Под концептом «электронное правительство» ключевым образом понимается информатизация работы органов государственной власти и местного самоуправления, а еще взаимодействие обозначенных органов с социумом при помощи информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: электронное правительство, информационно-коммуникационные технологии, государственные услуги, политическое управление.
Государственные услуги имеют собственную специфику, отличающую их от предложений платных организаций. Главная задача хозяйствующих субъектов — это извлечение выгоды. В соответствии с этим, направление предложенных платных организаций, метод их предоставления, ориентируется финансовой необходимостью. Предложения государственных организаций имеют общественное оглавление и, в конечном результате, предусмотрены для минимизации потерь общественного взаимодействия и обеспечения обычного функционирования социальной системы.
Одним из ведущих направлений реформирования оказания государственных услуг обществу считается законодательное укрепление обязательности их предоставления в электронной форме, в случае если это не запрещается законодательством. Значимость электронных государственных услуг для модернизации системы взаимодействия государственного аппарата с общественностью непросто переоценить. Надобность обеспечения предоставления государственных услуг в электронной форме учтена целым рядом нормативных и программных документов, одобренных Президентом РФ и Правительством РФ.
На мой взгляд, видится собственно, что электронные государственные услуги имеют главный смысл в электронном правительстве. В качестве доказательства этого заключения, возможно, привести некоторое количество примеров определений электронного правительства в официальных российских и иностранных документах правового и аналитического характера.
Электронные технологии дают возможность сделать государственные услуги не только более доступными и быстрыми для заявителей, но и персонифицированными, адресными, учитывающими потребности граждан и бизнеса. Учет необходимости заявителей гарантируется за счет использования огромных массивов сохраненных данных о заявителях, собранных органами государственной власти.
Властные органы уделяют пристальную заботу вопросу подъема числа и качества государственных услуг, предоставляемых в электронной форме. Основным информационным ресурсом, обеспечивающим возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме в РФ, является Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Рис. 1.Число зарегистрированных пользователей портала Госуслуг
Из 135 млн. учетных записей 78,5 млн. записей имеют статус подтвержденных.
Уровень обратной связи граждан также растет. По данным информационно-аналитической системы мониторинга качества государственных услуг, число оцененных государственных услуг за период 2019–2020 гг. возросло в 1,8 раза. Также замечен активный рост количества оставленных отзывов о предоставленных государственных услугах, если в 2014 их количество составляло 1100 отзывов в год, то в 2020 году — 89,5 тыс. отзывов.
В 2017 году была принята «Стратегия развития информационного общества Российской Федерации на 2017–2030 гг».. В ней выделены цели, задачи и меры осуществления политики нашей страны в области применения информационных технологий, которые направлены на формирование и развитие информационного общества, национальной цифровой экономики и реализацию стратегических национальных приоритетов [4].
Рис. 2.Принципы и элементы создания цифрового государства
Технологии с каждым годом дают все больше возможностей. Материальное основание электронного правительства: «цифровые транзакции в 50 раз дешевле живой коммуникации двух людей, в 20 раз дешевле телефонной и в 30 раз дешевле почтовой» [5].
Интересным направлением увеличение производительности при внедрении электронных технологий в сферу предоставления государственных услуг является привлечение платных фирм к данным проектам.
Привлечение коммерческих организаций к проектам в сфере электронного правительства позволит сократить бюджетные расходы и ускорить развитие электронного правительства, благодаря активности экономически заинтересованных организаций. Исследователи отмечают, что преимуществами государственно-частного партнерства в сфере электронного правительства являются «увеличение темпов распространения услуг электронного правительства, использование более совершенных технологий, улучшение качества оказания услуг и повышение удовлетворенности клиентов» [6].
Вследствие чего, возможно именовать надлежащие обстоятельства особо нужными для становления электронных государственных услуг. Для начала, передача государственных услуг в электронной форме подразумевает присутствие соответственной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и высокоскоростного доступа к сети. Во-вторых, нужно гарантировать необходимую степень компьютерной грамотности, как государственных служащих, например, так и населения. В-третьих, информирование и популяризация электронных услуг должны стать обязательными атрибутами государственной политики в данной сфере. В-четвертых, нужно образовать адекватную институциональную среду, охватывая нормативную базу и структуры государственных органов, обеспечивающих управление развитием сферы электронных государственных услуг. В-пятых, перевод государственных услуг в электронную форму обязан стать частью единого процесса реформирования государственного аппарата, учитывающую, в том числе не информатизацию существующих процедур предоставления государственных услуг, а их оптимизацию, исключающую лишние притязания и дублирование процессов.
Предпосылкой акцентирования электронных государственных услуг при определении содержания электронного правительства, по нашему мнению, считается значительный смысл государственных услуг в системе взаимодействия власти и общества.
Общество и фирмы зачастую всего обращаются в государственные структуры как раз для получения разного вида государственных услуг, сфера оказания услуг жителям является одним из главных указателей отношения власти к социуму и создает у общества представление о легитимности и эффективности государственной власти. Целью возведения электронного правительства, тем более на исходных шагах его развития, считалось внедрение информационно-коммуникационных технологий для минимизации потерь взаимодействия людей с бюрократическим аппаратом. Обозначенное взаимодействие в значимой степени сводится к сфере предложения государственных услуг.
Рис. 3.Российская платформа электронного правительства
На портале пользователям доступно 968 федеральных госуслуг. Самым известным предложением считается передача информации о наличии налоговой и судебной задолженностей, состоянии лицевого счета в Пенсионном фонде России. Предложения по регистрации транспортных средств, постановке на учет и зачислению детей в дошкольные образовательные учреждения, оформлению водительских удостоверений, загранпаспорта и регистрации по месту жительства и пребывания. Обнаружено увеличение платежей, совершенных через предложенный портал.
Совместно с тем, что не обращая внимание значительную долгосрочную экономию денежных расходов общества и государственных структур, связанную с переводом государственных услуг в электронную форму, необходимость предоставленной направленности электронного правительства содержит не только денежное выражение. В исследовательских работах верно отмечается общественный нрав предоставления электронных правительственных услуг и подчеркивается, что «оценить достигнутые результаты только с точки зрения финансовой эффективности практически невозможно» [3].
Рис. 4.Статистика оценки государственных услуг
Вероятность оценки обществом качества электронных государственных услуг в России зафиксирована на уровне нормативных правовых актов Правительства России.
Согласно пункту 2 Требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236) [1] при предоставлении услуг в электронной форме заявителю обеспечивается осуществление оценки качества предоставления услуги. Соответствующие правила оценки утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1284 [2]. Как видно из наименования предоставленного документа, итоги оценки качества предоставления государственных услуг применяются для реализации решений о преждевременном прекращении выполнения руководителями своих должностных обязанностей.
Таким образом, электронное правительство дает возможность увеличить качество предоставления государственных услуг при помощи увеличения скорости информационного обмена и автоматизации процессов обработки информации, собственно, что приводит к уменьшению сроков оказания услуг, исключению лишних административных процедур, понижению денежных потерь людьми и государственных структур. Передача государственных услуг в электронной форме способствует подъему производительности политического управления благодаря формированию атмосферы доверия к власти. Электронные государственные услуги считаются атрибутом передовой и действенной страны.
Следовательно, публичность государственных органов, гарантирование доступа людей к материалам о деятельности государственных органов, привлечение народа посредством открытия каналов коммуникации в процессы выработки и реализации решений органами публичной власти, принято рассматривать как атрибуты современного демократического государства. При этом, по мнению Кулика А. Н., концепция делиберативной демократии «получила второе дыхание» именно с активным внедрением информационных и коммуникационных технологий в сферу взаимоотношений власти и общества [7].
Исследователи отмечают также, что «в современной России в сфере публичной политики появляются отдельные элементы делиберативной демократии и делиберативной политики», включая в число этих элементов «открытое правительство» и «электронное государство» [8].
Отечественный ученый Дегтярев А. А. обращает внимание на то, что существует два наиболее распространенных подхода к интерпретации содержания государственного управления [9].
Законность власти базируется на доверии к ней социума, которое в современных моделях политического управления прямо увязывается с наличием составляющих информационной открытости власти и подключению людей в управленческую деятельность через инструменты публичного обсуждения и голосования по проектам властных решений.
Ведущими причинами, препятствующими осуществлению правилу открытости власти, на наш взгляд, считаются следующие:
1) политические (отсутствие политической свободы);
2) правовые (отсутствие правовое обеспечение закрепленных механизмов);
3) организационные (противодействие бюрократического аппарата);
4) денежные (издержки, связанные с созданием и поддержанием каналов коммуникации).
По мнению людей подход к информации о работе власти связан, прежде всего, с временными и организационными затратами на отыскание, получение и исследование информации.
Становление информационно-коммуникационных технологий позволило политическим истеблишменту вероятность образовать систему политико-административного управления, отвечающую увеличившейся необходимости передового общества знать оглавление и итоги работы общественных органов власти и принимать участие в управленческой работе. Электронные технологии, по нашей точке зрения, имеют ряд превосходства перед классическими каналами уведомления людей, среди которых наиважнейшими являются телевидение, радио и печатные средства массовой информации. Отмеченными превосходствами являются:
1) оперативность доступа к важной информации (скорость обмена информацией по сети «Интернет» превышает оперативность классических каналов информирования);
2) доступность информации в режиме «24 часа в сутки 7 дней в неделю»;
3) разносторонность коммуникации (возможность ответной реакции человека и его кооперация с другими участниками);
4) вероятность автоматической обработки информации (машинный поиск и исследование значительного количества информации);
5) значительные способности подбора источника информации и условная недоступность цензуры.
Рассматривая итог проделанного исследования воздействия электронного правительства на реализацию нормы публичности власти, а еще рассматривая обозначенные вопросы в контексте влияния на результативность политического управления нужно обозначить намеченные пункты. Использование устройств электронного правительства способно устроить власть доступной для общества, электронные технологии обеспечивают оперативность и контроль обмена информацией между государственным аппаратом и людьми, дает возможность сделать действующие инструменты общественного контроля.
В то же время, в отношении результативности политического управления применение информационно-коммуникационных технологий при реализации принципа раскрытой власти имеет возможность приводить к разным итогам в зависимости от целей политического управления и нрава применения обозначенных устройств.
Принципиально принимать, во внимание, что вероятность применения устройств электронного правительства для обеспечения действенной политической роли и «обратной связи» людей с государственными структурами ориентируется вблизи важных критериев. Между важных посылов необходимо обозначить необходимую степень становления информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, охватывая присутствие широкополосного доступа к сети «Интернет» и значительную компьютерную компетентность граждан. Обозначенные условия основаны на надобности обеспечения учета всего диапазона воззрений всевозможных структур общества, охватывая социально беззащитные группы общества, доступ которых к средствам интернет — коммуникаций нередко недоступен.
Актуальными причинами считаются разработка и принятие законодательных актов, закрепляющих легитимность процедур и решений, принимаемых по результатам интерактивного обсуждения, а также институционализация отношений в сфере электронного участия граждан в целом. Критический смысл содержит также присутствие политического волеизъявления и логичность государственной деятельности в обозначенной сфере.
Официальное использование информационных коммуникаций без конфигурации логики административных процессов станет лишь только закреплять имеющиеся стереотипы взаимодействия государства и населения, которые в большинстве случаев выделяются преобладанием административного аппарата.
Основная задача исследования основных элементов становления электронного правительства в мире обоснована растущей необходимостью передовых стран в определении более многообещающих направлений проектирования электронного публичного управления. Данная необходимость, в основном, ориентируется необходимостью уменьшить расходы, возникающие с выполнением электронного правительства, избежать промахов иных государств в предоставленной сфере, прирастить выдающиеся качества, получаемые при использовании информационно-коммуникационных технологий.
При исследовании основных моментов становления электронного правительства нужно принимать во внимание растущее воздействие современных технологий на международные дела и мировую политику. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в работу государственных структур, выполняющих операции трансграничной электронной торговли, осуществляющих регулирование вопросов в сфере миграции, электронное взаимодействие и обмен информацией с государственными органами зарубежных стран в рамках препятствия организованной преступности и др. видам незаконной деятельности — указанные направления внедрения электронного правительства, на наш взгляд, содействует интернациональной интеграции.
Высокий смысл содержит еще и институциональная конструкция системы общественного управления и совместная степень финансового становления страны, определяющий ее способности обслуживать системы и финансово гарантировать реализацию обозначенных ориентиров становления электронного правительства, почти все из них, просят большой степени освоения информационными технологиями, как властью, так и социумом. Впрочем, в целом, рассмотренные направления смотрятся более важными на современном рубеже становления электронного правительства в мире.
Результат совершенствования и становления электронного правительства в России отражает как общемировые направления, так и национальную особенность, обусловленную институциональными критериями и ценностями во внутренней и внешней политической деятельности нашего государства. Характер осуществления в России электронного правительства видится разумно разглядеть на фундаменте исследования регуляторной политической деятельности страны в данной сфере и в мониторинге ее итогов. Подобный расклад, по моей точке зрения, позволит обнаружить уровень соотношения настоящих характеристик декларируемым правительством целям, квалифицировать трудности и возможности государственной политики в обозначенном предписании.
Нужно направить основной вид деятельность на институциональные характеристики исполнения электронного правительства в РФ. Одним из ведущих критериев результативности осуществления планов электронного правительства, необходимо рассматривать институциональные структуры, важные для полновесного формирования роста электронного правительства и отображающей беспристрастные необходимости предоставленной сферы в неизменном управлении и постоянном интересе со стороны государственного аппарата. Под институциональным устройством в рассматриваемом варианте, понимаются большей частью формально-организационные нюансы политической деятельности: государственные органы, а это совещательные и рабочие органы при публичных государственных структурах, особенные посты в структуре правительства, отвечающие за становление электронного правительства, а также весь перечень нормативных правовых актов, рассматривающий вопросы развития электронного правительства.
Механизм реализации действенного электронного правительства в РФ вызывает у централизованного управления, соразмерного декларируемым целям правовых и денежных гарантий, ответственного интегрирования событий по вводу информационно-коммуникативных технологий в работу государственных органов и программ, реализующихся в результате административной преобразований. Значимым элементом является направление на настоящую необходимость людей и бизнес организаций, а не предлагаемое управление и своеобразность работы государственного аппарата.
Таким образом, эффективная схема становления электронного правительства в РФ обязана, в первую очередь включать определение интересов покупателей предложений электронного правительства и дальнейшее проектирование важных и вероятных модификаций в общественных управленческих процессах. Второй этап, состоящий именно в информатизации и автоматизации процессов политико-административного управления, обязан владеть ситуацией лишь только после изучения социальных необходимости и ценностей. Подобный путь станет содействовать действенному употреблению ограниченных денежных и управленческих возможностей и обеспечит вероятность соперничества с крупнейшими странами в области становления электронного правительства.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 236 г. Москва «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»; https://rg.ru/2016/04/08/uslugi-dok.html.
- Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 г. Москва «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей»; https://rg.ru/2012/12/19/ocenka-dok.html.
- Смотрицкая И. И., Черных С. И. Современные тенденции цифровой трансформации государственного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. — № 5. doi: 10.24411/2073–6487–2018–00002.
- Эскиндаров М. А. Масленников В. В., Масленников О. В. Риски и шансы цифровой экономики в России // Финансы: теория и практика, 2019. — № 5. — doi: 10.26794/2587–5671–2018–23–5-6–17.
- Овчинников С. А., Фатеев М. А. Актуальные вопросы государственно-частного партнерства в ЭП/ Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета — выпуск № 1/2013 (45). С. 112–117. С. 114.
- Сухов Д. А., Янова Е. А., Уфимцева А. Ю., Михалевский Д. А., Булатова М. А. Развитие государственных электронных услуг как фактор увеличения Федерального бюджета России // Фундаментальные исследования / 2016. / № 9–3. — С. 633–638.
- Кулик А. Н. Governance 2.0: эволюция модели государственного управления в эпоху интерактивного интернета // Журнал «Политическая наука». 2013. № 1. C. 12–27.
- Зайцев А. В. Делиберативная демократия как институциональный диалог власти и гражданского общества // Социодинамика. — 2013. — № 5. — С.29–44.
- Дегтярев А. А. Принятие политических решений: Учебное пособие. М,: КДУ, 2004.- 416 с. с. 20–23.