Особенности социализации детей дошкольного возраста
В данной статье отражена актуальность поликультурного образования, воспитания, межличностных взаимоотношений. Описывается опыт и методы работы, подходы, необходимые при обучении и организации деятельности с детьми по поликультурному образованию, организации сред и межнациональных взаимоотношений. Даются рекомендации для успешной социализации в условиях поликультурного и полиэтнического пространства.
Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, межличностные конфликты, поликультурное воспитание и образование, межнационального взаимопонимания и сотрудничества, толерантность полиэтнической среды.
This article reflects the relevance of multicultural education, upbringing, interpersonal relationships. It describes the experience and methods of work, approaches necessary for teaching and organizing activities with children on multicultural education, the organization of environments and interethnic relations. Recommendations are given for successful socialization in a multicultural and multiethnic space.
Keywords: multicultural educational environment, interpersonal conflicts, multicultural upbringing and education, interethnic understanding and cooperation, tolerance of the multiethnic environment.
Процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ имеет большое значение в становлении личности ребенка, оказывая влияние на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. На воспитанных в детстве моделях взаимоотношений будет строиться его успешность на работе, в коллективе, в повседневной жизни. В случае если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации.
Исторически Россия сложилась многонациональным и, соответственно, поликультурным государством. Однако отношения этносов, проживающих рядом или вместе друг с другом, имеют свою специфику. Так наряду с культивацией доброго соседства некоторые народы имеют взаимную предвзятость. Понимание этой проблемы актуально и в наши дни. В России с ее многонациональным составом, необходимость внедрения поликультурного образования и воспитания в ДОУ обусловлено необходимостью развития новой национальной общности — россиян.
Особая ценность поликультурного воспитания и образования в детском возрасте обусловлена высокой сензитивностью к формированию позитивных установок в межкультурном общении. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны, их образная память надолго сохраняет, тронувшие их душу моменты. Поэтому мы исключаем, даже в личном общении, негативные оценки по отношению к людям другой культуры. Детей окружает межкультурность — она является средой, в которой взрослеют наши дети. Таким образом, в условиях реальных контактов дошкольников с носителями многочисленных культур необходимо поликультурное воспитание. Непосредственно в нашем детском саду всегда открыт для детей краеведческий бурятский музей. Там представлены национальные бурятские костюмы, предметы быта, книги, фотографии природы Байкала, макет юрты. Посредством бесед, чтения художественной литературы мы знакомим детей с разными народами, воспитываем чувство равенства всех людей, вне зависимости от того, на каком языке они говорят и какого цвета у них кожа. Все это дает возможность прикоснуться к культуре другого народа.
Однако принятие и уважение к другим культурам не может быть без принятия и уважения к собственной культуре, культуре своего народа. В подготовительной группе «Солнышко» расположен уголок русской культуры — русская изба, в которой дети не только знакомятся с историей своего народа, но и посредством сюжетно-ролевых игр проникаются любовью и гордостью к родине. Так в игре «Русское чаепитие» у ребят формируется такое качество, как гостеприимство, умение встречать гостей радушно. В частности, играя куклами в национальных костюмах, девочки рассматривают элементы одежды наших предков, условия их быта. Теория и практика воспитания в духе миролюбия, межнационального взаимопонимания и сотрудничества, уважения прав человека и основных демократических свобод является важной направляющей в формировании личности растущего человека. В своей профессиональной деятельности мы целенаправленно проводим беседы, задаем вопросы, создаем игровые ситуации, которые способствуют воспитанию толерантности в детях. Так в декабре 2011 года — январе 2012 года нами были проведены методики для определения межнациональных отношений. После проведение методики «Угости конфетой» (ребенок имеет достаточное количество конфет, чтобы угостить всех ребят во дворе, но на улице гуляют и незнакомые дети другой национальности) большая часть детей — около 80 % с удовольствием поделилась бы со всеми, около 18 % — только со своими знакомыми, около 2 % — не дали бы никому. Причем, отвечая на вопрос: «Почему ты не дал конфеты другим детям?» — были следующие ответы: «а я их не знаю», «я с незнакомыми стесняюсь говорить», «а вдруг они по-русски не говорят, не поймут меня», «я сам конфеты люблю». Таким образом, многие дети не поделились с детьми другой национальности лишь потому, что-либо стеснялись, либо с незнакомыми не общаются.
Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Именно здесь растущая личность впервые сталкивается с необходимостью социализации. Здесь он приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. В связи с этим, возникает важность создания гармонично семейной атмосферы, доброжелательной и уютной. Она должна побуждать взрослых задержаться в детском саду, пообщаться между собой, воспитателями, другими детьми. В связи с этим мы стараемся встречать детей и родителей с улыбкой, проявляем интерес к их жизни, проблемам, взаимоотношениям. Со всеми родителями поддерживаются ровные, доброжелательные отношения. Следует отметить, что среди наших родителей представители различных национальностей: русские, украинцы, белорусы, буряты, узбеки. И среди родителей, и среди детей отсутствуют межнациональные конфликты.
Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями помогает обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность. Основными функциями поликультурной среды являются:
- формирование личности человека как носителя своей национальной культуры;
- формирование человека как субъекта и носителя межнациональной культуры, способного усваивать традиционную культуру, язык других наций.
Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
В ходе наблюдений за взаимоотношениями детей в многонациональных группах было выявлено, что конфликты между детьми на межнациональной почве, как правило, отсутствуют. Друзей дети выбирают независимо от их этнической принадлежности, опираясь на взаимные симпатии и интересы. И все же беседы с детьми, направленные на выявление их представлений о культурном многообразии России, показали наличие у некоторых детей старшего дошкольного возраста негативных стереотипов о представителях разных этнических групп. Очевидно, что они сложились под влиянием информационного поля: оценочных комментариев родителей и других взрослых, просмотра телепередач. Не принимать это к сведению опасно. Доказано, что с 3-х лет ребенок замечает внешние культурные различия (цвет кожи, волос, разрез глаз), а четырехлетний ребенок проявляет интерес к их причинам. К 5-ти годам дошкольник способен понимать научные объяснения некоторых отличий людей друг от друга (например, обусловленность цвета кожи физическими факторами). В старшем дошкольном возрасте происходит резкий скачок в осознании ребенком своей этнической принадлежности.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно игру мы используем в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Особо важна роль совместных игр, как средства формирования взаимоотношений, в них создаются благоприятные условия для совместных переживаний способствующие становлению общих (коллективных) интересов. Дети учатся действовать сообща, распределять роли, заботиться друг о друге. Разнообразие игр позволяет увидеть наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету роли, и реальных отношений участников игры.
Таким образом, можно выделить следующие особенности в работе педагогов для успешной социализации в условиях поликультурного и полиэтнического пространства:
1) создание педагогом комфортной эмоциональной среды для всех участников воспитательного процесса в ДОУ;
2) плотное сотрудничество педагогов с родителями для формирования у детей толерантности;
3) посредством игровой деятельности формирование доброжелательных отношений, сплоченности коллектива;
4) используя различные методы и приемы (беседы, проведение выставок, рассказы детей, посещение музеев, рассматривание народных костюмов и т. д.) создавать условия для поликультурного воспитания детей;
5) воспитание духовно-нравственных качеств посредством бесед, чтения художественной литературы, личного примера педагогов и родителей.
В течение дошкольного детства формируются основы национального самосознания ребенка на фоне понимания им культурного многообразия окружающего мира. Педагогам необходимо помогать ребенку осознать факт культурного многообразия, объяснять особенности культурных различий людей, чтобы у ребенка не сложились стихийные представления, которые в дальнейшем могут дать печальные результаты.
Литература:
- Абсалямова А..Г. «Мультикультурализм» в постсоветском образовательном пространстве: методология понятия // Дошкольное воспитание. — 2005, № 5 — С. 89–93.
- Абсалямова А..Г. Организация педагогического процесса в многонациональном ДОУ //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2004, № 5 — С. 50–55.
- Антонова Т. В., Рояк А. А., Година Г. Н. Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений.//Дошкольное воспитание. — 1991, № 4 — С. 42–46.
- Ашиков В. Азбука Мира //Дошкольное воспитание. — 2004,№ 10 — С.48–53.
- Бондаренко А. К., Матусик А..И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателей детского сада). — М.: Просвещение, 1997.-196с.
- Волкова Е. Протасова Е. Дети с родным нерусским языком в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. — 2002,№ 12 — С.28–32.
- Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов н/Д. -2003, -290с.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников/под ред. Т. А. Репиной.- М.: Педагогика,1987, — 192с.
- Ильиченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности.// Дошкольное воспитание.-2004,№ 8-С.20–22.
- Мулько И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2007. -112.
- Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка — Пресс, 2003. — 200 с.
- Общение детей в детском саду и семье/Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Степкиной.- М.: Педагогика,1990.-248с.