статье автор делает акцент на аналитический обзор нормативно-правовой базы государственной службы.
Ключевые слова: государственная служба, анализ, нормативно-правовые акты.
Нормативно-правовая база государственной службы занимает особое место в государственной системе и играет важную роль в государственной службе, так как является важнейшим инструментом преобразований во власти, экономике, социальной сфере, в области национальной безопасности и представляет собой совокупность официальных документов, определяющих законодательное обоснование любой деятельности в данной сфере.
Под источниками законодательства о государственной службе следует рассматривать нормативные правовые акты, которые регулируют организацию государственной службы и правовое положение государственных служащих.
В настоящее время законодательство Российской Федерации о государственной службе включает в себя: Конституцию РФ, базовые федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. В их состав входят конституции (уставы) субъектов РФ, их законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной службы на уровне субъекта РФ.
— Конституция РФ юридически закрепила существование института государственной службы в Российской Федерации и следующие основные принципы ее организации:
- верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);
- единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ (ч. 3 ст. 5);
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18);
- обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2);
- разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10);
- равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32);
- некоторые обязанности всех должностных лиц (ч. 2 ст. 24; ч. 3 ст. 41; ч. 2 ст. 46 и др.) [1].
Далее, рассмотрим ряд федеральных законов и Указ Президента, регламентирующих деятельность государственной службы:
— Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.
Преамбула анализируемого Закона отражает его целевую установку — определение правовых и организационных основ системы государственной службы Российской Федерации. Данный Закон коррелирует со многими конституционными положениями, в первую очередь — с ч. 2 ст. 3 Основного закона Российской Федерации, согласно которой народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Правовое регулирование государственной службы осуществляется многими федеральными законами как общего, так и специального характера. Среди них данный Федеральный закон является базовым. Его можно рассматривать как отправную точку в последующем законодательном обеспечении института государственной службы Российской Федерации [5].
— Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Преамбула Закона определяет в самом общем виде сферу его действия, в пределах которой устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы (т. е. соответствующие условия, возможности и ресурсы) успешного функционирования государственной гражданской службы Российской Федерации.
Федеральный Закон является системообразующим законом прямого действия, предмет его регулирования определен в ст. 2. Это, во-первых, отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением. Во-вторых, это отношения, связанные с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
Нормы Закона о государственной гражданской службе находят свое развитие и конкретизацию в региональных законах и иных нормативных актах о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации. При этом важно учитывать, что, принимая соответствующие законы и иные нормативные акты, субъекты РФ обязаны обеспечить законодательное воплощение и практическую реализацию норм комментируемого Закона, в частности, в отношении основных прав и обязанностей государственных гражданских служащих, ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, и др.
— Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2].
Данный закон закрепляет ключевые принципы и юридические основы борьбы с коррупционными проявлениями в российском государстве. Под противодействием коррупции закон подразумевает совокупность разного рода функций, которые реализуют государственные органы.
Характеризуя Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует подчеркнуть, что это в значительной мере не только нормативно-правовой, но и программный документ. Он определяет основные направления государственной деятельности в сфере борьбы с коррупцией, устанавливает сферу применения антикоррупционной политики (в первую очередь как сферу служебных отношений), фиксирует социальные ожидания в данном виде деятельности [4].
— Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [3].
Данный Указ был создан в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации должностных обязанностей, исключения злоупотреблений служебным положением на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в систему российского законодательства о государственной службе входят федеральные нормативные правовые акты и законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Они образуют единую иерархическую систему, в основу построения которой заложена юридическая сила юридических источников. Стоит отметить, что наряду с эффективной законодательной базой необходим конструктивный механизм реализации нормативно-правовых актов и согласованность действий всех государственных органов и общественных организаций. Это в значительной мере позволит повысить эффективность решения задач, поставленных перед государством на сегодняшний день.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 12.11.2022)
- О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ./ Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения 20.11.2022)
- Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885./ Официальный информационно — правовой портал «Гарант». — Режим доступа: https://base.garant.ru/184842/ (дата обращения 23.10.2022)
- Наумов С. Ю. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». — 2020. — Режим доступа: https://www.belnadzor.ru/protivodejstvie-korrupczii/metodicheskie-materialy/1789-kommentarii-k-fz-273-o-protivodejstvie-korrupczii.html?showall=1 (дата обращения 22.10.2022)
- Ткач А. Н. Комментарий к Федеральному Закону «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. –2015. — Режим доступа: https://www.zonazakona.ru/law/comments/247 (дата обращения: 31.10.2022)