Особенности представлений об окружающем мире дошкольников с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.11.2022

Статья просмотрена: 2747 раз

Библиографическое описание:

Лысенко, К. Д. Особенности представлений об окружающем мире дошкольников с задержкой психического развития / К. Д. Лысенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 407-410. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96685/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье раскрывается понятие «представление об окружающем мире» разных авторов. Описываются психологические особенности детей с задержкой психического развития. Раскрываются особенности представления об окружающем мире у детей с задержкой психического развития. Описываются методика проведения исследования и разработанные критерии для оценки представлений.

Ключевые слова: представление об окружающем мире, дошкольный возраст, задержка психического развития.

Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Представление об окружающем мире является частью развития мышления. Представления об окружающем мире начинают формироваться в дошкольном возрасте. Знания о животных, растениях, неживой природе, а также правилах взаимодействия с ними расширяются и обогащаются в среднем дошкольном возрасте. Полноценные знания об окружающем мире необходимы для развития личности детей, обучения их в школе, а также для обеспечения успешной дальнейшей социализации. Развитие знаний об окружающем мире так необходимы в дошкольном возрасте поэтому они включены в образовательные программы дошкольных учреждений. Однако, детям с особенностями в развитии таких образовательных программ недостаточно.

Рассмотрим определения некоторых авторов. Е. Ф. Козина в своей работе «методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте» определяет представления о мире, как воспитание в сознании реалистических знаний о мире, построенных на чувственном опыте [1].

Т. И. Бабаева и В. И. Логинова считают, что представления об окружающем мире являются отражением образа окружающего человека мира, то есть природы, людей, объектов. В нашем исследовании представление об окружающем мире будет пониматься как совокупность общих знаний о различных аспектах окружающей среды ребенка [2].

Дети с задержкой психического развития имеют ряд особенностей. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети с задержкой психического развития быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Эти и ряд других особенностей говорят о том, что задержка психического развития проявляется как в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные возможности ребенка не соответствуют его возрасту [3]. Кроме того, у детей наблюдается нарушение внимания: неустойчивость, снижение концентрации, повышенная отвлекаемость, зачастую сопровождающееся повышенной двигательной и речевой активностью. Нарушение восприятия, обусловлены недостаточностью знаний об окружающем мире и выражается в затруднении построения целостного образа предмета, явления, неумении актуализировать знания в незнакомой, нестандартной ситуации. Процессы памяти обучающихся с задержкой психического [4].

Проследить проблему формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития можно в работах таких исследователей, как Власова Т. А., Певзнер М. С., Лубовский В.И, Переслени Л. И., Калмыковой З. И., Давыдова В. В., Шевченко С. Г., Домашкевич С. А., Кукушкина О. И. и др.

В научных исследованиях отмечается, что особенности познавательной сферы у детей с задержкой психического развития влияет на представление об окружающем мире. Представления формируются неполно, фрагментарно. Представления у детей дошкольного возраста тесно связаны с их познавательными процессами. У детей с задержкой психического развития восприятие сильно ограничено в отличие от типично развивающихся детей. Они упрощают предметы, которые видят и выделяют в нем меньше признаков, чем сверстники. Таким детям требуется гораздо больше времени на изучение картинок, текстов или наглядных пособий. Эти особенности восприятия определяют ограниченные представления об окружающем мире. Таким образом представления об окружающем мире у детей с задержкой психического развития отличаются. В связи с этим, нами было принято решение о проведении диагностического исследования по определению особенностей представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития.

С. Г. Шевченко считает, что к старшему дошкольному возрасту дети с ЗПР отличаются от детей с нормальным развитием ограниченностью представлений о предметах и явлениях природного окружения. Отличительной особенностью детей с ЗПР является то, что они плохо осведомлены даже о тех природных явлениях, которые им приходиться наблюдать неоднократно в повседневной жизни. Данные особенности определены, в первую очередь, задержкой в развитии психических процессов — восприятия, внимания, памяти, речи [5].

Таким образом, у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития представления об окружающем мире поверхностны, неполные. Картина окружающего мира у детей с ЗПР представляет собой фрагменты знаний, которые могут быть не связаны между собой. Стихийное и самостоятельное освоение окружающего мира детьми с задержкой психического развития затруднено, а в некоторых случаях невозможна, поэтому таким детям нужна систематическая и целенаправленная помощь специалиста.

Представления об окружающем мире включают в себя много разных аспектов. В результате изучения литературы нами были выделены следующие категории: животные, птицы, насекомые, растения, неживая природа и времена года.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения в городе Красноярск. В исследовании приняло участие 5 детей с задержкой психического развития в возрасте от 4 до 6 лет. Для изучения уровня представлений об окружающем мире нами было использовано пособие «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу» Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой [6]. В ходе исследования были использованы такие методики как: методика «Животные», направленная на изучение знаний о характерных особенностях животных, птиц, насекомых, их мест обитания; методика «Растения», направленная на изучение знаний о характерных особенностях растительного мира, различий комнатных растений, изучается знание простых инструментов для ухаживания за комнатными растениями, знания некоторых деревьев, кустарников, ягод, грибов, цветов, изучается умение их различать; методика «Неживая природа», направленная на изучение знаний о характерных особенностях неживой природы (камень, вода, песок), для чего их используют; методика «Времена года», направленная на изучение знаний времен года, особенностей каждого времени года, их последовательность.

В методике «животные» использовались три картинки с изображением леса, двора и пустыни, картинка с небом и цветочным лугом и картинка с ветвями дерева. Мы подготовили картинки с животными, птицами и насекомыми. На первом этапе перед ребенком выкладывались три первые картинки с лесом, двором и пустыней и давалась инструкция соотнести животных с их местом обитания. На втором этапе проведения методики мы выкладывали картинку с изображением ветвей деревьев и давалась инструкция выложить всех птиц, на третьем этапе перед ребенком лежала картинка с изображением цветочного луга и давалась инструкция выложить всех насекомых. Таким образом мы сразу определяли различает ли ребенок животных, насекомых и птиц. В ходе проведения методики мы задавали уточняющие вопросы на знание названия животных, птиц и насекомых, их особенностей. В результате можно сразу определить знакомы ли ребенку те или иные животные, что он о них знает. В ходе проведения методики «Растения» мы использовали изображения с комнатными растениями, необходимыми инструментами для них, а также картинки с изображениями деревьев, кустарников, грибов и ягод. Во время проведения с ребенком велась беседа на знание названий растений, как осуществляется уход за комнатными растениями, в результате можно определить способность ребенка выделять группы растений, какие растения ребенку знакомы и знает ли он простые действия по уходу. В ходе проведения методики «Неживая природа» мы использовали такие материалы как: баночка с песком, камни, бутылка с водой. На первом этапе методики ребенку задавались вопросы на знание того или иного предмета, его особенностей и характеристик. На втором этапе мы выясняли знания ребенка о применении человеком этих предметов. В ходе проведения методики «Времена года» дети на первом этапе рисовали свое любимое время года, на втором этапе велась беседа о других временах года, знание их последовательности и особенностей.

Методика поводилась в формате беседы. Однако, беседа как метод подходит не для всех детей. У нас было двое неговорящих детей и один плохо говорящий ребенок. Мы посчитали необходимым изменить процедуру исследования для таких детей. Так, например, вместо вопросов «Как называется это животное?», давалась инструкция «Покажи зебру». В ходе проведения методик необходимо было больше обращать внимание на невербальные сигналы.

Для анализа представлений об окружающем мире мы посчитали необходимым обратить внимание на такие критерии как: полнота знаний, глубина знаний, осознанность знаний. Полнота знаний отражает количественный показатель, объем имеющихся знаний у ребенка. Глубина знаний представляет собой качественный показатель, совокупность осознанных существенных связей между явлениями, конкретность представлений детей. Осознанность знаний отражает четкое представление понимание объекта или явления, способность пояснить/показать, не случайные действия ребенка.

Таблица 1

Описание критерий в методиках

Критерий

Методика «Животные»

Методика «Растения»

Методика «Неживая природа»

Методика «Времена года»

Полнота знаний

Знание названий животных, птиц, насекомых

Знание названий растений

Знание названий объектов неживой природы

Знание названий времен года, их месяцев

Глубина знаний

Представление о категориях, мест обитания животных, знание их особенностей

Представление о категориях, знание простых инструментов по уходу за растениями

Представление для чего использует человек, характеристики камня, воды, песка

Представление об характеристиках времен года, знание их последовательности

Осознанность

Уверенность в своих действиях, словах, объяснениях. Отсутствие многократного разного выбора и разных пояснений

На основе критериев оценки мы разработали уровни представлений об окружающем мире. Мы выделили высокий, средний и низкий уровни.

Таблица 2

Критерии оценки

Критерии оценки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Полнота знаний

Знает названия всех предложенных животных, птиц, насекомых; знает название 6–7 предложенных растений; отличает песок, воду, камень, знает названия времен года, их месяцев

Ребенок знает половину предложенных животных, птиц, насекомых; частично узнает растения; различает песок, воду, камень; знает не все времена года, называет некоторые месяцы

Ребенок не знает или знает меньше половины животных, птиц, насекомых; узнает менее 3 растений; не отличает объекты неживой природы; не знает времена года и месяцы

Глубина знаний

Соотносит животных, растений по категориям; определяет правильно место обитания; понимает особенности животных. Знает, как ухаживать за растениями и простые инструменты для этого. Понимает для чего использует человек песок, воду, камень, определяет их характеристики. Знает последовательность времен года, их основные отличия

Делает ошибки в соотнесении животных и растений по категориям; не всегда определяет правильно место обитания; не понимает особенности животных. Знает простые действия по уходу за растениями, не знает инструментов; определяет 1–2 характеристики объектов неживой природы; называет хотя бы 1 применение для человека

Не понимает разницы между животными, птицами, насекомыми; не понимает, где ягоды, кустарники, деревья. Не может определить место обитание животных или определяет неправильно. Не знает, как ухаживать за растениями; не может определить характеристики песка, воды, камня. Не называет применений для человека или называет неправильно

Осознанность знаний

Без особых раздумий определяет, поясняет, показывает. Без помощи взрослого

Делая несколько ошибок, сам понимает и исправляется. С организующей или направляющей помощью.

Абсолютно не понимает, может определить только с обучающей помощью

По результатам проводимых методик мы выявили такие особенности представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития. Полнота знаний об окружающем мире находится на низком уровне у 60 %, мы также выяснили, что глубина знаний находится на низком уровне у 80 % детей, как оказалось, осознанность знаний у 60 % детей на среднем уровне. В ходе проведения методик мы обнаружили, что более низкие показатели у детей неговорящих или плохо говорящих.

Почти все дети затрудняются в определении мест обитания животных, несколько не различают насекомых, животных и птиц. Большинство не знает названий птиц. Никто из детей не знает месяцы времен года, путаются в последовательности времен года. Все дети различают песок, воду и камень, однако не могут назвать их характеристики. Двое детей смогли назвать 1–2 применение для человека. Дети не знают названий комнатных растений, путаются в категориях: деревья, кусты. Двое детей смогли назвать 1–2 названия дерева, полевых цветов, ягод. Никто из детей не знает названий грибов. У двоих детей осознанность своих действий на низком уровне, не всегда осознавали свои действия, при выборе мест обитания для животных ждали реакцию от исследователя.

В результате можно сделать вывод, что представления об окружающем мире у детей с задержкой психического развития находится на низком уровне. Для таких детей не хватает обычной программы развития знаний об окружающей среде в группе, им необходимы дополнительные коррекционные занятия, направленные на развитие этих представлений.

Литература:

  1. Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте: учебник для академического бакалавриата — 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 454 с.
  2. Акулова О. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2019. 352 с.
  3. Власова Т. А. Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей / Власова Т. А., Лубовский В. И., Никашина Н. А. М.: Просвещение, 1981. 117 с.
  4. Бойкова О. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития / Бойкова О. В., Гвоздева О. В., Мухина З. А. // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-obuchayuschihsya-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 25.05.2022).
  5. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. М.: Школьная Пресса, 2005. 80 с.
  6. Комарова Т. С., Соломенникова О. А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаикасинтез, 2011. 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, психическое развитие, дошкольный возраст, задержка, знание, представление, растение, глубина знаний, неживая природа.


Ключевые слова

дошкольный возраст, задержка психического развития, представление об окружающем мире

Похожие статьи

Формирование цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются вопросы о зрительном восприятии дошкольников, цветовосприятии детей с задержкой психического развития, о том, как художественное творчество влияет на формирование цветовосприятия старших дошкольников с задержкой психического ...

Теоретические аспекты изучения особенностей пространственных представлений детей с умственной отсталостью

В статье рассматривается понятие «пространственные представления». Рассмотрены особенности формирования пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Приведены примеры цифровых сервисов для диагностики и коррекц...

Особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

В данной статье говорится о том, как происходит формирование экологических представлений у детей 3–6,5 возраста под влиянием взрослого и природы.

Инклюзивное образование дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Автор дал определение понятию «инклюзивное образование». В статье рассмотрены основные аспекты в организации инклюзивного образования дошкольников с расстройствами аутистичес...

Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Особенности наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье раскрывается понятие «наглядно-образное мышление», описываются особенности наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект)

В статье изучено психологическое развитие и особенности восприятия дошкольника.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития

В статье представлены основные подходы к пониманию сущности понятия «образ Я», структура образа Я. Рассмотрен эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития.

Похожие статьи

Формирование цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются вопросы о зрительном восприятии дошкольников, цветовосприятии детей с задержкой психического развития, о том, как художественное творчество влияет на формирование цветовосприятия старших дошкольников с задержкой психического ...

Теоретические аспекты изучения особенностей пространственных представлений детей с умственной отсталостью

В статье рассматривается понятие «пространственные представления». Рассмотрены особенности формирования пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Приведены примеры цифровых сервисов для диагностики и коррекц...

Особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

В данной статье говорится о том, как происходит формирование экологических представлений у детей 3–6,5 возраста под влиянием взрослого и природы.

Инклюзивное образование дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Автор дал определение понятию «инклюзивное образование». В статье рассмотрены основные аспекты в организации инклюзивного образования дошкольников с расстройствами аутистичес...

Специфика социальной адаптации младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по вопросу специфики социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Особенности наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье раскрывается понятие «наглядно-образное мышление», описываются особенности наглядно-образного мышления детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект)

В статье изучено психологическое развитие и особенности восприятия дошкольника.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития

В статье представлены основные подходы к пониманию сущности понятия «образ Я», структура образа Я. Рассмотрен эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития.

Задать вопрос