Проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 23.11.2022

Статья просмотрена: 1087 раз

Библиографическое описание:

Кравченко, Н. А. Проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Кравченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 403-407. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96658/ (дата обращения: 15.11.2024).



Речевое развитие детей — одна из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы ребенка и формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает все, что его окружает. Упущенные возможности этого развития в последующем не восполняются, поэтому необходимо своевременное речевое развитие, которое включает в себя развитие интереса, чуткости и любви к родному слову, стремления к точному его употреблению в зависимости от контекста и ситуации общения.

Окружающий ребёнка современный мир непрерывно меняется, меняются и дети, живущие в этом мире. С раннего детства ребенок сталкивается с такими благами цивилизации, как компьютеры, технически оснащенные интерактивные игрушки, мобильные телефоны, гаджеты и планшеты, свободный доступ к телевизору, следствием чего является дефицит речевого общения со взрослым, что пагубно сказывается на дальнейшем развитии ребенка. Очевидно, что технический прогресс отражается не только на речевом развитии детей, но и на развитии психики растущего человека. Особо открытыми и чувствительными являются дети раннего и дошкольного возраста, поскольку они не просто растут — они формируются и развиваются в совершенно новых условиях, которых еще нигде и никогда не было.

Н. А. Горлова, зав. лабораторией исследования проблем языкового образования Научно-исследовательского института столичного образования ГОУ ВПО «МГПУ» Москвы, в рамках пилотного проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» и проведенного исследования отмечает следующие особенности современных детей: преобладание системно-смыслового сознания над системно-структурным; повышение тонуса организма, настойчивости, требовательности, чувствительности, эмоциональности, потребности к восприятию информации; возбудимость, гиперактивность, тревожность, агрессивность.

Воспитание современных детей, по мнению исследователя, должно быть ориентировано на создание условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья; для снятия тревожности и преобразования детской агрессии — разрушающей эмоции — в положительную, т. е. созидательную энергию, насыщенную богатым спектром чувств и эмоций, познавательными потребностями и познавательным интересом; для развития волевых качеств ребенка: целеустремленности, настойчивости, ответственности и уверенности в себе.

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании. [19, с. 3]

Педагоги бьют тревогу, ведь самые низкие показатели выполнения ООП ДО чаще всего относятся к разделу «Речевое развитие».

Педагоги-практики сталкиваются с тем, что у детей наблюдается комплексное отставание речевых компонентов. Так, например, нарушение звукопроизношение сопровождается несформированностью фонематического слуха, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций, лексико-грамматического строя речи.

Особенно актуальной является проблема бедности словарного запаса и состояния связной речи. Словарь, как правило, находится на бытовом уровне, и знание обобщающих понятий, значений многозначных и родственных слов становится крайне редким явлением.

Говоря о состоянии связной речи, следует отметить, что наибольшие затруднения возникают при пересказе, составлении рассказа по сюжетной картине и по серии сюжетных картин. Последнее, зачастую, является непосильной задачей. Пересказ недоступен дошкольникам без помощи педагога, без его наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам не прослеживается сюжетная линия, а лишь перечисляются предметы и действия.

Нельзя не отметить, что речь ребенка зависит и от того, насколько сформированы другие высшие психические функции. Следствием этого является нарушение пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти — ребенок не может запомнить предложение из 5–6 слов.

Какова же причина озвученных нами проблем?

Е. О. Смирнова в своей книге «Дошкольник в современном мире» приводит данные ЮНЕСКО о том, что 93 % современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю: «Подрастает первое поколение “экранных детей”». [38, с. 254]

Автор делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей. Первое и самое плачевное — задержка речевого развития.

О том, что наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, является телевидение, поглощающее все больше времени и у родителей, говорит в своей книге «Застывший взгляд» Райнер Пацлаф [6]. А немецкий фониатр Манфред Хайнеман подчеркивает, что ущерб развитию речи у детей наносит отнюдь не только молчание перед экраном. «Передачи нередко построены стереотипно и потому никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности». Как следствие этого, речь детей в играх со сверстниками становится скудной — они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая их роботоподобными движениями. Руководитель немецкой школы для детей с нарушениями речи Тео Борбонус, продолжая мысль Хайнемана о том, что телеэкран, кроме того что препятствует формированию речи и артикуляции, но еще и блокирует спонтанные, творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств, предупреждает, что нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Основываясь на многолетнем педагогическом опыте, ученый констатирует, что из-за нехватки первичных стимулирующих раздражений у нынешних детей с все большим трудом формируются функции для восприятия внутренних и внешних состояний — тепла, равновесия, движения, обоняние, осязание и вкус. [33]

В. В. Абраменкова, зав. лабораторией Социальной психологии детства Института развития дошкольного образования РАО, говорит об источниках проблемы речевого развития современного ребенка. Это, например, печатная продукция для детей и детские периодические издания. Анализ данной продукции показывает, что, во-первых, происходит обеднение языка самой литературы для детей. Непомерно и неоправданно сократилось количество детской периодики. Кроме того, авторы современных детский книг упрощают изложение, акцентируя внимание на «прикольных» моментах, часто используют сниженный лексический словарь различных детских словечек, вместо текстов помещаются «картинки», подменяющие активную работу ребенка со словом на пассивное разглядывание.

Во-вторых, устная речь персонажей современных мультфильмов, мультсериалов и особенно ролевых компьютерных игр изобилует бранными словами, грубой интонацией. Традиционные отечественные сказки, зачастую, кажутся детям неинтересными, пресными, скучными.

В-третьих, криминальная лексика, столь прочно осевшая в фильмах, в разнообразных ток-шоу и передачах, часто оказывается в детской речи и общении. В речи не только школьников, но и дошкольников появляются и прочно укрепляются бранные слова, элементы криминального жаргона, инвективная лексика и прочие негативные языковые явления. [5, с. 80–86]

Одной из центральных проблем также является разрыв между потребностью детей в общении с родителями и возможностями родителей ее удовлетворять, из-за повышенной занятости родителей на работе. Современные родители, в большинстве своем, без рекомендаций педагога не представляют, чем нужно заниматься со своим ребёнком дома или во время совместного отдыха. Оставив ребенка наедине с планшетом или телефоном мало кто из родителей задумывается о том, как влияет игра, в которую так вовлечен малыш, на его психику. Родители, считая, что необходимо шагать в ногу со временем, стараются как можно раньше приобщать детей к достижениям технического прогресса. Есть конечно и те родители, которые знают о том, что развитие маленького ребёнка, становление его внутреннего мира происходит только в совместной со взрослыми деятельности. Именно близкий взрослый человек вступает с малышом в диалог, именно с ним ребёнок открывает и познаёт мир, именно при поддержке им помощи взрослого малыш начинает себя пробовать в разных видах деятельности и чувствовать свои интересы и возможности.

В отличие от века XX, в котором традиционной считалась нуклеарная семья, где четко были распределены роли: мать заботилась о детях, а обеспечение семьи было задачей отца, век XXI становится временем, когда изменилось не только само состояние института семьи, но и представление о семье в целом. Заботящаяся о детях мать теперь все чаще стремится к карьерному росту, к доминирующему положению над мужчиной. В связи с этим, как правило, отодвигается возраст первого рождения, и многодетные семьи уже становятся явлением крайне редким. В современной обществе неполная семья, это уже не исключение, а закономерность. Все чаще приходится слышать о детях от первого, второго, третьего брака, кроме того, нормой стали развод, рождение вне брака, гражданский брак. На практике нередко встречаются случаи, когда родитель после развода стремится «устроить» свою личную жизнь, и ребенок предоставлен сам себе. Это негативно сказывается на развитии ребенка в целом.

Следует отметить и медицинский аспект рассматриваемой нами проблемы. По мнению многочисленных исследователей причинами проблем в речевом развитии могут явиться патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка. Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание.

Портрет современного ребенка, «нарисованный» нами, свидетельствуют о том, что он отличается от сверстников прошлого века и требует современного подхода в воспитании и образовании.

Например, что касается образовательной деятельности, то центральное место в работе с детьми по-прежнему занимают занятия, в проведении которых преобладает школьная специфика, и, вместе с тем, забывается специфика дошкольного образования, и то, что слово «занятие» уже заменено на непрерывную образовательную деятельность, а в основе организации образовательного процесса лежит системно — деятельностный подход. Говоря же о школьном обучении, хочется обратиться к высказыванию В. Я. Стоюнина по поводу современной школьной практики. «У нас любят учить делать сочинения , придумывая разные схоластические правила, — писал еще в XVIII веке российский педагог и публицист, — а подготовить ум так, чтобы у него вызывались свободно мысли, — об этом еще мало как-то думают… отсюда бедность мысли, скудость суждений, крайняя односторонность выводов, если они есть…» [39, с. 82].

Проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана достаточно полно. Исследования А. А. Леонтьева по разным проблемам развития речи в дошкольном детстве подтвердили необходимость изучения закономерностей и особенностей становления речи дошкольников и определили основные принципы содержания работы по развитию речи, обучению языку.

Прежде всего, необходимо обратить на организацию педагогом речевой среды, так как только грамотная организация речевого окружения позволяет оказать мощное воздействие воспитательного характера, которое направлено на развитие познавательных отношений, направленных не только на окружающий мир, но и на языковую систему, развивая этим базовые представления о родном языке и о родной речи.

Согласно ФГОС ДО «условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях…» [3]. В отношении реализации образовательной области «Речевое развитие» одним из условий, обеспечивающих полноценное развитие является организация речевой развивающей среды, соответствующей возрастным особенностям детей.

Развивающая речевая среда — это речь, которую воспринимает человек в естественных условиях. Это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, благодаря которой активизируется процесс развития речевых коммуникаций и раскрывается речевой потенциал детей.

Основными задачами развивающей речевой среды, будь то естественная или искусственно созданная среда, является самостоятельная речевая активность дошкольника и его комфортное эмоциональное состояние в процессе речевых коммуникаций.

Несмотря на то, что естественная коммуникативная среда оказывает положительное влияние на психическое развитие и на формирование речевых способностей, особая роль принадлежит все же среде искусственной, которая организуется педагогом для достижения конкретных задач и с использованием определенных методик. Это позволяет раскрыть весь формирующий потенциал и направить его в нужное русло .

В Федеральных государственных стандартах дошкольного образования построение развивающего образования выступает в качестве одного из требований к условиям, необходимым «... для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», и определяется как образование, ориентированное «... на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка)» [3].

Таким образом, решение проблем речевого развития возможно только при систематической, целенаправленной работе всех участников образовательных отношений.

Это, прежде всего, речевая развивающая среда, где ключевая роль принадлежит речи педагога, так как именно его речь является главным средством обучения и формирования речи дошкольников.

Это и, со стороны дошкольного учреждения, создание системы работы, которая бы обеспечивала условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, которые свойственны современным детям, а также развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления здоровья. И создание благоприятных условий для развития детей и освоения ими ООП с учетом использования форм и методов работы, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.

И, конечно же, работа с родителями. В современном мире, утратившем духовные и семейные ценности, взаимодействие с семьей должно рассматриваться как органичная часть образовательного процесса, позволяющая решать задачи по установлению и поддержанию доверительных партнерских отношений, и повышению компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка.

Литература:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013 г.
  2. Абраменкова В. В. Обеспечение языковой безопасности в развитии культуры речи ребёнка / В. В. Абраменкова // Педагогическое образование и наука. — 2017. — № 5. — С. 80–86.
  3. Горлова Н. А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1 — стр. 3–6.
  4. Крылова Н. М. Детский сад — Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н. М. Крылова. — 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 264 с.
  5. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа. 2008. 270 с. Стр. 254
  6. Пацлаф Р. Застывший взгляд. —М. 2003. — 224 с.
  7. Степанова Л. А. Воспитание речевой культуры / Л. А. Степанова // Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования / ред. Р. С. Бозиев. — 2016. — № 5. — С. 80–89.
  8. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, В. К. Лотарев. — М.: Просвещение. — 1999 г. — 240с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевое развитие, дошкольное образование, развитие речи, родитель, современный мир, внутренний мир, дошкольный возраст, образовательный процесс, прошлый век.


Задать вопрос