Импровизация в народной пляске на основе базовых элементов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 23.11.2022

Статья просмотрена: 349 раз

Библиографическое описание:

Безлуцкий, А. Б. Импровизация в народной пляске на основе базовых элементов / А. Б. Безлуцкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 449-452. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96669/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается русская народная пляска, ее особенности, импровизация на основе простейших форм народной хореографии.

Ключевые слова: народная пляска, импровизация, простейшие формы народной хореографии.

В русской народной пляске наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность и актерское дарование исполнителя. В ней раскрывается душа русского человека. Пляска — это самовыражение, полная самоотдача. Мужчина или женщина в любом возрасте могут выйти в круг и отдать свое умение плясать на суд многочисленных зрителей. Исполнители не только сами получают огромное удовольствие от пляски, но и своей радостью и удалью всегда вызывают восторг зрителей, заставляя окружающих переживать, веселиться и подплясывать вместе с ними.

Пляска основана на импровизации исполнителя, поэтому она всегда очень индивидуальна, разнообразна и неповторима по своим движениям, манере исполнения, настроению.

Исполнители часто привносят движения, связанные с трудовыми процессами, а бывает и своими движениями создают образы различных птиц, зверей, рыб.

Каждый исполнитель, внося в народную пляску свой характер, мастерство, движения, обязательно передает в ней и своеобразную манеру исполнения, присущую той местности, в которой родился и вырос исполнитель.

При всем разнообразии движений, манеры и характера исполнения пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную традиционную форму построения, как мы привыкли наблюдать в книгах, где есть начало, развитие, кульминация, развязка и финал.

Народная пляска существует как способ самовыражения, где главным и ведущим звеном будет история отношений.

Заключается она в личных качествах исполнителя, а так же как он взаимодействует с окружающим миром и насколько исполнитель живет в рамках этики и морали.

Исполнителя народной пляски формируют и делают его особенным важные факторы, такие как: темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивация. А также отдельно следующие качества: самостоятельность; интеллектуальное самосовершенствование; коммуникативность; доброта; трудолюбие; честность; целеустремленность; ответственность; уважение; доверие; дисциплинированность; гуманность; милосердие; любознательность; объективность.

Из пластики движения и различных средств выразительности, пляска существует, как система взаимодействий. Эта система взаимодействия дала ход сольной пляске, парной, перепляс, а также групповой массовой.

Во время пляски исполнитель работает с пространством, заполняя его энергетически, и также он создает различные художественные образы.

Плясун использует различные средства выразительности и показывает свои особые движения, которые меняются и выглядят неповторимо, благодаря скорости, амплитуде движений и мощности. Исполнитель работает с ритмической структурой, выбивая разные акценты в музыке. Любой хороший плясун должен быть многогранен, и он должен понимать, что в народной пляске нет неправильных движений, и есть постоянное самосовершенствование.

Пляска — это зеркало души русского человека, в ней проявляется и мужество и молодечество, и задор, и лихость, и удаль, и широта, и задушевность, и лиризм, и веселье — целая гамма чувств и эмоций, свойственных всем русским людям.

Народная пляска построена на импровизации. Разберемся с этим понятием поподробнее.

Импровизация — это творческий процесс искусства, где создание и воплощение различных идей, создаются в моменте исполнения.

Научиться импровизировать значит провести глубокую внутреннюю работу с собственной личностью, выявить понимание желаний и импульсов души. Её исполнение требует от человека познать свои недостатки и достоинства. Прийти к пониманию своего истинного я.

Импровизация отличается от других танцевальных жанров, где требуется лишь выучить и тренировать определённую технику, тем, что в ней нужно развивать и понимать свою личность.

Импровизация — это напряжённая работа с историей своей жизни, набором характеристик личности, внутренними желаниями и потребностями, которые творческий человек превращает в новое и грандиозное шоу.

Классификация импровизации:

  1. Строгая.

Соблюдение установленных ограничений и правил.

  1. Обычная.

Свободный вариант творчества

  1. Фантазирование.

Творчество без границ и ограничений.

Существует несколько стимулов импровизации

  1. Импровизация от слышимых стимулов: все, что слышит плясун в форме звука, является слышимым стимулом. Основная задача обучения данной импровизации — это развить умение быстрого нахождения ответа в движении на звук
  2. Импровизация от визуальных стимулов: все, что видит исполнитель, может вызвать или не вызвать импульс к движению.
  3. Импровизация от касательных стимулов: она основана на всем том, чего касается импровизирующий.

Основная задача — это развитие чувствительности и быстроты реакции на изменение напряжения от восприятия разных предметов.

Также существует и контактная импровизация — вид, форма движения, импровизационная по природе, вовлекающая два тела в соприкосновение.

Побуждающие импульсы, инерция и вес тел передаются через точку физического контакта, которая постоянно вращается вокруг тел исполнителя. В основе этой импровизации была идея, что для исполнения этого танца необходимы два человека. Работа этой импровизации заключается в том, что исследуется способность сознания слиться с телом настоящем моменте и оставаться в нем, оставаться в теле, когда условия изменились.

Импровизация — это разговор. Ты не говоришь заранее свою речь. Вопросы и ответы возникают во время разговора. У тебя есть общая идея — что ты хочешь сказать, и в точный момент и в нужное время ты выражаешь это. Поэтому существует множество путей выразить это и всегда есть возможность выбора.

Парная импровизация — тоже разговор, но здесь есть определенные принципы диалога. Это как дискуссия на определенную тему, когда мы задаем вопросы и получаем ответы в процессе разговора. Ты не знаешь, какое следующее движение сделаешь, оно рождается благодаря импульсам, которые возникают в вашем дуэте — диалоге. Ты не придумываешь движения, они рождаются в твоем теле. Благодаря импровизации, любой плясун может самовыражаться.

Человек способный импровизировать раскрывает свой потенциал возможностей. Способность создавать из уже изученного материала что-то новое показывает талант и труд исполнителя. Люди не способные проявить творческий талант, а также отказывающиеся развивать личность и познавать новое не смогут импровизировать.

Импровизация помогает человеку развиваться и лучше понимать свою личность. Она позволяет узнать, что таится в движениях тела, открывая талант в создание чего-то необычного. Развиваясь человек, постоянно держит в напряжение свой разум, не позволяя ему деградировать.

Совершенствуясь в творчестве, индивид укрепляет память, когда нужно запоминать импровизацию. В сценическом искусстве человек совершенствует свою речь, открывая таланты развития и возможности. Импровизация на публике важный момент в творческой жизни индивида.

Главное — это богатый опыт в определённом творческом искусстве. Он должен открыть в себе гениальность. Импровизировать в пляске допускается после полного понимания возможностей и ограничений тела.

Для создания и варьирования разных движений, мы берем за основу простейшие формы народной хореографии. Условно разделим эти формы на несколько уровней, такие как работа ног и рук, положение туловища и его пластика. В практике народной пляске занятия начинаются с простых упражнений. Важно быть сконцентрированным и настроенным.

Так как процесс пляски — это прежде всего обмен энергией, то в целях настроить обучающихся на хорошую волну, обучающиеся выполняют несколько упражнений на сплочение и выявление индивидуальных средств и качеств каждого участвующего. Это может быть ритмический обмен, который автоматически создает диалог между людьми. Или же создание общего ритма для выявлений более мелких и тонких особенностей ощущений в ритмическом содержании. Разминка включает в себя разогрев всех частей тела для предотвращения травм от головы до ног. И далее мы приступаем к изучению простых движений и импровизации на заданную тему.

Простые шаги или втаптывающий шаг — базовый шаг, в котором происходит поочередная смена ног, посредством выбивания акцентов через пружинку. Для упражнения — в голове просчитываем четыре счета, где каждый счет будет совпадать с ударом ноги. При этом расстояние перед каждым шагом минимальное и составляет четверть стопы. Головной метроном работает постоянно до четырех и заново, в это время исполнитель работает с динамикой и выбивает поочередно разный счет. Сложность этого упражнения в удержании пружинки ног, преодоления дистанции и в концентрации сопровождения счета или же головного метронома.

Шаркающий шаг или шаг с подбивками — это простой шаг, где после каждого удара ногой, добавляется удар пяткой через пружинку наверх. Для импровизации этого движения важно чувствовать ритм и его постоянство и пробовать соединить удар пяткой с простыми шагами, где можно выбивать подбивку на одну ногу на правую или на левую или же на две ноги.

Переменный шаг — это шаг вальсого происхождения. Он состоит в поочередной смене ног с акцентом на третий счет, где пружинка такая же активная и соответствует каждому удару ноги, но для удобства понятия добавим четвертый пустой счет в котором удара не будет, а пружинка останется. Для усложнения переменного шага добавим подбивочку — удар пяткой при подъёме на пружинке после акцента на третий счет. Для импровизации этого шага нужно чередовать переменный шаг с переменным шагом с подбивкой и стараться рассмотреть это движение самостоятельно на тему скорости, мощности движения, амплитуды. Работать в пространстве, перемещаясь с одной точки в другую.

Припадания на одну ногу или хромоножка — это шаг, где вес сконцентрирован на одной ноге. За основу выставляем опорную ногу назад, а свободная нога занимает удобное положения и происходит покачивание между опорной ноги и другой. Импровизация состоит в том, что пока опорная нога приняла свое положение, свободная может перемещаться влево и вправо, вперед и назад, по кругу. Для разнообразия этого движения можно использовать удар на носок на стопу или на пятку. Если будет осуществлен переход на другую ногу, посредством шага назад с переносом веса на другую ногу — получится новое движение, и если оно циклично, его можно назвать выхилястик или же падэбаск. Оно производится, как движение для передышки или же исполняется в характере движения, которое выдается с определенной мощностью.

Дроби — это сложная и более мелкая ритмическая структура уже зацикленная определенными акцентами. Импровизация этого движения состоит в многообразии и создании новых интереснейший рисунков.

Все эти основные простые шаги создают и составляют уже более сложные ритмические рисунки, так называемые дробные дорожки. Для создания оригинальной и неповторимой дорожки часто можно взять концепцию создания книги, со своим простым началом, развитием, кульминацией, развязкой и финалом — в нашем случае точкой, основной идеей которое является завершение мысли. Элементы могут сочетаться абсолютно в разном порядке, здесь у исполнителя есть возможность проявить себя неповторимо и оригинально. Предлагаю некий вариант в соединении несколько шагов поочередно, два простых шага, два переменных шага с подбивкой, четыре быстрых коротких шага с подбивкой и точка — простой удар ногой, подчеркивающий завершение мысли.

Изучая разные методики работы с руками, положение рук формируется от разных условий: характера, темперамента человека, его норм и правил. Руки в пляске прежде всего должны быть свободны и они должны подчеркивать образ пляшущего. Для импровизации рук и тела нужно создавать условия, в которых можно работать только руками и туловищем и даже головой, не используя ног, именно здесь и происходят новые попытки художества. Сложность в отключении обособления механики и моторики рук и ног, как единое целое.

Изучив простой перечень основных движений, исполнитель всегда находится в подпитке новых знаний, и в поиске истинных смыслов. Важно признать, что людей всегда интересуют другие люди, и это не удивительно, ведь люди способны на такие безумства, благодаря которым история помнит выдающихся плясунов, которые вносили свои идеи, краски, кураж, задор. Их знали чтили уважали и ставили в пример, как лучших или неповторимых личностей.

Народная пляска — это мы с вами, обладающие своим характером, темпераментом, воспитанием и этикой. Мы можем менять мощность, скорость и амплитуду движения, и только в нас формируется вопрос, какие коленца мы можем позволить себе выполнить, в каком обществе и в каком формате. Важный аспект — это свобода и полет мысли, умение делиться своей энергией, ладить, слушать и чувствовать.

Русская пляска — она не может быть названа иначе, потому что органически связана с русским человеком, с его натурой, с его манерой и способностью воспринимать окружающее, с его чувствами, с характером времени и обстоятельствами жизни. Когда русскую девушку или юношу тянет поплясать, оба они опираются именно на этот фундамент внутренних ощущений и вкладывают в своё творчество весь внутренний мир. Сколько таких неповторимых плясок, объединённых одним названием «Русская» создано в различных уголках нашего великого государства.

Литература:

  1. Климов А. Основы русского народного танца - М.: Искусство, 1981
  2. Ткаченко Т. Народный танец. — М.: Искусство, 1967
  3. Народный танец. Проблемы изучения: сб. науч. тр. / М-во культуры России, ВНИИ искусствознания; Сост. и отв. ред. А. А. Соколов-Каминский. — СПб., 1991. — 235 с. — (Серия «Фольклор и фольклористика»)
  4. Луцкая Е. «Жизнь в танце» Искусство, М: 1968, с.-80
  5. Образы русской народной хореографии. Голейзовский К. Я., 1964. Издательство: М.; Искусство
  6. Гришон А. «Танцевальная импровизация», М., 2014
  7. Баскаков В. Свободное тело. — М. — 2010
Основные термины (генерируются автоматически): импровизация, народная пляска, движение, шаг, исполнитель, народная хореография, опорная нога, переменный шаг, русский человек, удар пяткой.


Ключевые слова

импровизация, народная пляска, простейшие формы народной хореографии

Похожие статьи

Изучение хоровода как одной из форм русского народного танца

Статья посвящена особенностям изучения одной из форм традиционного русского танца — хороводу, его истории, основным рисункам и техникам исполнения.

Взаимосвязь народного танца Республики Коми «шен» и французской кадрили

В данной статье проводится обзор традиционного танца «шен», бытующего в республике Коми, и французской кадрили. Рассматриваются общие черты лексических элементов и построения рисунков данных танцев.

К вопросу о сценическом оформлении танца. Костюм

В статье рассматривается создание костюма, дается описание тра-диционного костюма для испанского танца «Арагонская Хота», анализиру-ется его связь с танцевальной культурой.

Поклон в хореографическом искусстве: исторические преобразования и культурная значимость

В статье раскрывается процесс возникновения и последующего развития поклона как одного из важнейших элементов культуры в целом. Анализируется учебная и сценическая формы поклона, характеризуются особенности его исполнения в разных видах танцев, а так...

Техника вращений в народном танце

В данной статье рассматривается техника вращений в народном танце, ее основные принципы и методы выполнения. Статья будет полезна как профессиональным танцорам, так и любителям народного танца, желающим улучшить свою технику и выразительность движени...

Искусство игры на деревянных ложках как средство приобщения детей к традиционной народной культуре

В статье рассматривается приобщения детей дошкольного возраста к русской народной музыке, культуре по средствам игры на деревянных ложках.

Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств

В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподав...

Обобщающее занятие по модерн-джаз-танцу в хореографической студии

В статье рассматриваются особенности составления занятия в хореографической студии на примере занятия по модерн-джаз танцу хореографической студии «Стимул».

«Кармен» в постановках балетмейстеров ⅩⅠⅩ-ⅩⅩⅠ вв. и выразительность хореографии образа Кармен в мелодических рисунках на музыку Ж. Бизе

В данной статье автор размышляет об интерпретациях образа Кармен в постановках балетмейстеров ⅩⅠⅩ-ⅩⅩⅠ вв. Обращается внимание на выразительность хореографии образа «Кармен» в мелодических рисунках на музыку Ж. Бизе.

Русский народный танец и его особенности в регионах

В статье автор изучает народный танец, его историю, также особенности танца в регионах России.

Похожие статьи

Изучение хоровода как одной из форм русского народного танца

Статья посвящена особенностям изучения одной из форм традиционного русского танца — хороводу, его истории, основным рисункам и техникам исполнения.

Взаимосвязь народного танца Республики Коми «шен» и французской кадрили

В данной статье проводится обзор традиционного танца «шен», бытующего в республике Коми, и французской кадрили. Рассматриваются общие черты лексических элементов и построения рисунков данных танцев.

К вопросу о сценическом оформлении танца. Костюм

В статье рассматривается создание костюма, дается описание тра-диционного костюма для испанского танца «Арагонская Хота», анализиру-ется его связь с танцевальной культурой.

Поклон в хореографическом искусстве: исторические преобразования и культурная значимость

В статье раскрывается процесс возникновения и последующего развития поклона как одного из важнейших элементов культуры в целом. Анализируется учебная и сценическая формы поклона, характеризуются особенности его исполнения в разных видах танцев, а так...

Техника вращений в народном танце

В данной статье рассматривается техника вращений в народном танце, ее основные принципы и методы выполнения. Статья будет полезна как профессиональным танцорам, так и любителям народного танца, желающим улучшить свою технику и выразительность движени...

Искусство игры на деревянных ложках как средство приобщения детей к традиционной народной культуре

В статье рассматривается приобщения детей дошкольного возраста к русской народной музыке, культуре по средствам игры на деревянных ложках.

Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств

В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподав...

Обобщающее занятие по модерн-джаз-танцу в хореографической студии

В статье рассматриваются особенности составления занятия в хореографической студии на примере занятия по модерн-джаз танцу хореографической студии «Стимул».

«Кармен» в постановках балетмейстеров ⅩⅠⅩ-ⅩⅩⅠ вв. и выразительность хореографии образа Кармен в мелодических рисунках на музыку Ж. Бизе

В данной статье автор размышляет об интерпретациях образа Кармен в постановках балетмейстеров ⅩⅠⅩ-ⅩⅩⅠ вв. Обращается внимание на выразительность хореографии образа «Кармен» в мелодических рисунках на музыку Ж. Бизе.

Русский народный танец и его особенности в регионах

В статье автор изучает народный танец, его историю, также особенности танца в регионах России.

Задать вопрос