В данной статье раскрыта актуальность применения техник генерации идей, способных развивать творчество детей младшего школьного возраста. Обозначены характеристики определенной техники генерации идей «Пузырьки мыслей». Указан акцент на то, что уровень развития творческих способностей младших школьников возможно повысить, если целенаправленно применять игру «Пузырьки мыслей», активно использовать в урочной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: новые вызовы, интенсивность образования, техника генерации идей «пузырьки мыслей», творческие способности младших школьников, образовательный процесс.
This article reveals the relevance of the use of techniques for generating ideas that can develop the creativity of children of primary school age. The characteristics of a certain technique of generating ideas «Thought bubbles» are indicated. The emphasis is placed on the fact that the level of development of creative abilities of younger schoolchildren can be increased if the game «Bubbles of Thoughts» is purposefully used, actively used in scheduled and extracurricular activities.
Keywords: new challenges, the intensity of education, the technique of generating ideas «bubbles of thoughts», creative abilities of younger schoolchildren, the educational process.
Новые вызовы нашей современности, происходящие в экономических, социальных и технических системах, требуют от содержания образования новых поисков и альтернативных способов организации процесса обучения. Особенно важно организовывать процесс современного образования не просто как аналитическую, а как творческую деятельность обучения. Одним из решений основных проблемных областей современного процесса образования учеными признается создание условий для развития в личности творческих способностей, в глобализации образовательной реалии (Пономарев Я. А). Несмотря на то, что в современном мире разработано множество методов и техник генерации идей, направленных на систематизированный психологически-активный поиск нового решения определенных задач, которые развивают мыслительные способности детей младшего школьного возраста, практика применения их очень низка.
Изучением творчества в отечественной психологии занимались Рубинштейн С. Л., Теплов М. Б., Матюшкин А. М., Богоявленская Д. Б. и др. В данных исследованиях отмечается интегративных характер творческих способностей, которые неразрывно связаны с личностным, творческим, интеллектуальным и эмоциональным началом [1, 4, 7, 8].
Одним из ведущих экспертов по креативности и творческим способностям является Майкл Микалко. В своей книге «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно» М. Микалко собрал и систематизировал стратегии творческого мышления [5]. В книге автор предлагает игры, которые можно использовать при выработке новых, нестандартных идей. Для выдвижения оригинальных идей, необходимо не только видеть то, что видят другие, но и уметь организовывать информацию по-новому (активное мышление). Именно формирование новых схем дает сильный толчок выработке новаторских идей.
Линейная игра группы А «Пузырьки мыслей» позволяет трансформировать уже имеющуюся информацию разными путями — это записывание, разделение, комбинирование и манипулирование, тем самым, открывая новые возможности для решения проблемы. Постоянно меняя точку зрения, осуществляется переход от одной идеи к другой, пока не обнаружится нужная.
Рассматривая определенную задачу, акцент можно сделать на отдельных соображениях или на достижении главной цели — решении проблемы. Составляя план, важен сам процесс, а не акцент. «Пузырьки мыслей» — это графическая техника организации мыслительных процессов. Эта техника создает физическую, или фактическую картинку того, как сознание отображает задачу. Допускается фиксировать и хранить информацию, управлять ею разными способами, что приведет к установлению взаимосвязей между различными частями задачи.
Составление схемы идей протекает так:
- Организация — это информация, организованная в соответствии с тем, как протекает мысль. Схема «пузырьков» мыслей может быть простой или сложной — как получится. Так же она должна быть визуальная и гибкая, для того, чтобы можно было рассматривать, обдумывать и охарактеризовывать сложные задачи. Далее схема может разрастаться.
- Ключевые слова — это существенные моменты, или ассоциации.
- Ассоциации — это установление связей и соотношений между фрагментами информации, которые могут казаться изолированными и независимыми.
- Кластеры — это однородные группы в сознании, заключенные в схемы. Объединенные идеи в кластеры нужно проанализировать с позиции критика, что позволит проверить ассоциации, и выявить недостающую информацию. Схема рассматривается в качестве генератора идей, с помощью которой можно установить сферы, где потребуется собрать больше информации.
- Сознательное участие — это сосредоточенность на проблеме, что способствует переходу информации в долговременную память. Непрерывное сознательное участие побуждает к аналогиям и проведению сравнений.
Схемы «пузырьков» строго индивидуальны, но все они должны включать эти пять пунктов.
Предположим, что перед детьми стоит следующая задача: необходимо сделать кормушку для птиц своими руками.
Посередине листа записываем суть задачи «кормушка для птиц своими руками» — заключаем в «пузырек». Далее дается свобода ассоциациям и заключаются в схему все приходящие в голову мысли. Каждую мысль фиксируем в «пузырек», соединяя заключительную с исходной. Одна из возможных представлена на рисунке 1.
Рис. 1
Отражая свои мысли на схеме, ребенок может высечь искру, озаряющую сознание. Мысли управляют рукой по листу бумаги, проступая в виде рисунка, обращаясь через зрение в подсознание. Иногда эти «пузырьки» мыслей становятся теми идеями, которые необходимы для решения задач.
Рассмотренная техника генерации идей направлена на формирование у младших школьников желание проявлять творческие способности, мотивацию, а также стремление их развивать и совершенствовать, получая тем самым личностный и учебный успех.
Литература:
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 320с.
- Груздова И. В. Творческое развитие младшего школьника: электронное учеб. — метод. пособие / Груздова. — Тольятти: Изд. ТГУ, 2019. 1-оптический диск. URL https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/8845/1/Груздова %201–04–18-ei-Z.pdf
- Клеон О. Кради как художник.10 уроков творческого самовыражения/ Остин Клеон; пер. с англ. С. Филина — 2-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 176 с. URL https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/steal-artist/
- Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников; под ред.А. М. Матюшкин; НИИ общ. и пед. психологии АНП СССР. — Москва: Педагогика, 1991. — 155 с.
- Микалко М. Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно/ Майкл Микалко; пер. с англ. Ларисы Царук, Сергея Комарова. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 215. — 416 с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества.Акад. наук СССР, Ин-т пихологии. Москва: Наука, 1976. — 302 с.
- Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии — СБп: Издательство «Питер», 2000–712 с.:ил.
- Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. Т.1. — Педагогика,1985–328 с., ил. — (Труды д. чл. и чл. кор.АПН СССР). В подзаг.: АПН СССР.
- Тихомиров О. К. Общая психология. Словарь / под. ред. А. В. Петровского // Психологический лекскон. Энциклопедический словарь: В 6 т./ ред. — сост. Л. А. Карпенко; под. общ. ред. А. В. Петровского. М: ПЕР СЭ, 2005. 251с.URL https://nashaucheba.ru/v13718/?cc=1&page=11
- Чернышев Д. А. Как люди думают?/Дмитрий Чернышев. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 304 с.