Проблема изучения просодики является предметом исследования различных областей научного знания. У дошкольников с дизартрией наравне со звукопроизношением страдают и просодические компоненты. При этом одну из важных ролей играют темп речи и ритм.
Целью статьи является исследование темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с дизартрией. Для исследования темпо-ритма использовалась «Методика исследования просодических компонентов речи» (Е. Ф. Архипова, 2006). В статье подчеркивается значимость логопедической работы, направленной на улучшение темпо-ритмической организации речи у детей.
Ключевые слова: просодическая сторона речи, темпо-ритмическая организация речи, темп речи, ритм речи, дизартрия, дошкольники.
На сегодняшний день актуальной проблемой среди детей дошкольного возраста являются различные нарушения речи, включая проблему дизартрии, которая имеет тенденцию значительно возрастать.
При дизартрии, из-за недостаточной иннервации речевого аппарата, речь детей смазана, малоразборчива, что ведет к нарушениям артикуляции и сопровождается нарушениями речевого дыхания, голосообразования. При этом также страдает просодика.
Дизартрические проявления могут выражаться у детей по-разному, затрагивая при этом различные компоненты речи, в том числе темпо-ритмическую организацию речи, куда входят темп речи и ритм [2, с. 78].
В современной литературе под определением темпо-ритмической стороны речи понимают контролируемую говорящим динамическую систему речи, характеризующуюся устойчивым ритмом в чередовании слогов и без труда варьируемым темпом, соответствующим возрасту ребенка [3, с. 70].
Изучением проблемы просодики, в том числе отдельно темпа и ритма, занимались такие исследователи, как Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Л. И. Белякова, Н. В. Серебрякова и др.
Е. Ф. Архипова особенно выделяла темп речи из всех просодических характеристик, отдавая ему самую важную роль. По ее мнению, возраст, эмоциональное состояние и само высказывание воздействует на то, каким будет темп речи, на возможность его изменять [1, с. 136].
Тема просодики привлекла много исследователей, которые из всех просодических компонентов одну из важных ролей отдавали именно темпо-ритмической организации речи, которая объединяет как дыхание, артикуляцию, так и лексико-грамматические характеристики просодии. Благодаря темпу и ритму речь понятна окружающим, интонирована, эмоциональна, что влияет на коммуникацию между говорящим и слушателем.
Исследование темпо-ритма проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка», г. Советский, Советского р-на (ХМАО). Для исследования было отобрано 8 детей в возрасте 5 лет, которые имеют одинаковое заключение: «ОНР 3 уровня у ребенка с дизартрией». Обследование проводилось с опорой на методику Е. Ф. Архиповой «Исследование просодической стороны речи». Для проведения обследования были выделены два критерия: темп речи и ритм. Исходя из критериев были выделены следующие показатели:
— исследование темпа речи ребенка, его восприятие и воспроизведение;
— исследование восприятия и воспроизведения ритма.
Далее рассмотрим результаты полученные в ходе исследования.
Таблица 1
Сформированность темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с дизартрией
Ребенок |
Темп |
Ритм |
Темпо-ритм |
|||||||||
Нормализация темпа речи |
Восприятие |
Воспроизведение |
Восприятие |
Воспроизведение |
Общий балл |
Уровень |
||||||
балл |
уровень |
балл |
уровень |
балл |
уровень |
балл |
уровень |
балл |
уровень |
|||
1 |
3 |
Выше ср. |
3 |
Выше ср. |
2 |
Средний |
2 |
Средний |
2 |
Средний |
12 |
Выше ср. |
2 |
4 |
Высокий |
2 |
Средний |
2 |
Средний |
1 |
Низкий |
1 |
Низкий |
10 |
Средний |
3 |
3 |
Выше ср. |
3 |
Выше ср. |
3 |
Выше ср. |
2 |
Средний |
2 |
Средний |
13 |
Выше ср. |
4 |
4 |
Высокий |
3 |
Выше ср. |
3 |
Выше ср. |
0 |
Не справился |
2 |
Средний |
12 |
Выше ср. |
5 |
3 |
Выше ср. |
3 |
Выше ср. |
1 |
Низкий |
2 |
Средний |
2 |
Средний |
11 |
Выше ср. |
6 |
3 |
Выше ср. |
2 |
Средний |
2 |
Средний |
1 |
Низкий |
2 |
Средний |
10 |
Средний |
7 |
3 |
Выше ср. |
3 |
Выше ср. |
1 |
Низкий |
0 |
Не справился |
2 |
Средний |
9 |
Средний |
8 |
3 |
Выше ср. |
4 |
Высокий |
2 |
Средний |
2 |
Средний |
2 |
Средний |
13 |
Выше ср. |
Первым было проведено исследование темпа речи. При исследовании способности нормализовать темп речи было выявлено:
— Шесть детей с уровнем выше среднего (3 балла). У детей наблюдается незначительное замедление или ускорение темпа речи. При замедленном темпе — 3–4 слога/сек, при ускоренном — 5–6 слогов/сек.
— Два ребенка с высоким уровнем (4 балла). У данных детей темп речи при исследовании соответствует норме — 4–5 слогов/сек.
При исследовании восприятия темпа речи было выявлено:
— Два ребенка со средним уровнем (2 балла). Дети при выполнении заданий совершали ошибки, путались в выборе нужной карточки, иногда требовалась помощь экспериментатора.
— Пять детей с уровнем выше среднего (3 балла). Дети совершали небольшое количество ошибок, при этом, после повторения предложений, самостоятельно могли их исправить.
— Один ребенок с высоким уровнем (4 балла). Ребенок выполнил задание без единой ошибки, четко слушал инструкции, был внимательным.
При исследовании способности воспроизвести отраженный темп речи было выявлено:
— Два ребенка с низким уровнем (1 балл). Данные дети плохо справились с заданием. При воспроизведении предложений ошибались, не способны сами управлять темпом речи, кому-то требовалось повторение инструкции.
— Четыре ребенка со средним уровнем (2 балла). Дети совершали ошибки при выполнении задания. Темп речи при этом менялся незначительно.
— Два ребенка с уровнем выше среднего (3 балла). Дети совершали незначительные ошибки при выполнении задания, сами могли их исправить. При этом замедлить или ускорить темп, согласно заданию, у детей получалось ни всегда с первой попытки.
Далее было проведено исследование ритма. При исследовании восприятия ритма было выявлено:
— Двое — не справились с заданием. Путались, не могли соотнести услышанный ритмический рисунок с карточками. Один из детей показывал карточки наугад, оба ребенка плохо владеют счётом.
— Два ребенка с низким уровнем (1 балл). Дети совершали ошибки, чаще требовалось помощь взрослого при выполнении заданий, свои ошибки ни один из двух детей не смог исправить самостоятельно.
— Четыре ребенка со средним уровнем (2 балла). Дети выполняют задания с незначительным количеством ошибок, сами могут исправить их в процессе выполнения заданий. Темп выполнения задания чаще замедлен.
При исследовании способности воспроизвести ритм было выявлено:
— Один ребенок с низким уровнем (1 балл). Самостоятельно ребенок не смог воспроизвести ритм, требовалась помощь взрослого и повторение инструкции.
— Семь детей со средним уровнем (2 балла). Повторение ритма осуществлялось с ошибками, кто-то смог исправить их самостоятельно, а кому-то требовалась помощь взрослого.
Подводя итоги по результатам обследования, можно сделать вывод о том, что для дошкольников с дизартрией характерна несформированность темпо-ритмической стороны речи. Детям трудно изменять темп речи, они не могут управлять им в полной мере. Значительные трудности для дошкольников вызывает соотнесение ритмического рисунка с карточкой-символом. Дети путаются и с трудом различают и воспроизводят ритм, не опираясь на зрительное восприятие. Чаще затруднения в восприятии и воспроизведении ритма вызывают наличие пауз и чередование тихих и громких звуков. Из этого следует, что детям дошкольного возраста с дизартрией требуется дальнейшая логопедическая работа, направленная на формирование темпа и ритма. Плодотворные и регулярные занятия с логопедом позволят преодолеть ни только нарушения просодики, улучшить произносительные навыки, но и помогут в преодолении дизартрических проявлений.
Литература:
- Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. — М.: АСТ, 2011. 200 с.
- Корзун Н. В., Борисова-Лосик Н. И. Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией дошкольного возраста // Коррекционные технологии в специальном образовании: сб. науч. Ст. Минск: Изд-во БГУИР, 2004. 112 с.
- Ларина Е. А., Артемьева В. Е. К вопросу о формировании темпо-ритмической организации речи у дошкольников со стертой дизартрией // Педагогический журнал. Хабаровск, 2018. Т. 8. № 5А. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2018–5/32-larina.pdf (дата обращения 15.08.22).
- Филичева Т. Б. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2014. 223 с.: ил.