Трансформация системы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 25.11.2022

Статья просмотрена: 408 раз

Библиографическое описание:

Аликеева, Л. В. Трансформация системы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в современной России / Л. В. Аликеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96783/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье анализируются новые механизмы взаимодействия между гражданским обществом и властью, а также основные проблемы. Рассмотрены основные направления взаимодействия и возможности для конструктивного диалога гражданского общества и государства.

Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, общественный контроль, взаимодействие.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время наблюдается рост запросов на отстаивание своих интересов со стороны общественных некоммерческих организаций, за несколько лет появились и окрепли новые гражданские сообщества с активной жизненной позицией. Большинству общественных организаций требуется в той или иной форме взаимодействовать с органами государственной власти.

Взаимоотношения общества и государства претерпели серьезные изменения, значительным стимулом для развития общественно-государственного диалога явились события 2020 года. Наблюдается переход к модели партнерства при решении наиболее социально чувствительных проблем, активное привлечение государством структур гражданского общества к выработке и согласованию государственных решений. Новые идеи, опыт, ресурсы, знания, взгляд со стороны приобретают ценность для государства, столкнувшегося с серьезными вызовами, связанными с пандемией коронавируса и ее социально-экономическими последствиями.

Глубокое осознание ценности диалога с обществом прослеживается в действиях Президента Российской Федерации.

Новая парадигма взаимодействия власти с гражданским обществом задана встречами, которые регулярно проводит Президент России с общественностью, и обсуждаемыми на этих встречах вопросами и проблемами. В ходе таких встреч происходит обмен мнениями, формируются предложения, которые затем становятся поручениями Президента, воплощаются в принятые решения. Открытость Президента к диалогу задает соответствующую планку для всех уровней власти, способствуя формированию у них запроса на участие институтов гражданского общества на всех стадиях выработки и реализации решений.

Рассмотрим сущность гражданского общества с точки зрения терминологии. Одним из основных общепринятых определений гражданского общества можно назвать следующее «гражданским обществом можно считать сферу самостоятельного проявления гражданского правосознания свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, которые ограждены соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти».

В соответствии с Конституцией РФ гражданское общество — общество, в котором гарантируется реализация прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

Часто у активных граждан нет опыта прямого и конструктивного диалога с властями. В этих условиях общественные палаты и советы получают шанс для более интенсивного развития — как дискуссионные площадки, на которых обсуждаются и согласовываются позиции сторон по спорным вопросам. В идеале, такие институты-посредники должны становиться постоянно действующим интерактивным каналом передачи в высшие органы власти информации о том, что действительно волнует граждан на местах. Таким путем они могут обеспечить постоянное и деятельное участие граждан в обсуждении решений, способствовать созданию механизмов соуправления.

Среди наиболее активных институтов гражданского общества можно назвать различные общественные, некоммерческие, музыкальные, спортивные организации.

В рамках современных реалий, наиболее эффективным механизмом взаимодействия гражданского общества в России с момента начала СВО можно назвать публикации на острые темы в общественных и новостных Телеграм-каналах. Подобные публикации о сборе средств для помощи мобилизованным, о проблемах в подготовке и материальном обеспечении мобилизованных крайне обострились с объявлением частичной мобилизации в сентябре 2022 года. Реакция органов власти, в чьей зоне ответственности были общественно обсуждаемые вопросы, наблюдалась очень быстрая.

О значимости данного механизма взаимодействия говорит назначение 17 ноября 2022 года в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека военкора «Комсомольской правды Александра Коца, активно ведущего популярный телеграм-канал https://t.me/sashakots.

Вообще, в настоящее время многие политические и общественные деятели говорят о «рождении» или «пробуждении» нового гражданского общества в России, такого, «какое оно должно было быть».

К примеру, телеграм канал «Брекотин» (https://t.me/brekotins) отмечает, что «Гражданское общество России все больше продолжает сплачиваться в борьбе за будущее России. Мы начинаем объединяться, чтобы помочь освобожденным территориям. Неравнодушные люди поддерживают не только военных, но и детей. Дети — наше будущее! Появились волонтерские группы, объединяющие разные группы и ресурсы помощи военным и гражданским. Например, https://vsedlyapobedy.ru, объединивший такие ресурсы, как «ZOV Все для победы» и «Родина мать зовет. Помощь детям».

Как хороший пример, можно привести взаимодействие врио губернатора Пензенской области Олега Мельниченко с гражданским обществом. По его инициативе был создан Совет при Губернаторе по развитию гражданского общества.

При разработке Стратегии развития Пензенской области он предложил и начал использовать различные публичные площадки для обсуждения актуальных региональных вопросов и с экспертами, и с рядовыми гражданами.

Представители общественных организаций Пензенской области положительно отнеслись к инициативе властей и считают, что роль института гражданского общества в социально-экономическом развитии области и реализации национальных проектов важна, так как именно общественники поднимают самые актуальные и острые вопросы. Г. Н. Селина отметила, что «Совет при губернаторе Пензенской области по развитию гражданского общества это очень хорошая инициатива властей. Такой Совет принесет много пользы органам власти, так как именно к общественникам обращаются граждане за решением своих проблем, и именно общественники смогут сформировать общественное мнение донеся эти проблемы до губернатора и решая эти проблемы во взаимодействии с властью. Когда общественники и органы власти работают сообща над решением проблемы, тогда и управленческие решения получаются на благо людей».

В Республике Башкортостан также поднимаются вопросы взаимодействия гражданского общества и органов государственной власти.

«Буду признателен, если деятельность Общественной палаты будет острой, прямой, открытой, для того, чтобы палата могла стать еще одной общественной площадкой, где мы могли бы без обиняков обсуждать все вопросы, говорить о проблемах и их решениях, помогать нашим людям», — отметил Радий Хабиров на заседании Общественной палаты РБ.

Острой темой в работе Общественной палаты Республики Башкортостан является помощь мобилизованным гражданам.

Также среди актуальных вопросов можно назвать: обсуждение значения показателей эффективности реализации государственного (муниципального) социального заказа; возможности развития соцпредпринимательства на селе; обсуждение качества жизни населения в рамках форума «БлагоСостояние#Дома»; распространение опыта Башкортостана по промежуточным результатам апробации 189-ФЗ о государственном социальном заказе; опыт развития негосударственного сектора в оказании социальных услуг; утвержден План взаимодействия в 2022 году с рабочей группой по организации оказания госуслуг в соцсфере на территории РБ при апробации 189-ФЗ и т. д.

В целом, в соответствии с общественным мнением, можно утверждать о том, что эффективность взаимодействия гражданского общества и государства увеличилась значительно, на мнения общественных организаций, движений, органы государственной власти реагируют намного быстрее. Общественные организации проявляют патриотическую направленность и действуют очень активно.

Литература:

  1. О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (с изменениями на 19 февраля 2021 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 6, 07.02.2011, ст.852
  2. План взаимодействия Общественной палаты РБ с Межведомственной рабочей группой по организации оказания государственных услуг в социальной сфере на территории РБ при апробации на территории РБ Федерального закона от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»
  3. В Пензенской области создан Совет при Губернаторе по развитию гражданского общества // https://expert-club.online/news/v-penzenskoy-oblasti-sozdan-sovet-pri-gubernatore-po-razvitiyu-grazhdanskogo-obshchestva
  4. Диалог гражданского общества и власти: смена парадигмы // https://report2020.oprf.ru/1/index.html
Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, государственная власть, Пензенская область, проблема, Россия, ZOV, конструктивный диалог, Общественная палата, общественное мнение, Российская Федерация.


Похожие статьи

Вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и государства (на примере общественных объединений)

В статье автор рассматривает правовые аспекты взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Рассмотрено значение общественных объединений в системе взаимодействия гражданского общества и органов власти, в том числе на региональном ур...

Место и роль гражданского общества в процессе политической модернизации России

В статье рассматриваются вопросы, связанные с расширением социально-политических факторов модернизации в современной России. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с влиянием гражданского общества на политическую модернизацию страны.

Положительный опыт функционирования системы общественного контроля органов государственной власти

В статье автор анализирует положительный опыт функционирования системы общественного контроля над органами государственной власти в зарубежных государствах.

Роль СМИ в формировании гражданского общества

В статье рассматриваются проблема значения свободных СМИ для развития гражданского общества. Целью статьи является отразить важность института СМИ для гармоничного функционирования общества, а также выявить современные тенденции доверия к СМИ.

Роль общественных организаций в реализации социальных прав граждан

Современный этап развития российского государства диктует необходимость участия гражданского общества в обеспечении защиты прав и свобод граждан. В данной статье автор рассматривает институт общественных организаций в качестве важнейшей составляющей ...

Правовая культура как один из факторов становления и развития правового государства

Несмотря на изученность проблемы правовой культуры в государстве, остаются до конца не исследованными вопросы взаимосвязи правовой культуры и правового государства, воздействия правовой культуры на процесс становления и функционирования правового гос...

Информационная открытость органов власти в концепции государственного PR

Статья посвящена идентификации положения феномена информационной открытости органов государственной власти в концептуальных координатах теории связей с общественностью, в частности — государственного PR. Рассматриваются проблемы функциональных послед...

Политическая культура и модернизация общества: специфика трансформационных процессов в современной России

В работе анализируются основные факторы, сдерживающие процессы социально-политической модернизации современной России. Определяется роль политической культуры и ее компонентов, в частности традиционных, в процессе реализации и закрепления результатов...

Цифровизация государственного и муниципального управления как процесс повышения открытости органов власти

В данной статье автор описывает процесс цифровизации государственного и муниципального управления, как способ повышения уровня информационной открытости органов власти. Даётся определение информационной открытости и его место в академическом дискурсе...

К вопросу о принципах и функциях социального государства

В статье проанализированы и обобщены теоретические аспекты проблемы социального государства, связанные с его принципами и функциями на современном этапе развития демократии в России и за рубежом.

Похожие статьи

Вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и государства (на примере общественных объединений)

В статье автор рассматривает правовые аспекты взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Рассмотрено значение общественных объединений в системе взаимодействия гражданского общества и органов власти, в том числе на региональном ур...

Место и роль гражданского общества в процессе политической модернизации России

В статье рассматриваются вопросы, связанные с расширением социально-политических факторов модернизации в современной России. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с влиянием гражданского общества на политическую модернизацию страны.

Положительный опыт функционирования системы общественного контроля органов государственной власти

В статье автор анализирует положительный опыт функционирования системы общественного контроля над органами государственной власти в зарубежных государствах.

Роль СМИ в формировании гражданского общества

В статье рассматриваются проблема значения свободных СМИ для развития гражданского общества. Целью статьи является отразить важность института СМИ для гармоничного функционирования общества, а также выявить современные тенденции доверия к СМИ.

Роль общественных организаций в реализации социальных прав граждан

Современный этап развития российского государства диктует необходимость участия гражданского общества в обеспечении защиты прав и свобод граждан. В данной статье автор рассматривает институт общественных организаций в качестве важнейшей составляющей ...

Правовая культура как один из факторов становления и развития правового государства

Несмотря на изученность проблемы правовой культуры в государстве, остаются до конца не исследованными вопросы взаимосвязи правовой культуры и правового государства, воздействия правовой культуры на процесс становления и функционирования правового гос...

Информационная открытость органов власти в концепции государственного PR

Статья посвящена идентификации положения феномена информационной открытости органов государственной власти в концептуальных координатах теории связей с общественностью, в частности — государственного PR. Рассматриваются проблемы функциональных послед...

Политическая культура и модернизация общества: специфика трансформационных процессов в современной России

В работе анализируются основные факторы, сдерживающие процессы социально-политической модернизации современной России. Определяется роль политической культуры и ее компонентов, в частности традиционных, в процессе реализации и закрепления результатов...

Цифровизация государственного и муниципального управления как процесс повышения открытости органов власти

В данной статье автор описывает процесс цифровизации государственного и муниципального управления, как способ повышения уровня информационной открытости органов власти. Даётся определение информационной открытости и его место в академическом дискурсе...

К вопросу о принципах и функциях социального государства

В статье проанализированы и обобщены теоретические аспекты проблемы социального государства, связанные с его принципами и функциями на современном этапе развития демократии в России и за рубежом.

Задать вопрос