Живопись — это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Она является важным средством художественного отражения и истолкования окружающей действительности и ее воздействия на мысли и чувства человека. Живопись, как и любое искусство, имеет свои жанры (франц. genre — род, вид) [2, с. 18].
Жанры живописи — это исторически сложившиеся подразделения в видах искусства, специфичных для каждой области художественной культуры. Они определяются по предмету изображения (портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер и т. д.) или по характеру изображения какого-либо предмета (камерный портрет, шарж, карикатура и т. п.).
Термин «портрет» появился благодаря французу Андре Фелибьене, придворном историке короля Людвига XIV, который предложил называть данным термином изображение человека [4].
Портрет (франц. portrait — изображать, лат. protrahere — извлекать наружу, в дальнейшем — изображать, портретировать) — изображение группы людей или одного человека, существующих или существовавших в действительности. Зарождение этого жанра относят к древности, когда его назначение было обусловлено культовыми и религиозно-магическими задачами. Потребность в «дублировании» модели приводило к тому, что художник проецировал к каноничному для того времени стилю индивидуальные черты определенного человека.
Портрет является наиболее живым и естественным жанром живописи, который не нуждается в теоретическом обосновании. С одной стороны, портрет — это жанр, выполняющий функции фотографии в период, когда человечество не было настолько технологически развитым [3].
Зародился портретный жанр в глубокой древности и изначально развивался в скульптуре, а уже потом — в живописи. В палеолитическом искусстве изображений людей достаточно мало, поскольку большее предпочтение отдавалось изображениям охоты и животных. Изображения людей не имели человеческих лиц.
Развитие портретной живописи и скульптуры получило активное развитие в Древнем Египте. Данный жанр стал развиваться благодаря требованиям заупокойного культа, который тесно связан с культом богов: фараон остается покровителем своей страны и после смерти, именно от него зависит благополучие народа и дальнейшего развития.
Заупокойный египетский культ предопределил появление портретной скульптуры и ограничил ее развитие:
— египтяне создавали «двойни» или «тень» умершего и воскресшего человека, изображая его в самом расцвете сил;
— однообразие поз и бесстрастное выражение лица, а также одинаковые атрибуты и условная окраска соответствовали требованиям заупокойного культа, которые предназначали статуи как «вечную жизнь души»;
— фронтальное расположение фигур, рассчитанное на одну точку зрения, симметричное изображение;
— инкрустация глаз драгоценными камнями: агатом и халцедоном;
— изображение фараона обычно торжественное.
В Амарнский период начинается новый этап развития египетской культуры, которая также повлияла на портретную живопись. Искусство стало приобретать новые формы и содержание. Образы становятся более гротескными. Возникла некультовая пластика. К шедеврам Амарнского периода относятся знаменитые портреты Нефертити и других членов царской семьи скульптора Тутмеса, который был найден 6 декабря 1912 года германскими археологами.
Одним из уникальных культурных явления египетской культуры являются фаюмские портреты.
В IV в. до н. э. Египет был завоеван Грецией, а уже в I веке до н. э. Египет был завоеван Римом, что спровоцировало сплетение культуры завоевателей и древнеегипетских традиций, образовав тем самым новые культурные традиции. Греческое влияние сказывалось в умении художников передавать объем с помощью светотени, использовать перспективу и применять колористику. Из Греции пришла одна из основных техник фаюмских портретов — энкаустика.
Древнеримская живопись привнесла больше индивидуальности в изображения, благодаря чему манера письма стала свободной, а художники стали более внимательны к чертам лица.
Фаюмские портреты служили предметом культа мертвых, т. е. создавались для ритуала погребения. На большинстве портретов изображены молодые люди и дети. Портреты писались на кипарисовых, пинийских или кедровых деревянных дощечках, редко на холстах, наклеенных поверх деревянных дощечек. В исполнении использовались две техники: темпера и энкаустика (расплавленный воск).
В темпере использовались только кисти и краски, что делало работу дешевле, но не легкой. Желтые краски, растертые в яичном желтке, быстро сохли, что не позволяло работать художнику медленно, но точно и без исправлений. Со временем темпера полностью заменила восковые краски.
Для энкаустики использовались не только кисти, но и горячий металлический стержень. При высокой температуре восковые краски плавились, а затем застывали, создавая эффект объема и неровности [5].
Ярким атрибутом фаюмских портретов является сусальное золото, которым золотился фон, тонкие венки, драгоценности или детали одежды.
К главным особенностям фаюмских портретов можно отнести:
— асимметрию лица, которой пытались передать перспективу образа;
— изображение реальных людей, т. е. фаюмские портреты можно считать древними фотографиями;
— большие глаза, которые были переняты от египетской скульптуры;
— отрешенный взгляд людей, изображенных на портретах;
— портреты были нарисованы для богов, а не живого человека, т. к. египтяне верили, что портрет увидят только боги.
На территории Древней Азии сложились свои особенности и каноны в изображении человека, голова и ноги давались в профиль, а туловище и глаза — в фас. Шумерские статуи отличались огромными глазами, которые являлись символом всевидения, проницательности и мудрости, оживляя статую и придавая ей эмоциональное выражение лица. Еще одним отличием изображений людей являлась детализация мускулатуры рук и ног, грубоваты, отличаются суровым стилем и скованностью [2, с. 75].
Искусство Древней Греции многими чертами напоминает египетское, но в отличии от симметрии и строгости египетских изображений, в искусстве Крита преобладает плавная линий и красивый силуэт.
Если в Египте в основе живописи лежали мифические сюжеты, заупокойный культ, причастность человека к животному миру: сила человека — сила льва, мудрость — мудрость змеи, то в Греции мифические сюжеты были связаны с человеческими достоинствами и пороками, а также с человеческой внешность.
Греческие художники уделяли больше внимания структуре тела, чем египетские, реалистично передавая ступни ног, пальцы рук [1, с. 25].
На рубеже IV в. до н. э. греческая культура переживает кризис, упадок общественной морали и вступление индивидуализма в обществе и культуре. Это сказалось и на искусстве. Ведущими мастерами того периода считаются Прекситель, Лисипп и Скопас.
В работах античных мастеров стали появляться сюжеты интимного характера, далекие от сюжетов классического периода. Работы Праксителя привлекают внимание созерцательным, лирическим настроением, а также идиллической одухотворенностью [2, с. 92].
В период Древней Греции высокого уровня достигает эстетизация во всех сферах жизни, не только бытовой и ритуальной, но и художественной. Все изображения чувственны, а образы — молодые и феминные [1, с. 21]. Это обусловлено особенностью греческой философии, в основе которой лежали представления о красоте и силе человека, его личности, которая находилась в единстве и гармоническом равновесии с окружающей и социальной средой.
Наследником греческой культуры стал Древний Рим, который в результате успешных завоеваний прошел путь от маленького города до столицы огромного государства — Римской империи.
В отличие от древнегреческого портрета, которому характерна идеализация, римский портрет был максимально натуралистичным и до сих пор является наиболее реалистичным образцом портретного жанра за всю историю искусства [6].
Римский портрет развивался благодаря посмертным маскам, которые снимались с умерших и хранились у алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Они изготавливались из воска. В случае смерти представителя рода маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность римского рода. Также были бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты.
Вместе с развитием статуй и масок-слепков портрет получил распространение на монетах, камеях и т. п., которые можно называть живописными портретами того времени.
К I в. н. э. в Древнем Риме меняется мироощущение, которое является предвестником новой религии — христианства. В искусстве данный период выразился в отказе от реалистического изображения, замене объемной моделировки на более плоские формы, что привело к условному портрету.
С падением Римской империи в V в. и гибелью рабовладельческого строя новые черты художественного мышления, сложившиеся в последние века античного искусства, стали основой для средневекового искусства.
Литература:
- Кинёва Л. А. История искусств: учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2017. — 136с.
- Кухта М. С. История искусств: учебник. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. — 269с.
- Лотман Ю. М. Портрет. — СПб.: Академический проект, 2002. — 349–375с. — URL: http://philologos.narod.ru/lotman/portrait.htm#_p1 (Дата обращения: 14.01.22)
- Портрет как зеркало души. — URL: https://artchive.ru/encyclopedia/3663~Portrait
- Фаюмские портреты. — URL: https://artchive.ru/encyclopedia/3591~Fayum_Mummy_Portraits
- Разновидности жанра портрет — URL: https://www.art-spb.ru/article/219