В статье рассматриваются проблемы студенческой мотивации, проведен анализ мотивации учебной деятельности современных студентов различных направлений профессионального образования во время обучения в учебном заведении с момента поступления и до выпуска.
Для выявления совокупности мотивационных факторов и механизмов, влияющих на поведение, учебно-профессиональную и профессиональную деятельность студентов проведено исследование по методикам «Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов» А. А Реана, В. А. Якунина. Данная методика направлена на изучение мотивов учебной деятельности. Методика «Незаконченные предложения» Джозефа М. Сакса и С. Леви. Данная методика направлена на определение отчетливости образа будущей профессии. «Методика диагностики учебной мотивации студентов» (автор А. А. Реан, В. А. Якунин, в модификации Н. Ц. Бадмаевой). «Методика изучения мотивации обучения в вузе» (автор Т. И. Ильина). «Методика определения основных мотивов выбора профессии» (автор Е. М. Павлютенков). Математико-статистические — Т-критерий Вилкоксона.
Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, мотивы учебной деятельности, приобретение знаний, овладение профессией, получение диплома, повышение качества образования, внутренние мотивы, внешние мотивы, личностные психологические особенности, самооценка студента, коммуникабельность.
Актуальность темы исследования определяется значительным ростом заинтересованности общества в реализации интеллектуального, личностного и творческого потенциала человека как важнейших источников его достижений, являющихся основой прогрессивного развития современного высокотехнологичного общества.
В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос о мотивации учебной деятельности студентов. Основой успешной учебной деятельности любого студента является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности, а успешность учебной деятельности, в свою очередь, является важным фактором качества подготовки будущих специалистов. Обществу необходимы люди с высоким уровнем профессионализма, предприимчивости, инициативы, а также творческих способностей. Современное общество особо нуждается в профессионально мобильных людях, которые готовы принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, способных эффективно и успешно находить, и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях.
Цель исследования — выявление структуры и динамики мотивационной сферы личности студентов разных направлений профессионального образования во время обучения в учебном заведении с момента поступления и до выпуска.
Объект исследования — мотивационная сфера личности студентов разных направлений профессионального образования как структура учебно-профессиональных, профессиональных и коммуникативных компонентов.
Предмет исследования — динамика компонентов мотивационной сферы личности студентов разных направлений профессионального образования.
Одной из основных проблем современного обучения является низкая мотивация учебной деятельности студентов. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности студента, а также в процессе формирования представления о будущей профессии. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебной деятельности студентов.
Изучению мотивационной сферы личности посвящено большое количество научных исследований отечественных (А. Н. Леонтьев, В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, М. Ш. Магомед-Эминов, B. C. Мерлин, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, A. A. Файзуллаев, П. М. Якобсон и др.) и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.).
Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, особо отмечают значимость ее формирования и развития у студентов, так как именно она дает гарантию формирования познавательной активности, и как следствие способствует развитию мышления, приобретению знаний и практических умений, которые так необходимы для успешной профессиональной деятельности личности.
В последние годы в психолого-педагогической отечественной и зарубежной науке вопросам изучения мотивации учебной деятельности уделяется большое внимание. Это не случайно, поскольку вопрос о мотивах связан с эффективностью учебной деятельности. Если доминируют внешние, утилитарные мотивы, то это ведет к тому, что обучение приобретает формальный характер. Более того, при внешней мотивации отсутствует творческий подход, самостоятельная постановка и достижение учебных целей. Известно, что именно отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента. Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности — важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
Диагностика и коррекция учебной мотивации как основа решения проблемы мотивации учения, является насущной задачей психологов-специалистов в сфере образования.
Проблема учебной деятельности никогда не теряла своей злободневности, в последние десятилетия, в связи с происходящими процессами многократного роста «производства» информации, приобретает все большую актуальность. Современный специалист, чтобы оставаться востребованным, вынужден постоянно повышать свой профессионализм, занимаясь самообразованием, и периодически повышать свою квалификацию.
Проблема настоящего исследования состоит в том, что в настоящее время в психологии не существует единой теории мотивационной сферы личности, в результате чего многие вопросы современной науки и практики, связанные с особенностями успешной реализации возможностей личности студентов, недостаточно освещены. Поэтому важно изучить влияние профессиональной направленности в деятельности студентов на динамику мотивационной сферы личности студентов.
Е. П. Ильин под учебным мотивом понимает все факторы, вызывающие проявление учебной активности (потребности, цели, установки, чувства долга и так далее) [1].
В. И. Чирков главным признаком мотивированного поведения человека считает наличие намерения к выполнению деятельности [4]. Личность, в зависимости от характера этого намерения, может находиться в состоянии внешней или внутренней мотивированности, а также в состоянии амотивации.
В. Э. Мильман [3] выделяет различные мотивы учения у студентов:
— внутренние мотивы — познание нового и неизвестного, творческое развитие, совместное с другими и для других действия;
— внешние мотивы — учеба как привычное функционирование, учеба в качестве вынужденного долга, учеба для достижения лидерства и престижа, желание оказаться в центре внимания, учеба ради либерального вознаграждения, учеба для избегания неудач.
Проведенные исследования показывают, что познавательные, социальные мотивы, мотивы личного престижа, а так же мотивы творческих и профессиональных достижений, являются наиболее значимыми для успеваемости студентов в учебе. Мера трудности и легкости учения, отношение к профессии, затраты времени на учение в значительной степени зависят от степени выраженности именно таких видов мотивации [6].
Мотивация достижения успеха является определяющим фактором в мотивации учебной деятельности и в становлении студента в будущей профессии, выполняя связующую функцию при переходе от одного вида мотивации к другой. Мотивация к учебной деятельности студента может быть представлена как соотнесение целей, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности его личности [2]. Высокая мотивированность студента выражается в принятии им целей и задач обучения как личностно значимых, так и необходимых. При изучении, мотивации к учебной деятельности необходимо рассмотрение вопроса о мотивации достижений в совокупности с мотивацией избегания неудач.
Необходимо отметить значимость способностей студента к целеполаганию и рефлексии в учебной деятельности как одних из основных компонентов мотивации к учебной деятельности. Студент осознанно и самостоятельно организующий процесс учебной деятельности, должен иметь навыки целеполагания, т. е. умение ставить цели, планировать и организовывать учебную деятельность.
Таким образом, на формирование мотивации к учебной деятельности оказывают влияние особенности, обусловленные личностными психологическими характеристиками студентов, и специфика образовательного процесса в зависимости от направлений профессионального образования в учебном заведении.
Литература:
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2006. — 512 с.
- Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А. К. Маркова, Т.А Матис, А. Б. Орлов. — М.: Просвещение, 2010. — 192 с
- Мильман В. Э. «Мотивация и творчество» / В. Э. Мильман. — М.: «Мирея и Ко», 2005 г. — 165 с.
- Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии 1996 № 3. — С. 117–132.
- Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. Пер. с англ. / Под. ред. Д. А. Леонтьева. М., Смысл, 2004.
- Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. — 3 изд. — М.: Аспек Пресс, 2016. — 320 с.