В статье рассматриваются общие и специфические черты антикоррупционной деятельности центральных банков в зарубежных странах, главным образом, Западной Европы (Великобритания, Германия, Франция).
Ключевые слова: антикоррупционная деятельность, центральный банк, противодействие, коррупция.
Выступая центральным элементом денежно-кредитной политики, центральные банки во всех странах вовлечены так или иначе в нейтрализацию негативных явлений, подрывающих стабильность экономики. Как справедливо отмечают специалисты, международные организации, формирующие стандарты антикоррупционной политики и деятельности (в частности, ФАТФ и ОЭСР), также отводят центральным банкам одно из ключевых значений в обозначенной сфере [1; С. 3] [2; С. 56–57]. Чтобы определить интересующие нас особенности следует обратиться к самим моделям регулирования денежно-кредитной политики, влияющим на место центральных банков в механизме противодействия коррупции.
Во всех странах статус центральных банков имеет комплексный характер, сочетая финансовые, конституционные, административные и гражданско-правовые аспекты регулирования [3; С. 5]. Однако в самой правовой природе таких институтов преобладают частноправовые или публично-правовые начала [3; С. 5–6].
Уникален статус Федеральной резервной системы США, которая представляет собой практически совершенно обособленный от государства институт, отвечающий за эмиссию американского доллара. Данный орган имеет огромное влияние на ведущую рыночную экономику мира, однако, нам не удалось выявить какой-либо специфики антикоррупционной деятельности. Представляется, что основной объем полномочий по противодействию коррупции в банковской системе США возложен на специализированные государственные органы (например, Министерство финансов и его службы) и отдельные банки и кредитные организации. Это весьма схоже с экономически развитыми азиатскими странами, такими, например, как Сингапур.
Ключевую роль в противодействии коррупции в банковской системе Сингапура играет Бюро по расследованию коррупции (БРК), которое было создано в начале 1950-х гг. при посредничестве британской колониальной администрации. В соответствии с Актом о предотвращении коррупции 1960 г., БРК было наделено практически неограниченными правами на проверку банковских счетов всех государственных служащих, в том числе высшего звена. При это отдельные банки обязаны создавать свои подразделения по финансовому мониторингу и по запросу предоставлять сведения указанному антикоррупционному органу [7; С. 187–188].
Тем самым, существует подход, согласно которому условный центральный банк практически не имеет антикоррупционных полномочий, они передаются на низовой уровень и специализированным государственным структурам. При этом не имеет значения сам характер экономики — США и Сингапур без сомнений относятся к странам с очень развитой рыночной экономической моделью.
В странах Западной Европы подход к участию центральных банков в антикоррупционной деятельности отличается от вышеприведенного. Центральные банки Великобритании, Германии, Франции создавались приблизительно в одно время как эмиссионный центр, что способствовало предотвращению инфляции и нестабильности экономики. Институт центрального банка в указанных странах также был призван как бы «связать» воедино банковскую систему соответствующих стран [6; С. 6]. Одна из важнейших тенденций развития законодательства о центральных банках европейских стран связана с созданием Европейской системы центральных банков и вхождением национальных центральных банков в эту систему в качестве участников, а также с признанием обязательности норм, издаваемых наднациональными банковскими структурами [6; С. 7].
Статус центральных банков стран Центральной и Восточной Европы весьма схож, отличаясь более ярко выраженными публичными началами, что вероятно связано с советским прошлым и тотальным государственным регулированием банковской системы. Как отмечает И. В. Целыковский, в социалистических конституциях (начиная с Конституции РСФСР 1918 г.) всегда декларировались нормы, регулирующие банковскую сферу, в том числе и указывающие на составляющие статуса государственных банков [8; С. 6]. Поэтому даже Банк России по Конституции РФ 1993 г. определяется как орган государственной власти особого рода, не принадлежащий ни к одной из обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, наделенный специальной компетенцией по осуществлению государственного управления, банковского регулирования и банковского надзора за функционированием денежно-кредитной системы.
Тем самым, в постсоветских государствах центральные банки органично сочетают функции определения финансово-правовой политики в сфере денежно-кредитных отношений, нормотворческие полномочия по правовому регулированию в сфере денежно-кредитных отношений, осуществлению контрольно-надзорных полномочий в банковской системе, управлению государственным имуществом. Однако с момента становления на «рыночные рельсы» вплоть до настоящего времени в качестве образца для реформирования центральных банков в указанных странах используются главные банки западноевропейских государств с развитой рыночной экономикой [5; С. 6].
Поэтому для всех центральных банков европейских государств, включая Россию характерны определенные антикоррупционные полномочия, вытекающие из осуществления финансового контроля, часто реализуемые во взаимодействии с министерствами финансов и казначействами. Помимо этого, как отмечает М. А. Грибков, большое влияние оказывают специальные структуры, такие как контрольные органы администрации главы государства, правительства, правоохранительные органы в пределах собственной компетенции, установленной национальным законодательством [4; С. 6].
Центральные банки постсоветских стран осуществляет координацию деятельности всех банковских организаций в сфере противодействия коррупции, создавая соответствующие институциональные условия — издавая нормативные акты в области предупреждения коррупционных правонарушений в сферах кредитно-банковской деятельности, эмиссии государственных ценных бумаг, осуществления закупок, предоставления и получения зарубежной финансовой и гуманитарной помощи, а также в других сферах, непосредственно связанных с движением публичных финансов [5; С. 6]. В составе банковских организаций также предусмотрены свои структуры внутреннего контроля, которые обеспечивают сбор, обработку и сопоставление информации о коррупционных проявлениях в конкретной кредитно-финансовой организации.
Таким образом, особенности антикоррупционной деятельности центральных банков в зарубежных странах зависят от модели регулирования правового статуса центрального банка в государстве. В ходе исследования были выделены две модели регулирования, которые можно условно обозначить как «американская» с большей степенью автономии центрального банковского органа от государства и передачей антикоррупционных полномочий на высшем уровне в банковской сфере государственным структурам (реализуется, помимо США, также в отдельных азиатских государствах) и «европейская», когда центральный банк наделяется полномочиями по установлению антикоррупционных стандартов для банковских организаций, а также осуществляет противодействие коррупции совместно с государственными органами (Великобритания, Германия, Франция и другие европейские страны).
Литература:
- Анищенко В. Н. Экономико-правовой анализ финансовой деятельности: теоретические и методологические аспекты // Безопасность бизнеса. 2016. № 4.
- Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: монография / С. В. Борисов, А. А. Каширкина, А. Н. Морозов и др.; под ред. Т. Я. Хабриевой, А. В. Федорова. М., 2015.
- Глушко А. В. Финансово-правовой статус центральных банков зарубежных стран: сравнительно-правовой анализ: дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.
- Грибков М. А. Государственное управление процессами противодействия коррупции: дис. … канд. эконом. наук. М., 2012.
- Курукуласурия А. М. Статус Центрального банка в переходной экономике: Зарубежный опыт и уроки для России: дис. … канд. эконом. наук. М., 2005.
- Столяренко В. М. Центральный банк — как орган государственной власти: На примере Великобритании, Испании, Российской Федерации, США, Франции и ФРГ: дис. … д-ра юрид. наук. М., 1999.
- Финансовый мониторинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. Г. Братко, И. Е. Волуевич, В. И. Глотов и др.; под ред. Ю. А. Чиханчина, А. Г. Братко. Серия «Бакалавр и магистр. Академический курс». М., 2018. Т. 1.
- Целыковский И. В. Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2014.