Встатье рассмотрена и проанализирована профессиональная направленность физического воспитания студентов. Акцент сделан на изучении профессиональной направленности физического воспитания в организациях среднего и высшего образования.
Ключевые слова: профессия, направленность, физическое воспитание, студенты.
The article considers and analyzes the professional orientation of students' physical education. The emphasis is on the study of the professional orientation of physical education in organizations of secondary and higher education.
Keywords : profession, orientation, physical education, students.
Для того чтобы рассмотреть и проанализировать профессиональную направленность физического воспитания студентов, следует рассмотреть само понятие «физическое воспитание». Как следует из Федерального Закона РФ от 14.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: «физическое воспитание — процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры» [1].
Действительно, физическое воспитание является важным и необходимым процессом формирования личности и развития физических возможностей человека. В первую очередь, это касается школьников и студентов, которые только начали свой путь во взрослую жизнь и в большей степени проводят большое количество времени читая книги или сидя в Интернете. Сидячий образ жизни сказывается на организме молодого поколения в виде различных болезней и недугов.
Согласно статье интернет-издания ScienceAlert, если ежедневно сидеть по 6–8 часов, то вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний и преждевременной смерти возрастает на 12–13 % по сравнению с теми, кто сидит менее четырех часов в день. А если проводить в таком положении дольше восьми часов ежедневно, то риск увеличится до ошеломляющего показателя в 20 % [2].
Человек, проводя много времени в сидячем положении, способен быстрее состариться и утратить необходимые функции жизнедеятельности. Если с детства включать подрастающее поколение в процесс занятия спортом и занятием физической активности, это поможет избавить человека от неприятных моментов со здоровьем в будущем.
Рассмотрев само понятие физического воспитания и кратко проанализировав пугающую статистику влияния сидячего образа жизни на жизнь человека, перейдем к самому понятию профессиональной направленности физического воспитания.
Профессиональная направленность физического воспитания заключается в обеспечении достаточного развития необходимых способностей, формирования прикладных двигательных умений и навыков, а также повышения устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям, как самой трудовой деятельности, так и условий, в которых она осуществляется [3].
Проводя занятия физической культуры, преподаватель составляет программу занятий и совершенствует методику проведения, основываясь на особенностях профессиональной подготовки студента. В частности, учитываются следующие показатели трудовой деятельности:
— усилия, которые проявляются во время рабочей деятельности. В данном показателе учитываются продолжительность рабочей смены, темп движений и т. д.;
— внешние условия трудовой деятельности, такие как погодные условия, влажность, температура и т. д.;
— форма двигательных действий.
Государственные программы по физическому воспитанию студентов включает в себя общие положения и рекомендации прикладной подготовки. Необходимые задачи профессионально-прикладной физической подготовки учащихся выглядят следующим образом [4]:
— формирование и совершенствование профессионально-прикладных двигательных навыков;
— развитие физических качеств, особенно важных для избранной профессиональной деятельности;
— повышение устойчивости организма к внешним неблагоприятным воздействиям условий труда;
— формирование знаний по методике самостоятельных физических упражнений с профессионально-прикладной направленностью;
— воспитание у учащихся специфических психофизических качеств.
Также следует отметить, что обучающиеся средних и высших учебных заведений ежегодно проходят медицинское обследование, на основании которого они распределяются на три основные группы — основную, подготовительную и специальную.
Для допуска к итоговой аттестации необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической подготовке, не ниже оценки «удовлетворительно».
Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура и спорт», должен:
— понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
— знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
— иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.
При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы.
Практический раздел программы физического воспитания студентов состоит из следующих видов [5]:
— гимнастика. Собственно, это изучение строевых, общеразвивающих, акробатических упражнений, упражнений на гимнастических снарядах;
— легкая атлетика. В частности, в нее входят различные разновидности бега, прыжков и метаний;
— спортивные игры. Вид спортивных игр включает в себя занятия по баскетболу, волейболу, футболу и ручному мячу. В течение всего срока обучения в организации среднего и высшего образования, учащиеся должны овладеть техникой и тактикой одной из спортивных игр. Выбор спортивной игры зависит от условий, которыми располагает учебное заведение, специализации преподавателя и желания учащихся. Рекомендуется принимать во внимание профессионально-прикладную значимость спортивной игры.
— лыжная подготовка. В первую очередь предусматривает изучение различных способов передвижения на лыжах и развитие физических качеств студента.
В процессе занятий физической культурой и спортом вырабатываются сознательное и активное отношение к общественной работе, определенные умения и навыки к этой важной форме деятельности, основывающейся на принципах демократии и гласности. Физическое воспитание развивает общественную активность молодого поколения. Важная роль в формировании духовного облика студентов принадлежит переносу положительных качеств из сферы занятий физической культурой на жизненную позицию в целом.
Литература:
- Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ: О физической культуре и спорте в Российской Федерации. [Электронный ресурс] // URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=100202–0&req=doc&rnd=03AADA872E72D643E3D761C74B19D29A&base=LAW&n=380616&stat=srcfld %3D134 %26src %3D1000000001 %26fld %3D134 %26code %3D65535 %26page %3Dinfo %26p %3D0 %26base %3DLAW %26doc %3D100202#ss3oNrSAFMSwmVQU
- An Enormous International Study Just Confirmed The Ugly Truth About Sitting Too Much: ScienceAlert. [Электронный ресурс] // URL: https://www.sciencealert.com/around-the-world-people-are-dying-too-soon-because-they-sit-around-too-much
- Профессионально-прикладная направленность физического воспитания в птуЗах, суЗах, вуЗах. [Электронный ресурс] // URL: https://forpsy.ru/works/professionalno-prikladnaya-napravlennost-fizicheskogo-vospitaniya-v-ptuzah-suzah-vuzah/?ysclid=lalhdg8f6b864517927
- Там же
- Основные разделы программы по физическому воспитанию. [Электронный ресурс] // URL: https://infourok.ru/osnovnie-razdeli-programmi-po-fizicheskomu-vospitaniyu-474290.html?ysclid=lamnbgw5wk870467872