В статье проанализированы проблемы модернизации структуры исполнительной ветви власти на уровне субъектов РФ.
Ключевые слова: исполнительная ветвь власти, государственная власть, структура, уровень субъектов.
Достаточно давно была разработана и внедрена структура государственных органов исполнительной ветви власти. Однако, при исполнении отдельных полномочий отмечаются определенные проблемы и противоречия, которые выражаются в дублировании либо отсутствии определенных функций государственной структуры.
Федеративные государства сталкиваются с наиболее большим числом проблем. Целостность предполагает наличие разных уровней государственной власти, фактическая реализация которых не является легкой. Для преодоления существующих проблем необходимо осуществление прогнозирования направления дальнейшего развития взаимодействия государственных структур, деятельность которых формирует существенные сложности. Отсутствие строгой системы государственных органов исполнительной ветви власти является основанием для достаточно частого внесения изменений в ее систему, наличия подчиненности среди государственных органов [1].
В период СССР были сформированы новые правила организации власти в государстве, взаимосвязанные с изменением типа территориального устройства России и перераспределением функций между госструктурами Республик и Союза. Период 2-й мировой войны внес значительные поправки в распределение функций исполнительной ветви государственной власти. Период СССР и постсоветское пространство можно отнести к моменту формирования современной структуры исполнительной ветви власти в государстве.
Изучим структуру органов данной ветви власти на сегодняшний день. По мнению О. Ю. Еремина, необходимо отметить несколько критериев разделения государственных структур:
а) организационно-правовой тип деления;
б) отнесение к соответствующей государственной ветви власти в РФ;
в) определенный уровень государственной власти.
РФ относится к федеративному государству с точки зрения устройства, обладает своими специфическими чертами создания и деятельности государственной структуры исполнительной ветви власти, указанные в Конституции РФ, которая устанавливает разделение ветвей власти между собой.
На сегодняшний день не представляется возможным изменить действующую структуру исполнительной ветви власти, т. к. каждая составляющая имеет свои функциональные задачи. При таких обстоятельствах, объединение в одной государственной ветви исполнения действующих функций будет способствовать дублированию государственных полномочий либо приведет к значительной загруженности государственных структур.
Формирование политики государства и осуществление правового регулирования относится к одним из функций Министерств Российской Федерации. Государственные структуры на федеральном уровне реализуют функции по надзору в соответствующей области. Государственные услуги в определенной сфере предоставляются федеральными агентствами. Помимо этого, агентства реализуют функции по управлению имуществом, которое является собственностью Российской Федерации [2].
Государственная структура исполнительной ветви власти, установленная Основным законом РФ, предусматривает наличие общей структуры указанной ветви власти, в том числе на уровне субъектов России, которые имеют собственную структуру на соответствующем уровне власти [3]. При этом важно соблюдать целостность структуры госорганов субъектов и федеральных структур.
С целью уточнения перечня существующих трудностей, которые формируются в данной ветви власти, нужно отметить следующие области:
1) наличие взаимодействия госорганов изучаемой ветви власти в разных областях жизни общества;
2) реализация взаимодействия госструктур указанной ветви власти на федеральном и региональном уровне. Деятельность по взаимодействию между госструктурами допускается только при соблюдении равных условий и строгой иерархии субъектов данной ветви власти. В противном случае будет иметь место подчиненность государственной структуры [4].
Отметим точку зрения И. А. Косминой, по мнению которой структура должна быть дополнена государственной системой управления на муниципальном уровне, являющаяся наиболее близкой к гражданам и взаимодействие подобных составляющих приводит к результативному управлению соответствующей территорией [5]. Аналогичная точка зрения высказывается А. Г. Бачуриным, который отмечает целесообразность утверждения положения о сотрудничестве в государственных структурах исполнительной ветви власти на уровне субъектов с подразделениями на региональном уровне, к которым относятся федеральные ведомства и министерства [6].
Возникают определенные трудности в ситуации неопределенности структуры госорганов на уровне субъектов России, которая выстроена значительно хуже, по сравнению с системой госорганов Российской Федерации [7]. Кроме этого, стоит отметить проблему, которая указывает А. А. Гелла. Так, при реализации правил разделения ветвей государственной власти важно поддержать общность структуры управления исполнительной ветви власти и власти РФ.
Негативно воздействует на взаимодействие госструктур отсутствие правовых норм, которые контролируют подобную деятельность. Формирование регламентов административно-правового типа будет способствовать урегулированию вопроса и обеспечению принципа деятельности государственных структур изучаемой ветви власти.
По нашему мнению, сложившаяся ситуация на субъектном уровне могла возникнуть по причине отсутствия подобных регламентов на уровне РФ. Подчеркнем, что необходимо осуществить регламентацию не только процессуальных норм, но также и требований, которые контролируют типы и методы подобного взаимодействия госструктур.
С точки зрения А. Г. Бачурина, необходимо утвердить следующие типы подобного сотрудничества:
— проведение обобщения практики взаимодействия с участием прокуратуры в качестве гаранта соблюдения правовых норм;
— общее подведение результатов исследований недоработок.
Также подчеркнем наличие неопределенности структуры подчинения соответствующих госструктур в ситуации, когда некоторые государственные системы в результате осуществления функций находятся в ведении одновременно у нескольких Министерств соответствующей отрасли. Подобные ситуации возникали в Российской Федерации еще до момента формирования изучаемой ветви государственной власти в результате реформ, которые были проведены в 1802 году.
В работах А. В. Белоконь отмечается, что определенные государственные структуры данной ветви власти не имеют возможности реализовать полномочия вне зависимости от деятельности иной государственной структуры. Для разрешения проблемы следует провести действия по обеспечению возможного взаимодействия данных структур [8]. Также решением проблемы может выступать указанный Административный регламент, с помощью которого появляется возможность надзора со стороны граждан и разрешения проблем, связанных с превышением уровня полномочий и несоблюдением гражданских прав в данной государственной структуре.
Отметим точки зрения ученых о необходимости внесения изменения в систему государственной власти, предусмотренной ст. 71–73 Основного закона. Так, высказываются мнения о целесообразности уменьшения сферы общего ведения субъектов Российской Федерации и России. К подобным выводам приходят А. А. Гелла со ссылкой на мнения А. В. Храмцова [9], В. И. Савина, Е. В. Данилевской.
На сегодняшний день действующая структура исполнительной власти является достаточно запутанной, что является причиной многочисленных трудностей исполнения установленных функций данной госструктуры и формирования ее составляющих. Трудности взаимодействия госорганов изучаемой ветви власти возникают в связи со сложной общественной структурой и наличием разных уровней госвласти, к которым относится независимость госорганов на субъектном и федеральном уровнях.
Вызывает определенные трудности взаимодействие госструктур на уровне субъектов. Госструктуры изучаемой ветви власти и управления, независимо от их уровня, обладают соответствующей независимостью, осуществляя взаимодействие, на основании действующих полномочий и общей структуры управления субъектами и государством в целом.
Литература:
- Реент Ю. А. История уголовно-исполнительной системы России: учебник. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. 2006. С.122.
- О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 (ред. от 21.01.2020) // Российская газета, № 104, 17.05.2018.
- Еремина, О. Ю. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 11. С. 40–45.
- Белоконь, А. В. Формы взаимодействия органов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности //Общество и право. 2012. № 2. С. 197–201.
- Космина, И. А. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 80. С. 178–18.
- Бачурин, А. Г. Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и правоохранительных органов при организации и проведении публичных мероприятий // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 6. С. 98–101.
- Еремина, О. Ю. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 11. С. 40–45.
- Белоконь, А. В. Формы взаимодействия органов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности //Общество и право. 2012. № 2. С. 197–201.
- Гелла, А. А. Единая система исполнительной власти в Российской Федерации: пути оптимизации // Бизнес в законе. — 2008. — № 2.