Известно, что инновационные инициативы и современные методологические подходы в обучении начинаются с поиска новых, более перспективных средств педагогической деятельности, в апробации новых методик обучения. Передаются они, как правило при распространении опыта между педагогами, расширяя перспективы развития научно-методической базы в области физической культуры. Проблемы совершенствования физического воспитания студентов медицинских университетов многие годы являются предметом пристального внимания учёных, специалистов и педагогов [3, с. 56].
Одним из решений этой проблемы является поиск и разработка нового содержания существующих форм организации образовательного процесса по дисциплине «Прикладная физическая культура». В последнее время в ряде учреждений высшего образования (УВО) при организации учебного процесса по физической культуре широко используется вариативный компонент. На старших курсах студентам предлагается возможность свободного выбора направления производственной физической культуры, по средствам целевого использования средств и методов различных видов спорта и форм двигательной активности. Определение того или иного вида спорта, которое сознательно выбирает студент, является началом здравого выбора форм двигательной активности, удовлетворяющие его индивидуальные физические и психологические потребности, а также специфике дальнейшей профессиональной деятельности. Среди них особый интерес представляет бадминтон, т. к. его целесообразность, эффективность и методика использования в практике физической культуры УВО медицинского профиля в настоящее время не до конца изучены. Совокупность данных обстоятельств определило цель нашего исследования [4, с. 26].
Цель исследования — теоретико-экспериментальное обоснование использования бадминтона в физическом воспитании студентов-медиков.
Материалы и методы. Педагогическое исследование проводилось в 2021–2022 учебном году. В нем приняли участие 40 студенток III курса фармацевтического факультета, в возрасте 20±1,08 года, участники эксперимента были разделены на 2 группы: основную и экспериментальную. С определенной условностью программа исследования предусматривала реализацию двух этапов. На первом этапе посредствам оценки уровня физической подготовленности (УФП) были определены экспериментальные предпосылки внедрения бадминтона в физическое воспитание студентов-медиков. Программа второго этапа предусматривала сопоставление экспериментальных материалов первого этапа с данными научно-методической литературы. Для работы использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, контрольно-педагогическое тестирование, математико-статистические методы.
Результаты и обсуждение. Как известно, одной из приоритетных задач, решаемых через физическое воспитание студентов, является повышение УФП занимающихся. Поэтому перед началом внедрения практических занятий по бадминтону нами был исследован уровень физической подготовленности студенток III курса фармацевтического факультета основного и подготовительного отделения, в количестве 40 человек. Полученные результаты были обработаны методом математической статистики, обобщены и систематизированы (табл. 1). В результате статистической обработки данных было установлено, что УФП студенток данного курса находится в пределах оценки «ниже среднего» (23,89±8,07). Средний показатель бега на 100 м находился в пределах 17,3±1,18 с, бега на 500 м — 2,37±0,35 с, что соответствует низкому уровню развития физических качеств, прыжок в длину с места в среднем составил 162,32±15,85 см, челночный бег 4×9 м находился в пределах уровня «средний» — 11,92±1,14 с. По результатам данных основного и подготовительного отделения, исходя из таблицы 1 можно сделать выводы, что уровень двигательной активности у подготовительного отделения выше, чем у основного. Анализ научно-исследовательской и учебно-методической литературы показал, что занятия бадминтоном оказывают положительное влияние на все системы организма. Игра в быстром темпе предъявляет и ряд других требований, без которых невозможен успех в современном бадминтоне: умение своевременно переключаться на различные режимы работы; способность проявлять лучшие свои качества в напряженных игровых ситуациях [6, с. 24]. Все эти обстоятельства и определяют структуру физических качеств, необходимых бадминтонисту. Из физических качеств, играющих решающую роль в бадминтоне, следует выделить быстроту во всех ее проявлениях, гибкость, ловкость, выносливость.
Таблица 1
Показатели УФП студенток III курса фармацевтического факультета (основное отделение)
М±S Подготовительная |
W подготовительная |
М±S основное |
W основное |
Оценка уровня развития двигательных качеств |
|
100 м., сек |
17,45±1,25 |
0,83* |
17,63±1,10 |
0,93* |
низкий |
500 м., мин. |
2,35±0,46 |
0,75* |
2,27±0,23 |
0,94* |
низкий |
Прыжок в длину, см |
172,24±17,01 |
0,90* |
165,25±31,12 |
0,61* |
ниже среднего |
4*9м., сек. |
11,07±1,50 |
0,54* |
10,82±0,76 |
0,96 |
средний |
Сумма баллов УФП |
25,58±7,29 |
0,89* |
26,18±9,02 |
0,98 |
Ниже среднего |
Примечание: М±S среднее и стандартное отклонение, W — показатели критерия Шапиро -Уилка, * — значимость различий на уровне p<0,05
Выводы. На основании полученных данных можно сделать выводы, что уровень физической подготовленности студенток данного курса ниже среднего (23,54+/- 8,07). На основании полученных результатов следует, что необходимо уделять особое внимание развитию скоростно-силовых качеств, выносливости, координационных способностей. Представленные в нашей статье результаты исследования указывают на одно из возможных решений данной проблемы использование бадминтона в физическом воспитании студентов. Высказанное положение требует научно-экспериментального обоснования и детального изучения, что служит предметом дальнейших исследований.
Литература:
- Бадминтон. Правила игры и проведения соревнований. М., 2000.
- Андриевская М. В. / Вспомогательный материал для начинающих тренеров и учителей физкультуры, — СПб, 2010.
- Жбанков О. В. / «Специальная и физическая подготовка в бадминтоне» — М.: Изд-во МГТУ им Н. Э. Баумана, 2011.
- Менхин Ю. В. / Физическое воспитание: теория, методика, практика. — М.: СпортАкадемПресс, 2009.
- Погадаев Г. И. / Настольная книга учителя физической культуры. — М.: ФиС, 2008.
- Рыбаков Д. П. Штильман М. И. / Основы спортивного бадминтона. — М.: ФиС, 2010.