В статье анализируются статистические данные за 2019–2021 гг. Исследование выявило, что за данный период количество проверок уменьшилось, снизилось количество выявленных нарушений. Изучение судебной практики по налоговым нарушениям организациями. Формируя доказательную базу, налоговые органы по делам о налоговых спорах, сталкиваются со сложностями.
Ключевые слова : налоговые правонарушения, юридическая ответственность, камеральные проверки, выездные проверки, налоговая политика.
Соотношение минимальное количество проверок и максимально качественное, целесообразное их проведение с наибольшей экономической эффективностью, характеризуется возникающими проблемами при инспектировании Федеральной налоговой службой. Государственная политика на сегодняшний день ориентирована на снижение организационно-проверочных мероприятий, нагрузки на предприятия и индивидуальных предпринимателей, в частности, со стороны Федеральной налоговой службы.
Выборочный налоговый надзор для устойчивой экономической безопасности страны необходим, поскольку, выполняя функцию сбора информации об исполнении обязательств налогоплательщика, существует задача своевременного обнаружения недобросовестных плательщиков налогов, уклоняющихся и избегающих, осуществления своих обязательств перед налоговыми службами и помогает выявлять и предотвращать моменты неисполнения налогового нормотворчества.
Одной из разновидностей налогового надзора предстают проверки (камеральные и выездные). При помощи материалов статистики можно наблюдать, сколько нарушений, совершается в налоговой сфере, и обращаться к конкретной информации при определении стратегии страны в области налогов и финансов.
У налоговых органов нет возможности осуществлять выездную проверку каждого хозяйствующего субъекта. Для этого используются данные камеральных проверок, чтобы определить необходимость выездной проверки в отношении предпринимателя.
Для определения показателей, характеризующих количество и качество налоговых проверок в Российской Федерации, использовались данные статистики, которые расположены на официальном сайте Федеральной налоговой службы.
Рассмотрим количество камеральных проверок, проведенных за 2019–2021 годы в РФ и из них выявившиеся нарушения: за 2019 год: 62802102 проверки — 2447597 нарушений; в 2020 год: 61490 686 проверки — 2383741 нарушение; и 2021 год: 58 894309 проверки — 2975430 нарушений. При соотношении 2021 год к 2019 году количество камеральных проверок снизилось на 6,2 %, но увеличилось число обнаруженных нарушений на 21,6 %. [4]
Индивидуальных предпринимателей налоговые органы проверяют реже, чем организации. За три года в динамике прослеживается тенденция снижения количества проверок в отношении индивидуальных предпринимателей и увеличении количества проверок в отношении организаций.
За исследуемый период (2019–2021 гг.) количество проверок уменьшилось, но увеличилось количество выявленных нарушений. Изучив, все вышеперечисленное, пришли к заключению, что индивидуальных предпринимателей налоговые органы проверяют реже, чем организации. [4]
Неизбежность наказания при нарушении налогового законодательства постоянно прослеживается преимущественно в юридической науке и определениях судов.
Благодаря судебной практике, можно обнаружить недостатки закона, дополнить пробелы законодательства, обратив внимание законодателя на юридическую грамотность принимаемых законодательных актов.
Динамично развивающаяся сфера налоговых правоотношений и правоприменительная практика представляет несомненный интерес для системы арбитражного судопроизводства.
Ранее Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации были вынесены постановления ВАС РФ, написаны информационные письма, рассмотрены спорные моменты, по предоставлению налоговых деклараций, уплаты платежей по налогам, сроки взыскания налоговых санкций и юридическая ответственность.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за преступное деяние» рекомендует судам использовать в своей работе, для цели единообразного подхода судами к правовым нормам устанавливающие преступные деяния, сопряжённые с уходом или занижением налогов, сборов и страховых взносов, обязательных к уплате субъектом, связанным с неверным расчетом, задержкой или неуплате по счетам бюджетной классификации налоговой инспекции, сокрытие электронных денежных средств, корпоративного электронного средства платежа в эквиваленте единице российского рубля, не представление достоверной информации о наличии собственного имущества у организации или индивидуального предпринимателя, реализация которых способна покрыть образовавшуюся задолженность по недоимкам налогов, сборов, страховых взносов. [2]
Формируя доказательную базу, налоговые органы по делам о налоговых спорах, сталкиваются со сложностями в порядке формирования доказательной базы и отсутствием единообразных подходов к применению отдельных материально-правовых норм в налоговой сфере.
Подтверждение фактов нарушения норм налогового права и лица виновного в его совершении, сбор и представление доказательств, поручена налоговым органам на основании общих процессуальных правил и специальными нормами материального права, закрепленных шестым пунктом сто восьмой статьи НК РФ — общим порядком о привлечения к ответственности. [1]
Примером служит то, что Межрайонной инспекцией ФНС РФ № 20 по Самарской области опираясь на результаты сверенных сведений содержащихся в представленной ООО «ИнфраНефтеГазСервис» уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2019 года (УНД по НДС, корректировка № 7), вынесено решение налогового органа, в соответствии с которым обществу до начислен НДС в размере 43120,017 тыс. рублей, начислены пени по налогу в размере 5932,736 тыс. рублей, общество признано виновным в нарушении, подпадающего под пункт 3 статьи 122 кодекса РФ в виде минимального наказания из расчета 17248,007 тыс. руб. По результатам принятого Решения доначисления составили — 66300,760 тыс. рублей. Общество с ограниченной ответственностью обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по Самарской области (далее — УФНС России), но УФНС России приняло решение, которым решило апелляционную жалобу ООО «ИнфраНефтеГазСервис» на решение инспекции ФНС России оставить без удовлетворения.
Налоговый орган убедил суд апелляционной инстанции в полноте своих доказательств. [3]
Можно сделать вывод, что применение налогового законодательства и существующих мер ответственности к организациям, делающим попытки обойти его, необходимо дальнейшее совершенствование законодательных норм путем внесения изменений, исключения неоднозначного толкования.
Оперативно выявлять фирмы-однодневки, ужесточить ответственность за осуществление налоговых нарушений, в частности мошенничество, наладить взаимодействие с Федеральной таможенной службой в сфере экономической безопасности и банками.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022)
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за преступное деяние» Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
- Решение Арбитражного Суда Самарской области от 15.10.2021 № А55–22978/2021 //https:/sudact.ru/arbitral/doc
- Отчеты о результатах осуществления налогового и иных видов контроля // Федеральная налоговая служба: официальный сайт. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn42/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
- Тазетдинова, Л. В. Анализ налоговых проверок в Российской Федерации / Л. В. Тазетдинова. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы XX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань: Молодой ученый, 2021. — С. 27–31. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16493/ (дата обращения: 22.11.2022).