Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления (на примере Волгоградской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 23.11.2022

Статья просмотрена: 572 раза

Библиографическое описание:

Евтушенко, А. А. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления (на примере Волгоградской области) / А. А. Евтушенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 92-96. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96684/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье анализируется методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления на основании показателей из докладов глав «о достигнутых значениях показателей» и отчетов статистики. Рассматриваются результаты оценки и составление рейтинга муниципальных образований.

Ключевые слова: глава муниципального района, муниципальное образование, эффективность деятельности, показатели эффективности, статистика, формы статистики, гранты.

The article analyzes the methodology for assessing the effectiveness of the activities of local governments, based on indicators from the reports of the chapters «on the achieved values of indicators» and statistical reports. The results of evaluation and rating of municipalities are considered.

Keywords : head of a municipal district, municipal formation, performance, performance indicators, statistics, forms of statistics, grants.

В современном обществе публичная власть охватывает все уровни государственного управления в России и, конечно же, и муниципальное управление. С формальной точки зрения местный уровень представляется низшей ветвью публичной власти. Особенность муниципальной власти, в том, что она находиться ближе всех к населению, к источнику публичной власти.

Все мы понимаем, что качество жизни населения сегодняшней России в тесной связи с эффективностью и результативностью государственного управления. И как в настоящее время можно оценить эффективность деятельности исполнительных органов (на примере Волгоградской области)?

Рассмотрим, как же можно оценить деятельность определенного органа местного самоуправления или главы городского округа. Главной задачей, которых является предоставление населению качественных услуг, а не конкретной вещественной продукцией, которую возможно оценить как материальные ценности, посмотреть рост продаж как в коммерческой организации. Да еще и при присутствии проблемы в управление, которая зависит от доверия населения к органам власти, которое сейчас на низком уровне, так как между процентом доверия населения к органам власти и их эффективной службой, есть прямая зависимость.

Так начало положил в 2008 г. указ Президента РФ об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов [1, с. 2] и постановление Правительства РФ [2, с. 1]. В указе предусмотрена разработка системы отчетности муниципальной власти перед региональной властью, которая ежегодно предоставляет доклад региональной власти и мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления, расположенных в его границах.

На их основании были созданы следующее документы: дополнительные перечини показателей; способы и методика мониторинга эффективности; стандартный вид доклада глав местных администраций о достигнутых значениях показателей; методические рекомендаций о выделение за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта РФ грантов; перечень рекомендуемых показателей, используемых для определения размера грантов; правила и критерии оценки населением, эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления [2]. При оценке эффективной работы органов местного самоуправления, используется балльная система, подобную той, по которой оценивается деятельность губернаторов и их администрации, федеральным центром.

Предметом оценки деятельности органов местного самоуправления, являются следующие сферы: экономическое развитие; дошкольное и общее и дополнительное образование; культура; спорт; жилищное строительство и обеспечение населения жильем; ЖКХ; муниципальное управление.

На основании результатов оценки, докладов глав о достигнутых показателях, делаются рекомендации органам исполнительной власти субъектов, для повышения качества управления. После формируются доклады Правительства Президенту об оценке эффективности деятельности субъектов РФ по итогам прошедшего года.

В итоге формируются рейтинги регионов России по достигнутым показателям эффективности в сфере государственного управления, здравоохранения, образования и ЖКХ. Все это проводится на основании методики, утвержденной Правительством РФ по присвоению грантов субъектам. После, на основании всех проведенных анализов, докладов и рейтингов, выделяются гранты субъектам РФ, которые распределяются соответственно с оценкой достигнутых показателей и их динамикой эффективности.

Настоящая концепция оценки, эффективности деятельности региональной власти субъектов РФ достаточно хорошо проработана и законодательно утверждена, явно видна слаженная система менеджмента.

Так на примере Волгоградской области, в целях реализации Указа Президента РФ, утверждено постановление Правительства Волгоградской области [3, с. 1]. В этом постановлении указано: ход мониторинга эффективности; список-перечень органов исполнительной власти области, отвечающих за исполнение мониторинга эффективности; правила о подготовке текста в докладе о достигнутых результатах и показателей для оценки за отчетный год и их запланированных значениях на трех летний период.

Главы муниципальных образований Волгоградской области обязаны представлять в Комитет экономической политики и развития, доклады о достигнутых результатах и показателей, ежегодно до 01 мая. Далее размещают их на своих официальных сайтах в сети Интернет. Это значительно расширяет информационную открытость и доступность к работе местных властей и дает возможность каждому жителю муниципалитета, оценить работу избранной им власти, и сравнить ее с прошлыми итогами работы или работой других муниципалитетов. А до 15 сентября года, следующего за отчетным периодом, на основании докладов глав муниципалитетов, Комитет экономической политики по Волгоградской области, проводит анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления, и формирует сводный доклад о результатах деятельности муниципальных образований и глав муниципалитетов Волгоградской области. В сводном докладе публикуются итоги проведенного мониторинга, эффективности деятельности органов местного самоуправления. По результатам оценки, эффективности деятельности органов местного самоуправления составляется рейтинг муниципальных образований Волгоградской области, пример рейтинг муниципалитетов за 2021 г. (рис. 1)

Рейтинг муниципалитетов Волгоградской области за 2021 г.

Рис. 1. Рейтинг муниципалитетов Волгоградской области за 2021 г.

Оценка рейтинга сформирована на основании итогов комплексной оценки, эффективности деятельности муниципальных районов Волгоградской области за 2021 год, в соответствии со всеми методологиями [4, с. 1].

После губернатор Волгоградской области в целях поощрения муниципальных образований с лучшими результатами показателей, эффективности деятельности, определяет, кому будет предоставлен грант из бюджета Волгоградской области, в форме межбюджетного трансферта. Гранты предоставляются на основе установленных нормативных правовых актов, высшего исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.

Так откуда же берутся показатели в докладах, на основании которых составляются рейтинги, получаются гранты и разрабатывая, дальнейшая политика развития регионов. Многие показатели к докладу с 2019 года по распоряжению премьер-министра России, на то момент Дмитрия Медведева, рассчитывает Росстат. На основе данного распоряжения в федеральный план статистических работ Росстата [5, с. 120] включили показатели для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов для достоверной оценки. Данные меры позволяют получить достоверные показатели, а в следствии и достоверную оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Росстатом были разработаны формы статистической отчетности в рамках показателей в федеральном плане статистических работ. Росстат является ответственным за формирование многих показателей для мониторинга оценки эффективности деятельности субъектов, наглядно можно посмотреть ниже на рисунке (Рис. 2) [6].

Структура показателей оценки эффективности органов МСУ

Рис. 3. Структура показателей оценки эффективности органов МСУ

Всю информацию и методику по расчету всех показателей можно найти сайте Росстата. Рассмотрим механизм сбора показателей, например «Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения» для доклада на рисунке ниже (Рис. 3)

Механизм сбора показателей

Рис. 3. Механизм сбора показателей

Так органы местного самоуправления делают и сдают в ФСН 105 форм статистического наблюдения, в Посстат — 55 форм, в другие органы власти, которые занимаются статистическим учетом — 70 форм. Вся информация опубликована в Федеральном плане статистических работ.

Раньше статистические отчеты сдавались на бумажных носителях в территориальные подразделения ведомства (надо было заполнить анкету и отправить ее статистикам по почте), а с 2022 года все сведения направляются только в электронном виде. Предоставлять, отчет по формам, в Росстат, можно следующими способами: на сайте Росстат; через портал Госуслуг; c помощью офлайн-модуля; c помощью операторов электронного документооборота.

Росстат принял новые годовые формы статистических отчетов для муниципальных образований формы это, № 1-МО «Сведения об объектах инфраструктуры муниципального образования» и Приложение к форме № 1-МО «Показатели для оценки эффективности, деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». В отчетности указываются первичные статистические данные по организациям, расположенным на территории муниципального образования, независимо от подчиненности и источников финансирования. Узнать, какие формы отчетов надлежит сдавать в Росстат, можно на сайте ведомства.

Получить статистические сведения можно на сайте Росстата, там самая полная база данных. Эта информация позволяет властям совершенствовать налоговую, инвестиционную и таможенную политику, анализировать экономическое состояние регионов, определять отрасли для субсидирования. Также анализируя данные Росстата, можно увидеть и понять, в каком регионе, стоит открывать свое дело или искать новых партнеров по бизнесу.

Эффективность деятельности органов местного самоуправления, зависит от многих причин, факторов, действий. Одним из важнейших факторов является, конечно, взаимопонимание и взаимодействие с населением. И это должно создавать эффективный механизм взаимодействия с обществом. Своевременно в необходимом объеме информировать население о своей деятельности, путем открытости и публичности, прозрачности деятельности администрации. Вся эта отлаженная и понятная работа органов местного самоуправления позволит решить острые проблемы с доверием населения к власти.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 11.06.2021) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76576/ (дата обращения: 09.11.2022)
  2. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. N 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и«пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (с изменениями и дополнениями) URL: https://base.garant.ru/70286210/ (дата обращения: 09.11.2022)
  3. Постановление Правительство Волгоградской Области от 13 Мая 2013 Г. N 222-П «Об оценке, эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Волгоградской области». URL: https://docs.cntd.ru/document/460110286 (дата обращения: 09.11.2022)
  4. Официальный интернет-портал «Комитет экономической политики и развития Волгоградской области. Доклад о результатах мониторинга эффективности, деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Волгоградской области по итогам 2021 года. URL: https://economics.volgograd.ru/other/efficiency/oms/ (дата обращения: 09.11.2022)
  5. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р (ред. от 12.09.2022) <Об утверждении Федерального плана статистических работ> (вместе с «Федеральным планом статистических работ») URL: https://base.garant.ru/6388294/(дата обращения: 09.11.2022)
  6. Показатели для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. № 542 URL: https://rosstat.gov.ru/folder/65402 (дата обращения: 09.11.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Волгоградская область, эффективность деятельности, Показатель, государственное управление, муниципальное образование, орган власти, публичная власть, Федеральный план, эффективность деятельности органов.


Ключевые слова

статистика, муниципальное образование, эффективность деятельности, показатели эффективности, гранты, глава муниципального района, формы статистики

Похожие статьи

К вопросу о действующей системе оценки эффективности муниципального управления в Российской Федерации

В статье проанализированы применяемые в настоящее время для оценки эффективности местного самоуправления показатели. Сделан вывод о совершенствования данной системы. Обоснована необходимость исключения из нее показателей, которые не зависят от деятел...

Методика оценки эффективности деятельности администрации города как инструмент планирования

Проблемы достижения финансовой самостоятельности муниципальных образований

В статье проанализированы проблемы формирования сбалансированного муниципального бюджета, причины низкой доходности муниципального бюджета. В процессе использования аналитического метода, метода экспертных оценок и синтеза полученных результатов сфор...

Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования

В данной статье рассматриваются основные проблемы исполнения местных бюджетов. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования методики эффективности исполнения местных бюджетов, рассматриваются основные пути по совершенствованию исполнения мес...

К вопросу оценки эффективности государственного управления в субъектах РФ на основе сравнительного анализа

В статье рассмотрена эффективность государственного управления в субъектах РФ. Проведен анализ показателей пяти субъектов РФ, по результатам сделаны выводы об эффективности государственного управления в субъектах.

Практика планирования и осуществления расходов городских округов на примере города-героя Волгограда

Произведен анализ законодательства в сфере планирования и исполнения расходов муниципальных образований. Изучена практика применения данного законодательства на примере города-героя Волгограда и в совокупности с территорией дана комплексная оценка. В...

Основные подходы к определению показателей эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти

В статье рассмотрены основные подходы к определению показателей эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти. Выявлены и обозначены проблемные зоны. Сформулированы рекомендации по совершенствованию системы...

Особенности реализации контрольных полномочий в сфере земельных отношений органами местного самоуправления (на примере городского округа Красногорск Московской области)

В статье рассматриваются особенности реализации полномочий муниципального земельного контроля на примере органов местного самоуправления городского округа Красногорск Московской области. Представлены нормативно-правовые основы деятельности муниципаль...

Проблемы реализации государственных программ и пути их решения

В настоящей статье рассмотрены основные проблемы реализации государственных программ в Новосибирской области. На основании цифровых значений проведен анализ эффективности и результативности программ. В ходе анализа предложены пути решения проблем и р...

Особенности оценочной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе

В статье рассмотрена специфика оценочной деятельности в региональном разрезе: показаны основные субъекты оценочной деятельности, раскрыты основные проблемы, как правового регулирования, так и практической деятельности. Исследованы эмпирические данные...

Похожие статьи

К вопросу о действующей системе оценки эффективности муниципального управления в Российской Федерации

В статье проанализированы применяемые в настоящее время для оценки эффективности местного самоуправления показатели. Сделан вывод о совершенствования данной системы. Обоснована необходимость исключения из нее показателей, которые не зависят от деятел...

Методика оценки эффективности деятельности администрации города как инструмент планирования

Проблемы достижения финансовой самостоятельности муниципальных образований

В статье проанализированы проблемы формирования сбалансированного муниципального бюджета, причины низкой доходности муниципального бюджета. В процессе использования аналитического метода, метода экспертных оценок и синтеза полученных результатов сфор...

Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования

В данной статье рассматриваются основные проблемы исполнения местных бюджетов. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования методики эффективности исполнения местных бюджетов, рассматриваются основные пути по совершенствованию исполнения мес...

К вопросу оценки эффективности государственного управления в субъектах РФ на основе сравнительного анализа

В статье рассмотрена эффективность государственного управления в субъектах РФ. Проведен анализ показателей пяти субъектов РФ, по результатам сделаны выводы об эффективности государственного управления в субъектах.

Практика планирования и осуществления расходов городских округов на примере города-героя Волгограда

Произведен анализ законодательства в сфере планирования и исполнения расходов муниципальных образований. Изучена практика применения данного законодательства на примере города-героя Волгограда и в совокупности с территорией дана комплексная оценка. В...

Основные подходы к определению показателей эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти

В статье рассмотрены основные подходы к определению показателей эффективности и результативности деятельности руководителей органов исполнительной власти. Выявлены и обозначены проблемные зоны. Сформулированы рекомендации по совершенствованию системы...

Особенности реализации контрольных полномочий в сфере земельных отношений органами местного самоуправления (на примере городского округа Красногорск Московской области)

В статье рассматриваются особенности реализации полномочий муниципального земельного контроля на примере органов местного самоуправления городского округа Красногорск Московской области. Представлены нормативно-правовые основы деятельности муниципаль...

Проблемы реализации государственных программ и пути их решения

В настоящей статье рассмотрены основные проблемы реализации государственных программ в Новосибирской области. На основании цифровых значений проведен анализ эффективности и результативности программ. В ходе анализа предложены пути решения проблем и р...

Особенности оценочной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе

В статье рассмотрена специфика оценочной деятельности в региональном разрезе: показаны основные субъекты оценочной деятельности, раскрыты основные проблемы, как правового регулирования, так и практической деятельности. Исследованы эмпирические данные...

Задать вопрос