Статья посвящена рассмотрению вопросов разработки системы автоматизации информационных процессов службы сбыта продукции торгово-закупочного предприятия. Определяются требования к разрабатываемой системе, ее основные функции. Обосновываются средства реализации системы. Приводится описание состава таблиц базы данных.
Ключевые слова: система автоматизации, торгово-закупочная деятельность, документооборот, база данных.
The article is devoted to the consideration of the issues of development of a system of automation of information processes of the sales service of the products of a trade and procurement enterprise. The requirements for the developed system, its main functions are determined. The means of implementing the system are substantiated. Describes the composition of the database tables.
Keywords : automation system, trade and procurement activities, document flow, database.
В случае, когда основной сферой деятельности предприятия является торгово-закупочная деятельность, а основными поставщиками продуктов являются различные торговые организации, как крупные, так и мелкие (например, фермерские хозяйства), автоматизация отделов торгового предприятия, связанных с приемом и обработкой заказов, просто необходима.
Если предприятие не может позволить себе содержать большой штат сотрудников, отвечающих за работу в каждом конкретном функциональном подразделении, директор (хозяин, индивидуальный предприниматель) такого предприятия вынужден совмещать общее руководство и с обязанностями руководителей отделов.
Информационные потоки на предприятии реализованы в виде документооборота, схема которого может выглядеть следующим образом (рис. 1):
Рис. 1. Схема документооборота предприятия
Под документом понимается информация, зафиксированная на материальном носителе в соответствии с определенными правилами [1], а обеспечение документооборота заключается в обеспечении процедур движения, хранения и поиска необходимых документов. Участники документооборота, а также формы документов и направление их движения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Участники документооборота
Маршрут |
Документ |
Отправитель |
Получатель |
Количество экземпляров |
Периодичность |
1 |
Накладная |
Поставщики |
Отдел поставок |
2 |
При закупке |
2 |
Приходный ордер |
Отдел поставок |
Отдел продаж |
1 |
При получении товара |
3 |
Накладная |
Отдел продаж |
Покупатели |
2 |
При продаже |
4 |
Накладная |
Отдел продаж |
Бухгалтер |
2 |
При продаже |
5 |
Налоговая декларация |
Бухгалтер |
Налоговая служба |
1 |
Поквартально |
6 |
Страховая |
Бухгалтер |
Страховая служба |
1 |
Раз в год |
Информационные технологии обработки данных при решении задач, для которых имеется возможность четко определить входные данные и алгоритмы (процедуры) их обработки, обычно применяются на уровне исполнительской деятельности персонала предприятия [1]. Основной целью их внедрения является значительное повышение производительности труда за счет фактического исключения (или резкого сокращения) рутинных операций.
Понятно, что деятельность торгово-закупочных предприятий требует периодических контрольных отчетов, статистической информации о текущем состоянии дел. Причем практически всегда результатом должны являться всевозможные бумажные документы. Они необходимы не только руководству предприятия, но и другим его сотрудникам, а также внешним партнерам и клиентам этого предприятия. Обычно такие документы могут формироваться не только по запросу работника предприятия или при выполнении какой-либо торгово-закупочной операции, но с периодически в конце определенного временного интервала.
Кроме того, многие данные необходимо хранить для последующего использования. Это требует безусловного наличия базы данных информационной системы [2].
При формировании требований к проекту разрабатываемой информационной системы было сформулировано, что:
— основное назначение системы — автоматизация информационных процессов (документооборота) торгово-закупочного предприятия;
— должна быть обеспечена возможность размещения информационной системы на портативных и встраиваемых системах;
— должны быть реализованы процедуры добавления, корректировки и удаления каталога товаров, списка зарегистрированных пользователей и журнала поставщиков с указанием изготовителей товара;
— необходимо обеспечить учет поставок и реализаций продукции с возможностью печати отчетов;
— в базе данных информационной системы должна храниться информация о товарах, поставщиках, покупателях, а также учитываться количество купленного и проданного товара.
В качестве среды разработки предполагается использование Microsoft Visual Studio Community 2022. Будет использована технология ASP.NET и объектно-ориентированный язык программирования C# [3].
Для реализации информационной базы был выбран PostgreSQL [4].
При проектировании базы данных было определено наличие 10 сущностей:
— информация о товаре с атрибутами код продукта, наименование, описание, изображение;
— информация о весе товара с атрибутами код веса, код поставки, код продукта, вес товара, цена товара, количество товара на складе;
— информация о поставках с атрибутами код поставки, код поставщика, дата поставки;
— информация о поставщиках с атрибутами код поставщика, код производителя, наименование поставщика, его телефон и адрес;
— информация о производителях с атрибутами код производителя, название производителя, его телефон и адрес;
— информация о корзине с атрибутами код корзины, дата создания корзины;
— информация о содержании корзин с атрибутами код заказа, код корзины, код продукта, количество приобретенного товара и его стоимость;
— информация о заказах с атрибутами код заказа, код корзины, код продукта, код производителя, код покупателя, дата заказа;
— — информация о пользователях с атрибутами код и логин пользователя, пользовательский пароль, адрес электронной почты, телефон, адрес, дата рождения, дата регистрации, имя и фамилия, код корзины;
— информация о статистике с атрибутами код статистики, код продукта, его стоимость, дата анализа.
Были определены первичные и внешние ключи таблиц, используемых для хранения перечисленных сущностей. Это позволило перейти к проектированию физической модели базы данных и разработке SQL-запросов к базе данных.
В настоящий момент проходит этап физического проектирования. По его завершении будет проведена отладка и тестирование информационной системы на соответствие техническим требованиям.
Литература:
- Мезенцев, К. Автоматизированные информационные системы: учебник для среднего профессионального образования. — М.: Academia, 2010.
- Дзюбенко, А. Л. Информационные системы в экономике. — М.: МИЭМП, 2012.
- Албахари, Д. C# 5.0. Справочник. Полное описание языка / Д. Албахари, Б. Албахари // М.: Вильямс, 2013.
- Панченко, И. PostgreSQL: вчера, сегодня, завтра / И. Панченко // Открытые системы. СУБД. — 2015. — № 3. — С. 34–37. — EDN UHRVOF.