В статье раскрыты основные ветви влияния санкций коллективного Запада на расходы и доходы федерального бюджета РФ. Данная тема является актуальной, так как происходит это в текущий момент написания этой статьи.
Ключевые слова: санкции, специальная военная операция, бюджет РФ, нефть, газ, деньги, финансы, Запад.
После начала специальной военной операции, которая началась 24 февраля 2022 года, Российская Федерация подверглась резкому наплыву русофобии со стороны Запада.
После объявления Западом гибридной войны Российской Федерации, а именно введение беспрецедентных экономических санкций, перед органами власти встала задача — разработать комплекс мероприятий, которые в дальнейшем обеспечат нормальную работу экономики России, а также минимизируют последствия санкций.
Например, в марте 2022 года, Правительство, на основании распоряжения Правительства № 411-р от 4 марта 2022 года, выделило из федерального бюджета 500 млн. рублей на продление программы по компенсации расходов малому и среднему бизнесу при осуществлении покупок с помощью системы быстрых платежей. Система быстрых платежей Банка России позволяет в кротчайшие сроки осуществлять переводы денежных средств по номеру мобильного телефона, а также оплачивать товары и услуги по QR-коду.
29 августа 2022 года прошло заседание президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций. На нём действующий Премьер-Министр РФ Михаил Мишустин заявил, что из федерального бюджета будут выделены дополнительные средства на гранты. Гранты можно будет расходовать на создание новых отечественных сортов сельскохозяйственных культур и средства защиты растений. Из средств грантов допускается и оплата услуг по монтажу специализированной техники и приборов, включая специальные лаборатории, а также приобретение и установка оборудования для питомников, которые заняты развитием виноградарства.
На этом же заседании Правительство сообщило, что был изменён порядок распределения межбюджетных трансфертов, что позволит аграриям получать финансирование авансом, а не только по факту выполненных работ. Для выполнения заданных целей из федерального бюджета на текущий год предусмотрено 10 млрд. рублей, 2 млрд. из которых уже направлены в регионы.
Центральный Банк РФ последовательно снижает ключевую ставку, благодарю чему растёт объём кредитования. Также на рост положительно повлияли льготные программы и высокий уровень скоординированной работы Правительства с Банком России. Свыше 2 трлн. рублей было выдано предприятиям, четверть из них- малому и среднему бизнесу. В настоящее время, малый и средней бизнес больше всех пострадал от санкций, поэтому такая поддержка им необходима. К тому же планируется, что компании данного сектора заменят выпавшие из цепочки поставщиков из недружественных стран.
Необходимо коснуться темы поддержки импорта, для этого было предоставлено займов на 35 млрд рублей. С мая текущего года действует программа льготного кредитования закупок приоритетной продукции. С помощью кредитов по льготной ставке, компании смогут приобретать необходимую для их нормального функционирования машины и технику, производство которых в нашей стране пока что недоступно.
Благодаря целевой поддержки экономики, антироссийские санкции запада значительно не повлияли на рост инфляции в стране, за исключением роста цен на исключительно импортные товары. В целом за год ожидается уровень инфляции примерно в диапазоне 12–13 % с учётом тех тенденций, которые уже сегодня проявляются. Это, конечно, гораздо позитивнее и гораздо более оптимистично, чем ожидалось ещё в первые месяцы начала специальной военный операции, и, кстати сказать, сопоставимо с уровнем инфляции в западных странах.
Также как и в федеральном бюджете, в региональных бюджетах в основном были сохранены параметры бюджетов, госзаказы, региональные, муниципальные заказы, что было чрезвычайно важно для экономики. В целом сохранены были и государственные инвестиции. В целом объём инвестиций практически не упал во II квартале. Во многом это произошло за счёт активной позиции государства и на федеральном уровне, и на региональном. Системные инвестиции, проекты, которые были задуманы и решения, по которым были приняты ещё в прошлом году, были сохранены. Много появилось новых проектов.
Всё это вместе не могло не сказаться на инвестиционном климате. Вызвало доверие бизнеса, который видит, что и государство продолжает активно вкладывать свои ресурсы.
Согласно постановлению от 28 сентября 2022 года № 1703 и распоряжению от 29 сентября 2022 года № 2847-р, более 25 млрд. рублей будет направлено на реструктуризацию кредитов, взятых представителями крупного бизнеса под плавающую процентную ставку. Ранее представителям крупного бизнеса было разрешено реструктурировать кредиты, взятые по плавающей ставке, в рамках плана развития экономики под давлением внешних санкций. Эта мера позволила оказать поддержку заёмщикам, которые брали кредиты до повышение ключевой ставки до 20 % годовых, а после этого попали в невыгодное положение, столкнулись с дефицитом ликвидности и резким ростом расходов на обслуживание долга. Таким организациям была оказана значительна поддержка, был установлен трёхмесячный льготный переходный период. Ставка по их кредитам росла постепенно, и выходила на рыночный уровень лишь к четвёртому месяцу. Разница в процентах с рынком начислялась и подлежит уплате заёмщиком начиная с 1 января 2023 года. Но если компания отвечает установленным Правительством критериям, от неё она полностью освобождается. 70 % этой суммы должно будет погасить государство, а остаток будет считаться исполненным.
Согласно Распоряжению от 27 сентября 2022 года № 2796-р Правительство расширило объём льготного кредитования на закупку дорожной техники, которая входит в перечень приоритетной импортной продукции. Решение позволит поддержать на высоком уровне темпы ремонта и строительства дорог. Речь идёт об увеличении с 30 млрд до 120 млрд рублей объёма субсидируемых кредитов. На эти средства будут закуплены бульдозеры, самосвалы, асфальтоукладчики и другая техника. В дальнейшем она будет передаваться в аренду подрядчикам для проведения строительных и ремонтных работ.
Согласно Распоряжению от 15 сентября 2022 года № 2634-р правительство утвердило решение о докапитализации Фонда развития промышленности — 8,2 млрд рублей будет направлено на реализацию различных проектов в сфере импортозамещения, а также модернизацию и расширение производства. Финансирование позволит оказать поддержку уже работающим предприятиям — они получат возможность повысить уровень автоматизации и цифровизации своих производств.
Кроме того, выделенные средства помогут запустить 17 новых проектов. Их реализация позволит привлечь около 2 млрд рублей частных инвестиций и создать не менее 500 рабочих мест.
Фонд развития промышленности предоставляет льготные займы предприятиям, которые занимаются разработкой перспективных технологий, производством продукции, способной заменить зарубежные аналоги.
Из-за западных санкций импорт в нашу страну существенно сократился. Центральный Банк России ожидает падение импорта в размере до 37 %. Однако, благодаря продолжающему поступлению валютной выручки и снижению импорта, наблюдается укрепление национальной валюты — рубля.
По данным ЦБ РФ, на фоне начала специальной военной операции на Украине и санкций коллективного Запада, объём обращения наличных денег в России составил 15,82 триллиона рублей, то есть вырос на 14,7 % или же на 2 триллиона рублей. Даже на фоне первой волны пандемии коронавируса в марте 2020 года, когда в России вводился период самоизоляции, а также был повышенный спрос населения на наличные деньги, показатель объёма обращения наличных денежных средств вырос на 1,29 триллиона рублей, а в общем за 2020 год — на 2,9 триллиона рублей.
В нынешнее непростое время на плечи Центрального Банка РФ возложена тяжёлая ноша, а именно поддержание финансовой стабильности в стране. Банк России держит на контроле ситуацию на финансовом рынке, принимает следующие необходимые меры для сохранения экономической стабильности: обязал экспортёров продавать 80 % валютной выручки с конца февраля 2022 года для того, чтоб банки и компании могли купить эту валюту и рассчитаться по внешним контрактам, постепенно снижает ключевую ставку, установил курсы иностранных валют, в частности доллара и евро, например курс доллара около семидесяти трёх рублей особых убытков для бюджета не принесет, так как на доходы бюджета влияют различные факторы: цена в долларах, санкции, оборот энергоресурсов.
14 ноября стало известно, что Росавиация выбрала компании, которым будут направлены субсидии в качестве меры поддержки, в общей сумме 9 миллиардов рублей к уже выделенным 50 миллиардам в качестве частичной компенсации расходов при выполнении внутренних рейсов. Также национальная авиационная отрасль страдает из-за запрета полётов в страны Запада, а также запрет на ремонтирование самолётов импортными материалами, поэтому компании несут убытки. Авиация является важной стратегической отраслью, поэтому поддержка данной сферы является жирным пунктом в расходах федерального бюджета.
Если рассматривать ситуацию с субъектами РФ, то по расчётам Министерства Финансов доходы субъектов в 2022 году составят 19,174 трлн. рублей, что на 1,6 трлн. рублей больше, чем в 2021 году. Бюджеты субъектов будут пополняться за счёт собственных доходов, трансферты из федерального бюджета увеличатся незначительно, на 30 трлн. рублей по сравнению с 2021 годом.
Нефтегазовые доходы занимают большую часть доходов федерального бюджета, поэтому коллективный Запад, дабы ослабить российскую экономику, ввёл запреты на поставки нефти, газа и других энергоресурсов. Хоть и Россия стала меньше продавать энергоресурсов, но доходы в бюджет значительно увеличились, 2,3 миллиарда долларов, так как цены на энергоресурсы резко возросли, например сейчас в Европе цена 1 тыс. куб. м. газа составляет 1350 долларов.
Серьёзной проблемой для федерального бюджета является снижение налоговых поступлений. Многие иностранные компании из-за нарушенной логистики, давления зарубежного головного офиса и по другим причинам, решили покинуть российский рынок, из-за чего резко снизилось количество компаний, приносящих большой доход в бюджет РФ. По мимо иностранных налогоплательщиков, снизилось и количество отечественных, так как местные компании также закрываются из-за нарушенной логистики.
Также стоит сказать о том, что под санкциями оказались золотовалютные резервы Банка России в западных странах, что нанесло федеральному бюджету убыток примерно в 300 млрд. долларов.
По данным Государственной думы, доходы бюджета в 2023 году запланированы в сумме 26,1 трлн. рублей, а расходы в сумме 29 трлн. рублей. В 2024 доходы составят 27,2 трлн. рублей, а расходы 29,4. И в 2025 году доходы будут 28 трлн. рублей, а расходы уже 29,2 трлн. рублей. Несмотря на расходы, в бюджет заложено выполнение всех социальных обязательств государства. Как можно заметить, в ближайшие несколько лет планируется дефицитный бюджет, чем закрывать дефицит пока что не ясно, однако, скорее всего в дальнейшем будущем мировая экономика изменится, Россия сможет заменить Западных партнёров на других, наладится импортозамещение, выровняется экономическая ситуация в стране, и тем самым, через какое-то время, доходы федерального бюджета выровняются с его расходами.
Литература:
- Морунова Г. В., Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / Н. Г. Иванова [и др.]; под редакцией Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. 398 с. -(Высшее образование). — ISBN 978–5–534–15625–6. Текст: электронный / Образовательная платформа Юрайт URL: https://urait.ru/bcode/509237 (дата обращения: 15.11.2022).
- Центральный Банк Российской Федерации // Электр. ресурс. Режим доступа — https://cbr.ru/ (дата обращения: 16.11.2022)
- Министерство Финансов Российской Федерации // Электр. ресурс. Режим доступа- Министерство финансов Российской Федерации (minfin.gov.ru) (дата обращения: 16.11.2022)
- Министерство экономического развития Российской Федерации // Электр. ресурс. Режим доступа- Министерство экономического развития Российской Федерации (economy.gov.ru) (дата обращения: 16.11.2022)
- Федеральная служба государственной статистики // Электр. ресурс. Режим доступа- Федеральная служба государственной статистики (rosstat.gov.ru) (дата обращения 16.11.2022)
- Федеральная служба по финансовому мониторингу // Электр. ресурс. Режим доступа- Федеральная служба по финансовому мониторингу (fedsfm.ru) (дата обращения 16.11.2022)