В статье рассмотрены особенности применения искусственного интеллекта в образовательном процессе на примере чат-ботов.
Ключевые слова: образование, чат-бот, искусственный интеллект, технологии, мотивация.
Стремительное развитие информационных технологий в современном мире не могло не отразиться и на сфере образования. Большее внимание следует уделить применению искусственного интеллекта в образовательном процессе, особенно при изучении иностранного языка. Например, активное использование чат-ботов может способствовать развитию умений как чтения и говорения, так и аудирования посредством общения с ботом не только письменно, но и с помощью голосовых сообщений.
Активное взаимодействие обучающихся с чат-ботом способствует решению двух проблем:
- Преодоление тревоги и неуверенности, которые могут возникнуть у обучающихся из-за страха собственных ошибок, насмешек одноклассников и осуждения учителя. Общение с ботом, напротив, создает комфортную психологическую атмосферу, способствующую повышению эффективности обучения.
- Проблема отсутствия мотивации к изучению иностранного языка. Хотя использование чат-ботов не является чем-то новым в современном мире, однако для сферы образования, во многом еще придерживающейся традиционных методов обучения, это хороший способ заинтересовать обучающихся.
Важно понимать, что на сегодняшний день чат-боты не способны общаться наравне с людьми, их возможности ограничены, однако для тех, у кого нет возможности пообщаться с носителями языка, чат-боты могут стать хорошей альтернативой для языковой практики.
В учебном процессе чат-боты могут выполнять следующие роли:
1) преподаватель;
2) сверстник;
3) обучаемый;
4) мотиватор.
Каждая из этих ролей требует более подробного рассмотрения.
- Роль преподавателя характеризуется многообразием подходов в зависимости от стилей обучения [25]. В некоторых случаях чат-бот может предложить обучающемуся ознакомиться с каким-либо материалом, например, в формате видео, затем следуют вопросы относительно содержания материала [23]. В других случаях чат-бот может использоваться для рефлексии обучающихся по факту уже изученного [29]. Зачастую в чат-боте используются вопросы с множественным выбором, однако могут встречаться и открытые вопросы.
Особенно рекомендуется использование чат-бота при так называемом «сценарном подходе» , или «scenario-based approach» (SBL). Данный подход подразумевает применение интерактивного сценария, в основе которого лежит какая-либо проблема, требующая активного включения обучающихся для ее решения. Такие сценарии, как правило, не имеют единой линии развития сюжета, который меняется в зависимости от ответов обучающихся. Одни из заданий может служить самостоятельное завершение сценария, а также анализ и последующая оценка развития событий. Сценарный подход основывается на принципах ситуативного обучения, предполагающее обучение в контексте [27].
Чат-бот, выступающий в роли преподавателя, способен давать обратную связь после ответа обучающихся, например, она может содержать подсказки, предлагать дополнительные материалы для изучения, а также поддерживать обучающихся в случае правильного или неправильного ответа.
- В роли сверстника чат-бот призваны оказать необходимую помощь обучающимся касательно процесса обучения. Это могут быть практические советы и рекомендации по применению тех или иных образовательных технологий; объяснения сложных для обучающихся терминов и т. д.
Отличительной особенностью данного вида чат-ботов, во многом определяющей их название, является язык общения, который характеризуется неформальным стилем, приближенным к общению сверстников. Это помогает нивелировать трудности, связанные с коммуникативным барьером между преподавателем и обучающимся, и простым языком объяснить трудные для понимания вещи.
- Чат-бот выступает в позиции обучаемого в тех случаях, когда задает обучающемуся какой-либо проблемный вопрос, и обучающийся должен пошагово описать, как решить эту проблему.
- Чат-боты, выступающие в роли мотиватора, задает обучающемуся вопрос и ждет, когда тот даст свой ответ. Затем бот реагирует на ответ обучающегося посредством различных эмоджи, ободряющих фраз, например: «Ты уже многого достиг сегодня».
Применение чат-ботов в образовательном процессе соответствует следующим принципам, в том числе и педагогическим:
- Принцип индивидуализации обучения. Возможность адаптировать чат-боты в соответствии с уровнем знаний и потребностями обучающегося обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику [4]. Согласно исследованиям, было выявлено, что применение чат-ботов с учетом индивидуальных особенностей студентов значительно влияет на эффективность обучения [13].
- Принцип опытного обучения, подразумевает анализ и оценку полученного опыта, а также получение и структурирование знаний посредством погружения в реальную среду [8]. Если говорить об обучении иностранному языку — это ситуация реального общения с чат-ботом, на основе которой обучающиеся получают реальный опыт межкультурного взаимодействия.
- Совместное обучение — это подход, который включает групповую работу обучающихся при выполнении какой-либо задачи либо решении проблемы. Данный подход способен развить не только коммуникативные навыки и критическое мышление у обучающихся, но и научить их выражать мнение и аргументировать его [30]. Для этих целей в структуру чат-бота могут быть включены вопросы открытого типа.
- Аффективный аспект обучения рассматривается как форма обратной связи на действия обучающихся, призванный сохранить интерес к обучению и удержать внимание обучающегося [2]. Такого рода поддержка необходима обучающимся, особенно при решении трудных, проблемных задач, и может способствовать повышения уровня мотивации к обучению.
- Так называемое учение через обучение — это довольно распространенный педагогический подход, который позволяет учится посредством объяснения материала другим [3].
Относительно чат-ботов можно выделить две стадии применения данного подхода:
1) на первой стадии студенты выступают в роли учителя, которые, благодаря своим ответам и обратной связи, обучают бота взаимодействовать с ними [18];
2) на втором этапе чат-бот начинает задавать обучающимся вопросы различного уровня сложности, затем моделирует процесс обучения на основе ответов обучающихся [16].
- Термин «скарфолдинг» описывает сразу несколько образовательных подходов, направленных на постепенное улучшение понимание материала и, как следствие, повышение эффективности обучения, а также ориентированных на большую самостоятельность и независимость обучающихся в учебном процессе [34]. Преподаватель также участвует в процессе обучения и оказывает поддержку обучающимся, но лишь в тех случаях, когда они не могут справиться без помощи преподавателя [19]. Чат-бот, например, может давать рекомендации обучающимся, когда это необходимо.
Таким образом, в результате исследования был выявлен ряд преимуществ, согласно которым применение чат-ботов в процессе обучения может решить некоторые трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся, а широкий спектр ролей, в которых может выступать чат-бот, позволяет адаптировать учебный процесс в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся, а также уровнем их успеваемости.
Литература:
- Alobaidi, O.G, Crockett, K.A, O’Shea, J.D, & Jarad, T.M (2013). Abdullah: An intelligent arabic conversational tutoring system for modern islamic education. In Proceedings ofthe world congress on engineering, Vol. 2.
- Ayedoun, E., Hayashi, Y., & Seta, K. (2017). Communication strategies and affective back channels for conversational agents to enhance learners’ willingnessto communicate in a second language. In International conference on artificial intelligence in education (pp. 459–462).
- Chase, C.C, Chin, D.B, Oppezzo, M.A, & Schwartz, D.L (2009). Teachable agents and the protégé effect: Increasing the effort towards learning. Journal of Science Education and Technology, 18(4), 334–352.
- Clarizia, F., Colace, F., Lombardi, M., Pascale, F., & Santaniello, D. (2018). Chatbot: An education support system for student. In International symposium on cyberspace safety and security (pp. 291–302).
- Coronado, M., Iglesias, C.A., Carrera, Á., & Mardomingo, A. (2018). A cognitive assistant for learning java featuring social dialogue. International Journal of Human-Computer Studies, 117, 55–67.
- D’mello, S., & Graesser, A. (2013). Autotutor and affective autotutor: Learning by talking with cognitively and emotionally intelligent computers that talk back. ACM Transactions on Interactive Intelligent Systems (TiiS), 2 (4), 1–39.
- da Silva Oliveira, J., Espíndola, D.B., Barwaldt, R., Ribeiro, L.M., & Pias, M. (2019). Ibm watson application as faq assistant about moodle. In 2019 ieee frontiers in education conference (FIE) (pp. 1–8).
- Felicia, P. (2011). Handbook of research on improving learning and motivation through educational games: Multidisciplinary approaches: Multidisciplinary approaches. iGi Global.
- Fryer, L.K, Ainley, M., Thompson, A., Gibson, A., & Sherlock, Z. (2017). Stimulating and sustaining interest in a language course: An experimental comparison of chatbot and human task partners. Computers in Human Behavior, 75, 461–468.
- Griol, D., Baena, I., Molina, J.M., & de Miguel, A.S. (2014). A multimodal conversational agent for personalized language learning. In Ambient intelligence-software and applications (pp. 13–21). Springer.
- Hayashi, Y. (2013). Learner-support agents for collaborative interaction: A study on affect and communication channels.
- Janati, S.E., Maach, A., & Ghanami, D.E. (2020). Adaptive e-learning ai-powered chatbot based on multimedia indexing. International Journal of Advanced Computer Science and Applications 11(12). Retrieved from https://doi.org/10.14569/IJACSA.2020.0111238.
- Kester, L., Kirschner, P.A, & Van Merriënboer, J.J. (2005). The management of cognitive load during complex cognitive skill acquisition by means of computer-simulated problem solving. British Journal of Educational Psychology, 75(1), 71–85.
- Klüwer, T. (2011). “i like your shirt”-dialogue acts for enabling socialtalk in conversational agents. In International workshop on intelligent virtual agents (pp. 14–27).
- Latham, A., Crockett, K., McLean, D., & Edmonds, B. (2011). Oscar: an intelligent adaptive conversational agent tutoring system. In KES international symposium on agent and multi-agent systems: technologies and applications (pp. 563–572).
- Law, E., Baghaei Ravari, P., Chhibber, N., Kulic, D., Lin, S., Pantasdo, K.D, Ceha, J., Suh, S., & Dillen, N. (2020). Curiosity notebook: A platform for learning by teaching conversational agents. In Extended Abstracts of the 2020 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems (pp. 1–9).
- Lee, L.-K., Fung, Y.-C., Pun, Y.-W., Wong, K.-K., Yu, M.T.-Y., & Wu, N.-I. (2020). Using a multiplatform chatbot as an onlinetutor in a university course. In 2020 international symposium on educational technology (ISET) (pp. 53–56). IEEE.
- Matsuda, N., Yarzebinski, E., Keiser, V., Raizada, R., Cohen, W.W, Stylianides, G.J, & Koedinger, K.R (2013). Cognitive anatomy of tutor learning: Lessons learned with simstudent. Journal of Educational Psychology, 105(4), 1152.
- Maybin, J., Mercer, N., & Stierer, B. (1992). Scaffolding learning in the classroom. Thinking voices: The work ofthe national oracy project 186–195.
- Mellado-Silva, R., Faúndez-Ugalde, A., & Blanco-Lobos, M. (2020). Effective learning of tax regulations using different chatbot techniques.
- Mendez, S., Johanson, K., Martin Conley, V., Gosha, K., A Mack, N., Haynes, C., & A Gerhardt, R. (2020). Chatbots: Atoolto supplementthe future faculty mentoring of doctoral engineering students. International Journal of Doctoral Studies 15.
- Ondáš, S., Pleva, M., & Hládek, D. (2019). How chatbots can be involved in the education process. In 2019 17th international conference on emerging elearning technologies and applications (ICETA) (pp. 575–580).
- Qin, C., Huang, W., & Hew, K.F. (2020). Usingthe community of inquiry framework to develop an educational chatbot: lesson learned from a mobile instant messaging learning environment. In Proceedings of the 28th international conference on computers in education.
- Redondo-Hernández, A., & Pérez-Marín, D. (2011). Aprocedureto automatically adapt questions in student–pedagogic conversational agent dialogues. In International conference on user modeling, adaptation, and personalization (pp. 122–134).
- Rodrigo, M. M. T, Baker, R.S., Agapito, J., Nabos, J., Repalam, M.C., Reyes, S.S, & San Pedro, M. O. C. (2012). The effects of an interactive software agent on student affective dynamics while using; an intelligent tutoring system. IEEE Transactions on Affective Computing, 3(2), 224–236.
- Ruan, S., Jiang, L., Xu, Q., Liu, Z., Davis, G.M, Brunskill, E., & Landay, J.A. (2021). Englishbot: An ai-powered conversational system for second language learning. In 26th international conference on intelligent user interfaces (pp. 434–444).
- SCENARIO-BASED LEARNING // Massey University URL: https://www.massey.ac.nz/massey/fms/AVC %20Academic/Teaching %20and %20Learning %20Cenrtres/Scenario-based-learning.pdf (дата обращения: 20.10.2022).
- Schouten, D.G., Venneker, F., Bosse, T., Neerincx, M.A, & Cremers, A.H. (2017). A digital coach that provides affective and social learning support to low-literate learners. IEEE Transactions on Learning Technologies, 11 (1), 67–80.
- Song, D., Oh, E.Y., & Rice, M. (2017). Interacting with a conversational agent system for educational purposes in online courses. In 2017 10th international conference on human system interactions (HSI) (pp. 78–82). IEEE.
- Tegos, S., Demetriadis, S., & Karakostas, A. (2015). Promoting academically productive talk with conversational agent interventions in collaborative learning settings. Computers & Education, 87, 309–325.
- Tegos, S., Demetriadis, S., & Tsiatsos, T. (2014). A configurable conversational agent to trigger students’ productive dialogue: a pilot study in the call domain. International Journal of Artificial Intelligence in Education, 24(1), 62–91.
- Verleger, M., & Pembridge, J. (2018). Apilot study integrating an ai-driven chatbot in an introductory programming course. In 2018 ieee frontiers in education conference (FIE) (pp. 1–4).
- Wambsganss, T., Winkler, R., Söllner, M., & Leimeister, J. M. (2020). A conversational agent to improve response quality in course evaluations. In Extended Abstracts of the 2020 CHI conference on human factors in computing systems (pp. 1–9).
- West, A., Swanson, J., & Lipscomb, L. (2017). Ch. 11 scaffolding. Instructional methods, strategies and technologies to meet the needs of all learners.
- Winkler, R., Hobert, S., Salovaara, A., Söllner, M., & Leimeister, Jan Marco (2020). Sara, the lecturer: Improving learning in online education with a scaffolding-based conversational agent. In Proceedings of the 2020 CHI conference on human factors in computing systems (pp. 1–14).