Электронное правительство как инструмент трансформации государственного управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 28.11.2022

Статья просмотрена: 309 раз

Библиографическое описание:

Вирцев, А. М. Электронное правительство как инструмент трансформации государственного управления / А. М. Вирцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 366-372. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96789/ (дата обращения: 18.12.2024).



Под концептом «электронное правительство» ключевым образом понимается информатизация работы органов государственной власти и местного самоуправления, а еще взаимодействие обозначенных органов с социумом при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: электронное правительство, информационно-коммуникационные технологии, государственные услуги, политическое управление.

Государственные услуги имеют собственную специфику, отличающую их от предложений платных организаций. Главная задача хозяйствующих субъектов — это извлечение выгоды. В соответствии с этим, направление предложенных платных организаций, метод их предоставления, ориентируется финансовой необходимостью. Предложения государственных организаций имеют общественное оглавление и, в конечном результате, предусмотрены для минимизации потерь общественного взаимодействия и обеспечения обычного функционирования социальной системы.

Одним из ведущих направлений реформирования оказания государственных услуг обществу считается законодательное укрепление обязательности их предоставления в электронной форме, в случае если это не запрещается законодательством. Значимость электронных государственных услуг для модернизации системы взаимодействия государственного аппарата с общественностью непросто переоценить. Надобность обеспечения предоставления государственных услуг в электронной форме учтена целым рядом нормативных и программных документов, одобренных Президентом РФ и Правительством РФ.

На мой взгляд, видится собственно, что электронные государственные услуги имеют главный смысл в электронном правительстве. В качестве доказательства этого заключения, возможно, привести некоторое количество примеров определений электронного правительства в официальных российских и иностранных документах правового и аналитического характера.

Электронные технологии дают возможность сделать государственные услуги не только более доступными и быстрыми для заявителей, но и персонифицированными, адресными, учитывающими потребности граждан и бизнеса. Учет необходимости заявителей гарантируется за счет использования огромных массивов сохраненных данных о заявителях, собранных органами государственной власти.

Властные органы уделяют пристальную заботу вопросу подъема числа и качества государственных услуг, предоставляемых в электронной форме. Основным информационным ресурсом, обеспечивающим возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме в РФ, является Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Число зарегистрированных пользователей портала Госуслуг

Рис. 1.Число зарегистрированных пользователей портала Госуслуг

Из 135 млн. учетных записей 78,5 млн. записей имеют статус подтвержденных.

Уровень обратной связи граждан также растет. По данным информационно-аналитической системы мониторинга качества государственных услуг, число оцененных государственных услуг за период 2019–2020 гг. возросло в 1,8 раза. Также замечен активный рост количества оставленных отзывов о предоставленных государственных услугах, если в 2014 их количество составляло 1100 отзывов в год, то в 2020 году — 89,5 тыс. отзывов.

В 2017 году была принята «Стратегия развития информационного общества Российской Федерации на 2017–2030 гг».. В ней выделены цели, задачи и меры осуществления политики нашей страны в области применения информационных технологий, которые направлены на формирование и развитие информационного общества, национальной цифровой экономики и реализацию стратегических национальных приоритетов [4].

Принципы и элементы создания цифрового государства

Рис. 2.Принципы и элементы создания цифрового государства

Технологии с каждым годом дают все больше возможностей. Материальное основание электронного правительства: «цифровые транзакции в 50 раз дешевле живой коммуникации двух людей, в 20 раз дешевле телефонной и в 30 раз дешевле почтовой» [5].

Интересным направлением увеличение производительности при внедрении электронных технологий в сферу предоставления государственных услуг является привлечение платных фирм к данным проектам.

Привлечение коммерческих организаций к проектам в сфере электронного правительства позволит сократить бюджетные расходы и ускорить развитие электронного правительства, благодаря активности экономически заинтересованных организаций. Исследователи отмечают, что преимуществами государственно-частного партнерства в сфере электронного правительства являются «увеличение темпов распространения услуг электронного правительства, использование более совершенных технологий, улучшение качества оказания услуг и повышение удовлетворенности клиентов» [6].

Вследствие чего, возможно именовать надлежащие обстоятельства особо нужными для становления электронных государственных услуг. Для начала, передача государственных услуг в электронной форме подразумевает присутствие соответственной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и высокоскоростного доступа к сети. Во-вторых, нужно гарантировать необходимую степень компьютерной грамотности, как государственных служащих, например, так и населения. В-третьих, информирование и популяризация электронных услуг должны стать обязательными атрибутами государственной политики в данной сфере. В-четвертых, нужно образовать адекватную институциональную среду, охватывая нормативную базу и структуры государственных органов, обеспечивающих управление развитием сферы электронных государственных услуг. В-пятых, перевод государственных услуг в электронную форму обязан стать частью единого процесса реформирования государственного аппарата, учитывающую, в том числе не информатизацию существующих процедур предоставления государственных услуг, а их оптимизацию, исключающую лишние притязания и дублирование процессов.

Предпосылкой акцентирования электронных государственных услуг при определении содержания электронного правительства, по нашему мнению, считается значительный смысл государственных услуг в системе взаимодействия власти и общества.

Общество и фирмы зачастую всего обращаются в государственные структуры как раз для получения разного вида государственных услуг, сфера оказания услуг жителям является одним из главных указателей отношения власти к социуму и создает у общества представление о легитимности и эффективности государственной власти. Целью возведения электронного правительства, тем более на исходных шагах его развития, считалось внедрение информационно-коммуникационных технологий для минимизации потерь взаимодействия людей с бюрократическим аппаратом. Обозначенное взаимодействие в значимой степени сводится к сфере предложения государственных услуг.

Российская платформа электронного правительства

Рис. 3.Российская платформа электронного правительства

На портале пользователям доступно 968 федеральных госуслуг. Самым известным предложением считается передача информации о наличии налоговой и судебной задолженностей, состоянии лицевого счета в Пенсионном фонде России. Предложения по регистрации транспортных средств, постановке на учет и зачислению детей в дошкольные образовательные учреждения, оформлению водительских удостоверений, загранпаспорта и регистрации по месту жительства и пребывания. Обнаружено увеличение платежей, совершенных через предложенный портал.

Совместно с тем, что не обращая внимание значительную долгосрочную экономию денежных расходов общества и государственных структур, связанную с переводом государственных услуг в электронную форму, необходимость предоставленной направленности электронного правительства содержит не только денежное выражение. В исследовательских работах верно отмечается общественный нрав предоставления электронных правительственных услуг и подчеркивается, что «оценить достигнутые результаты только с точки зрения финансовой эффективности практически невозможно» [3].

Статистика оценки государственных услуг

Рис. 4.Статистика оценки государственных услуг

Вероятность оценки обществом качества электронных государственных услуг в России зафиксирована на уровне нормативных правовых актов Правительства России.

Согласно пункту 2 Требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236) [1] при предоставлении услуг в электронной форме заявителю обеспечивается осуществление оценки качества предоставления услуги. Соответствующие правила оценки утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1284 [2]. Как видно из наименования предоставленного документа, итоги оценки качества предоставления государственных услуг применяются для реализации решений о преждевременном прекращении выполнения руководителями своих должностных обязанностей.

Таким образом, электронное правительство дает возможность увеличить качество предоставления государственных услуг при помощи увеличения скорости информационного обмена и автоматизации процессов обработки информации, собственно, что приводит к уменьшению сроков оказания услуг, исключению лишних административных процедур, понижению денежных потерь людьми и государственных структур. Передача государственных услуг в электронной форме способствует подъему производительности политического управления благодаря формированию атмосферы доверия к власти. Электронные государственные услуги считаются атрибутом передовой и действенной страны.

Следовательно, публичность государственных органов, гарантирование доступа людей к материалам о деятельности государственных органов, привлечение народа посредством открытия каналов коммуникации в процессы выработки и реализации решений органами публичной власти, принято рассматривать как атрибуты современного демократического государства. При этом, по мнению Кулика А. Н., концепция делиберативной демократии «получила второе дыхание» именно с активным внедрением информационных и коммуникационных технологий в сферу взаимоотношений власти и общества [7].

Исследователи отмечают также, что «в современной России в сфере публичной политики появляются отдельные элементы делиберативной демократии и делиберативной политики», включая в число этих элементов «открытое правительство» и «электронное государство» [8].

Отечественный ученый Дегтярев А. А. обращает внимание на то, что существует два наиболее распространенных подхода к интерпретации содержания государственного управления [9].

Законность власти базируется на доверии к ней социума, которое в современных моделях политического управления прямо увязывается с наличием составляющих информационной открытости власти и подключению людей в управленческую деятельность через инструменты публичного обсуждения и голосования по проектам властных решений.

Ведущими причинами, препятствующими осуществлению правилу открытости власти, на наш взгляд, считаются следующие:

1) политические (отсутствие политической свободы);

2) правовые (отсутствие правовое обеспечение закрепленных механизмов);

3) организационные (противодействие бюрократического аппарата);

4) денежные (издержки, связанные с созданием и поддержанием каналов коммуникации).

По мнению людей подход к информации о работе власти связан, прежде всего, с временными и организационными затратами на отыскание, получение и исследование информации.

Становление информационно-коммуникационных технологий позволило политическим истеблишменту вероятность образовать систему политико-административного управления, отвечающую увеличившейся необходимости передового общества знать оглавление и итоги работы общественных органов власти и принимать участие в управленческой работе. Электронные технологии, по нашей точке зрения, имеют ряд превосходства перед классическими каналами уведомления людей, среди которых наиважнейшими являются телевидение, радио и печатные средства массовой информации. Отмеченными превосходствами являются:

1) оперативность доступа к важной информации (скорость обмена информацией по сети «Интернет» превышает оперативность классических каналов информирования);

2) доступность информации в режиме «24 часа в сутки 7 дней в неделю»;

3) разносторонность коммуникации (возможность ответной реакции человека и его кооперация с другими участниками);

4) вероятность автоматической обработки информации (машинный поиск и исследование значительного количества информации);

5) значительные способности подбора источника информации и условная недоступность цензуры.

Рассматривая итог проделанного исследования воздействия электронного правительства на реализацию нормы публичности власти, а еще рассматривая обозначенные вопросы в контексте влияния на результативность политического управления нужно обозначить намеченные пункты. Использование устройств электронного правительства способно устроить власть доступной для общества, электронные технологии обеспечивают оперативность и контроль обмена информацией между государственным аппаратом и людьми, дает возможность сделать действующие инструменты общественного контроля.

В то же время, в отношении результативности политического управления применение информационно-коммуникационных технологий при реализации принципа раскрытой власти имеет возможность приводить к разным итогам в зависимости от целей политического управления и нрава применения обозначенных устройств.

Принципиально принимать, во внимание, что вероятность применения устройств электронного правительства для обеспечения действенной политической роли и «обратной связи» людей с государственными структурами ориентируется вблизи важных критериев. Между важных посылов необходимо обозначить необходимую степень становления информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, охватывая присутствие широкополосного доступа к сети «Интернет» и значительную компьютерную компетентность граждан. Обозначенные условия основаны на надобности обеспечения учета всего диапазона воззрений всевозможных структур общества, охватывая социально беззащитные группы общества, доступ которых к средствам интернет — коммуникаций нередко недоступен.

Актуальными причинами считаются разработка и принятие законодательных актов, закрепляющих легитимность процедур и решений, принимаемых по результатам интерактивного обсуждения, а также институционализация отношений в сфере электронного участия граждан в целом. Критический смысл содержит также присутствие политического волеизъявления и логичность государственной деятельности в обозначенной сфере.

Официальное использование информационных коммуникаций без конфигурации логики административных процессов станет лишь только закреплять имеющиеся стереотипы взаимодействия государства и населения, которые в большинстве случаев выделяются преобладанием административного аппарата.

Основная задача исследования основных элементов становления электронного правительства в мире обоснована растущей необходимостью передовых стран в определении более многообещающих направлений проектирования электронного публичного управления. Данная необходимость, в основном, ориентируется необходимостью уменьшить расходы, возникающие с выполнением электронного правительства, избежать промахов иных государств в предоставленной сфере, прирастить выдающиеся качества, получаемые при использовании информационно-коммуникационных технологий.

При исследовании основных моментов становления электронного правительства нужно принимать во внимание растущее воздействие современных технологий на международные дела и мировую политику. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в работу государственных структур, выполняющих операции трансграничной электронной торговли, осуществляющих регулирование вопросов в сфере миграции, электронное взаимодействие и обмен информацией с государственными органами зарубежных стран в рамках препятствия организованной преступности и др. видам незаконной деятельности — указанные направления внедрения электронного правительства, на наш взгляд, содействует интернациональной интеграции.

Высокий смысл содержит еще и институциональная конструкция системы общественного управления и совместная степень финансового становления страны, определяющий ее способности обслуживать системы и финансово гарантировать реализацию обозначенных ориентиров становления электронного правительства, почти все из них, просят большой степени освоения информационными технологиями, как властью, так и социумом. Впрочем, в целом, рассмотренные направления смотрятся более важными на современном рубеже становления электронного правительства в мире.

Результат совершенствования и становления электронного правительства в России отражает как общемировые направления, так и национальную особенность, обусловленную институциональными критериями и ценностями во внутренней и внешней политической деятельности нашего государства. Характер осуществления в России электронного правительства видится разумно разглядеть на фундаменте исследования регуляторной политической деятельности страны в данной сфере и в мониторинге ее итогов. Подобный расклад, по моей точке зрения, позволит обнаружить уровень соотношения настоящих характеристик декларируемым правительством целям, квалифицировать трудности и возможности государственной политики в обозначенном предписании.

Нужно направить основной вид деятельность на институциональные характеристики исполнения электронного правительства в РФ. Одним из ведущих критериев результативности осуществления планов электронного правительства, необходимо рассматривать институциональные структуры, важные для полновесного формирования роста электронного правительства и отображающей беспристрастные необходимости предоставленной сферы в неизменном управлении и постоянном интересе со стороны государственного аппарата. Под институциональным устройством в рассматриваемом варианте, понимаются большей частью формально-организационные нюансы политической деятельности: государственные органы, а это совещательные и рабочие органы при публичных государственных структурах, особенные посты в структуре правительства, отвечающие за становление электронного правительства, а также весь перечень нормативных правовых актов, рассматривающий вопросы развития электронного правительства.

Механизм реализации действенного электронного правительства в РФ вызывает у централизованного управления, соразмерного декларируемым целям правовых и денежных гарантий, ответственного интегрирования событий по вводу информационно-коммуникативных технологий в работу государственных органов и программ, реализующихся в результате административной преобразований. Значимым элементом является направление на настоящую необходимость людей и бизнес организаций, а не предлагаемое управление и своеобразность работы государственного аппарата.

Таким образом, эффективная схема становления электронного правительства в РФ обязана, в первую очередь включать определение интересов покупателей предложений электронного правительства и дальнейшее проектирование важных и вероятных модификаций в общественных управленческих процессах. Второй этап, состоящий именно в информатизации и автоматизации процессов политико-административного управления, обязан владеть ситуацией лишь только после изучения социальных необходимости и ценностей. Подобный путь станет содействовать действенному употреблению ограниченных денежных и управленческих возможностей и обеспечит вероятность соперничества с крупнейшими странами в области становления электронного правительства.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 236 г. Москва «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»; https://rg.ru/2016/04/08/uslugi-dok.html.
  2. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 г. Москва «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей»; https://rg.ru/2012/12/19/ocenka-dok.html.
  3. Смотрицкая И. И., Черных С. И. Современные тенденции цифровой трансформации государственного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. — № 5. doi: 10.24411/2073–6487–2018–00002.
  4. Эскиндаров М. А. Масленников В. В., Масленников О. В. Риски и шансы цифровой экономики в России // Финансы: теория и практика, 2019. — № 5. — doi: 10.26794/2587–5671–2018–23–5-6–17.
  5. Овчинников С. А., Фатеев М. А. Актуальные вопросы государственно-частного партнерства в ЭП/ Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета — выпуск № 1/2013 (45). С. 112–117. С. 114.
  6. Сухов Д. А., Янова Е. А., Уфимцева А. Ю., Михалевский Д. А., Булатова М. А. Развитие государственных электронных услуг как фактор увеличения Федерального бюджета России // Фундаментальные исследования / 2016. / № 9–3. — С. 633–638.
  7. Кулик А. Н. Governance 2.0: эволюция модели государственного управления в эпоху интерактивного интернета // Журнал «Политическая наука». 2013. № 1. C. 12–27.
  8. Зайцев А. В. Делиберативная демократия как институциональный диалог власти и гражданского общества // Социодинамика. — 2013. — № 5. — С.29–44.
  9. Дегтярев А. А. Принятие политических решений: Учебное пособие. М,: КДУ, 2004.- 416 с. с. 20–23.
Основные термины (генерируются автоматически): электронное правительство, услуга, электронная форма, государственный аппарат, политическое управление, орган, РФ, возможность, государственная власть, Россия.


Похожие статьи

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

Данная статья посвящена определению понятия «электронное правительство», анализу проблем, с которым сталкивается Россия в рамках мероприятий по его внедрению. А также рассмотрены перспективы дальнейшего развития «электронного правительства».

Электронное правительство как необходимое условие развития современного государства

В статье автор пытается определить юридическое понятие электронного правительства России, сравнить его становление с зарубежным опытом других государств.

Расширение применения цифровых технологий как направление совершенствования государственного управления в Российской Федерации

В статье автор обозначает проблемы, возникающие в рамках внедрения цифровых технологий в государственное управление в Российской Федерации, а также направления их преодоления.

Структура механизмов электронного правительства России

В статье рассматривается проблема развития электронного правительства в России. Рассмотрены основные механизмы отечественного электронного правительства, реализуемые в рамках данной политики. По итогам исследования была разработана специальная схема,...

Проблемы и перспективы развития электронного правительства в России

В статье автор раскрывает основные проблемы электронного правительства в России, а также рассказывает о главных перспективах и задачах развития информационной системы.

Правовые подходы к пониманию электронного правительства в Российской Федерации

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию «электронного правительства» как новой формы государственного управления, обосновывается вывод, что «электронное правительство» в России становится формой модернизации государственной власти, как прин...

Система электронного документооборота в органах государственной власти

В настоящее время особенно актуально применение новых систем информационных технологий в органах государственной власти. К таким технологиям можно отнести развитие системы электронного документооборота. Применение и развитие документооборота в электр...

Развитие человеческих ресурсов в условиях цифровизации экономики

Данное исследование имеет целью рассмотреть влияние процесса цифровизации экономики на развитие человеческих ресурсов на государственном уровне, а именно меры, которые принимает правительство. Конкретизированы понятия «цифровизация», «цифровая эконом...

Информационные технологии в области государственной службы

В статье автор пытается определить роль и назначение информационных технологий в государственном управлении, а именно в области государственной службы.

Управление образовательной организацией в условиях цифровизации и глобализации экономики

В статье освещены вопросы влияния процессов цифровизации на процесс управления образовательным учреждением, приведены критерии эффективности управления образованием при переходе к цифровой экономике в России.

Похожие статьи

Электронное правительство в России: проблемы и перспективы

Данная статья посвящена определению понятия «электронное правительство», анализу проблем, с которым сталкивается Россия в рамках мероприятий по его внедрению. А также рассмотрены перспективы дальнейшего развития «электронного правительства».

Электронное правительство как необходимое условие развития современного государства

В статье автор пытается определить юридическое понятие электронного правительства России, сравнить его становление с зарубежным опытом других государств.

Расширение применения цифровых технологий как направление совершенствования государственного управления в Российской Федерации

В статье автор обозначает проблемы, возникающие в рамках внедрения цифровых технологий в государственное управление в Российской Федерации, а также направления их преодоления.

Структура механизмов электронного правительства России

В статье рассматривается проблема развития электронного правительства в России. Рассмотрены основные механизмы отечественного электронного правительства, реализуемые в рамках данной политики. По итогам исследования была разработана специальная схема,...

Проблемы и перспективы развития электронного правительства в России

В статье автор раскрывает основные проблемы электронного правительства в России, а также рассказывает о главных перспективах и задачах развития информационной системы.

Правовые подходы к пониманию электронного правительства в Российской Федерации

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию «электронного правительства» как новой формы государственного управления, обосновывается вывод, что «электронное правительство» в России становится формой модернизации государственной власти, как прин...

Система электронного документооборота в органах государственной власти

В настоящее время особенно актуально применение новых систем информационных технологий в органах государственной власти. К таким технологиям можно отнести развитие системы электронного документооборота. Применение и развитие документооборота в электр...

Развитие человеческих ресурсов в условиях цифровизации экономики

Данное исследование имеет целью рассмотреть влияние процесса цифровизации экономики на развитие человеческих ресурсов на государственном уровне, а именно меры, которые принимает правительство. Конкретизированы понятия «цифровизация», «цифровая эконом...

Информационные технологии в области государственной службы

В статье автор пытается определить роль и назначение информационных технологий в государственном управлении, а именно в области государственной службы.

Управление образовательной организацией в условиях цифровизации и глобализации экономики

В статье освещены вопросы влияния процессов цифровизации на процесс управления образовательным учреждением, приведены критерии эффективности управления образованием при переходе к цифровой экономике в России.

Задать вопрос