Методические рекомендации для педагога по вовлечению родителей обучающихся в формирование организационной культуры школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 24.11.2022

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Пустыльник, З. С. Методические рекомендации для педагога по вовлечению родителей обучающихся в формирование организационной культуры школы / З. С. Пустыльник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 420-422. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96764/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье дается определение понятия организационной культуры школы. На основании результатов исследования даны методические рекомендации для учителей по привлечению родителей обучающихся к формированию организационной культуры школы.

Ключевые слова: родители, вовлечение, формирование, организационная культура школы.

Теории управления и развития организационной культуры широко исследованы, но вопрос вовлечения родителей в развитие организационной культуры школы подробно не изучался, что делает нашу тему актуальной для изучения.

В современной педагогической литературе существует множество определений «организационной культуры». Рассмотрим основные из них:

Организационная культура — явление, включающее специфические нормы и ценности, а также типичные модели поведения, установленные и наблюдаемые в организации, без каких-либо записей (К. Фрайлингер и И. Фишер) [2].

Организационная культура — это система фундаментальных установок, которые группа или организация приобретает в процессе своего функционирования, адаптации к внешней среде и внутренней интеграции (E. Шейн) [3].

Организационная культура — это система убеждений, поведенческих норм, установок и ценностей, тех неписаных правил, которые определяют, как люди должны работать и вести себя в данной организации (М. И. Магура) [1].

Как мы видим, единого взгляда на понятие «организационная культура» не существует. Организационная культура конкретной школы показывает, что принято в этой школе, какой стиль управления преобладает. Руководителям, сотрудникам, ученикам и их родителям важно знать и понимать тип организационной культуры, существующей в школе.

На организационную культуру школы влияют следующие факторы:

— внешние — национальная специфика, традиции, экономические реалии, господствующая в обществе культура, принадлежность к той или иной сфере деятельности и др.

— внутренние — личность и общий уровень культуры руководителя, педагоги, учеников и их родителей и др.. [1].

Внешние проявления организационной культуры и внутренние проявления организационной культуры взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Вопрос формирования организационной культуры общеобразовательных учреждений становится все более актуальным. В связи с этим важным условием изменения организационной культуры школы является развитие работы, направленной на взаимодействие с потребителями (учениками и родителями) и установление тесных связей с родителями.

Успех и процветание организации во многом зависит от того, как клиент воспринимает учреждение и его персонал, насколько востребованы предоставляемые им услуги и как учитываются потребности современного общества.

Однако результаты исследования вовлечения родителей в процесс формирования организационной культуры школы, проводимые нами с января по май 2022 г., показывают, что родители недостаточно вовлечены в организационную культуру школы.

Из-за быстрого темпа жизни, слабо развитой инфраструктуры психолого-педагогического просвещения родителей, семьи обучающихся в большинстве своем не знают о новых методах и формах обучения, современных тенденциях в образовании, его целях и задачах. Учителя могут рассчитывать на максимальную реализацию своих идей только в том случае, если они пользуются поддержкой семей своих учеников.

Необходимо разработать и использовать методические рекомендации для учителей по привлечению родителей учеников к формированию организационной культуры школы.

Администрация в работе с педагогами, классными руководителями может ориентироваться на следующие способы активизации деятельности учителей:

  1. Обучение и тренинги, связанные со специальной подготовкой сотрудников.
  2. Совместный обмен мнениями и выработка общей стратегии работы с родителями.
  3. Консультирование педагогов специально подготовлены специалистами (вузовскими работниками).
  4. Систематически проводить программы повышения квалификации сотрудников, стимулировать, поддерживать сотрудников в получении новых психолого-педагогических знаний.

Для того чтобы привлечь родителей обучающихся к формированию организационной культуры школы, можно предложить следующие принципы, на которые необходимо обратить особое внимание:

  1. Вовлеченность: для вовлечения родителей в процесс формирования организационной культуры школы рекомендуется в первую очередь повысить их общую заинтересованность в работе образовательного учреждения.
  2. Осведомленность: учителя должны знакомить родителей с новыми подходами к обучению и воспитанию детей.
  3. Понимание: учителям необходимо информировать родителей о текущих школьных проблемах [3].

Для того чтобы привлечь родителей учеников к формированию организационной культуры школы, мы предлагаем:

  1. Совершенствование информационных площадок образовательной организации. Необходимо отображать информацию в современном виде, ориентированном на различные демографические и социальные группы.
  2. Убедиться, что родители знают, как работает школьный сайт, какие аккаунты в социальных сетях есть у школы, и знают, где искать интересующую их информацию.
  3. Классному руководителю предлагать учащимся индивидуальные или групповые задания, в ходе выполнения которых обучающиеся должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.
  4. Участие родителей в разработке бренда школы, совершенствовании имиджа образовательной организации;
  5. Участие родителей в совершенствовании бытовой атмосферы классов, где учатся их дети;
  6. Организовать неформальные встречи родителей, детей и педагогов (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные соревнования, выставки и др.).

Для этого при подготовке и проведении мероприятий по вовлечению родителей необходимо придерживаться следующего алгоритма.

— тема и формат встречи с родителями определяется нуждами и потребностями родителей;

— устанавливаются лица ответственные за проведение данного мероприятия;

— согласование возможных дней посещения мероприятия родителями;

— составление подробного плана или программы;

— реализация мероприятия.

  1. Вовлекать родителей в деятельность и жизнь класса, в оформление интерьера классной комнаты.
  2. Обеспечить обратную связь посредством анкет и т. д., чтобы понять восприятие родителями полезности проводимых собраний, мероприятий и др.

Организация взаимодействия с семьями — сложная задача, для которой не существует готовых методик. Ее успех зависит от интуиции, инициативы и терпения учителя, а также от его способности быть профессиональным помощником для семьи. Грамотное использование разработанных методических рекомендаций по вовлечению родителей обучающихся педагогами развивает организационную культуру школы.

Литература:

  1. Магура, М. И., Курбатова М. Б. Организация обучения персонала компании: учебное пособие. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007. — 244 с.
  2. Фрайлингер, К., Фишер И. Управление изменениями в организации: учебное пособие. — М.: Книгописная палата, 2006. — 264 с.
  3. Шейн, Э. Г. Организационная культура и лидерство: учебник. — Издательство «Питер», 2011. — 278 с.
Основные термины (генерируются автоматически): организационная культура школы, организационная культура, родитель, вовлечение родителей, образовательная организация, процесс формирования, участие родителей, учитель, формирование, школа.


Похожие статьи

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Использование метода анкетирования для изучения уровня вовлеченности родителей учащихся в процесс формирования организационной культуры школы

В статье описывается исследование уровня вовлечения родителей учащихся в процесс формирования организационной культуры школы. Для получения данных использовался метод анкетирования. Опрос проводился среди педагогов и родителей ГБОУ «Школа № 463» г. М...

Методическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников

В статье обоснована методическая работа, образующая благоприятную среду для эффективного формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте, которое зависит от мотивов, побуждающих ребенка к учению, отношения детей к учению на протяжении м...

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Факторы развития учебной мотивации обучающихся профессиональных образовательных организаций

В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на развитие учебной мотивации. Роль педагогов, использование современных технологий, правильная организация учебного процесса и применение методик, которые подходят для разных категорий обучающихся ...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе

В статье предпринята попытка проанализировать актуальные потребности и состояние методического сопровождения педагогов общеобразовательного учреждения, реализующих основы патриотического воспитания в современной школе. Проанализирована нормативно-пра...

Похожие статьи

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Использование метода анкетирования для изучения уровня вовлеченности родителей учащихся в процесс формирования организационной культуры школы

В статье описывается исследование уровня вовлечения родителей учащихся в процесс формирования организационной культуры школы. Для получения данных использовался метод анкетирования. Опрос проводился среди педагогов и родителей ГБОУ «Школа № 463» г. М...

Методическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников

В статье обоснована методическая работа, образующая благоприятную среду для эффективного формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте, которое зависит от мотивов, побуждающих ребенка к учению, отношения детей к учению на протяжении м...

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профе...

Факторы развития учебной мотивации обучающихся профессиональных образовательных организаций

В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на развитие учебной мотивации. Роль педагогов, использование современных технологий, правильная организация учебного процесса и применение методик, которые подходят для разных категорий обучающихся ...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе

В статье предпринята попытка проанализировать актуальные потребности и состояние методического сопровождения педагогов общеобразовательного учреждения, реализующих основы патриотического воспитания в современной школе. Проанализирована нормативно-пра...

Задать вопрос