Одним из решений, которое может существенно повлиять на рыночное преимущество международных компаний, является аутсорсинг. Это ответ предприятий на постоянно меняющиеся условия функционирования в турбулентной среде и появление новых направлений и концепций в управлении. Целью настоящей статьи является изучение понятия, цели и задачи аутсорсинга в организации международного бизнеса. Для этого был использован анализ теоретической литературы, индукция и дедукция, мысленное моделирование. Результатом исследования является вывод, что аутсорсинг имеет конкретно определенные причины, являющиеся целями аутсорсинговых проектов.
Ключевые слова : аутсорсинг, компания, хозяйствующий субъект, процесс, услуга, конкурентное преимущество.
Аутсорсинг — это бизнес-процесс найма другой компании или стороннего поставщика для выполнения и обработки операций, задач и услуг. Внешняя компания несет ответственность за своих сотрудников и системы для предоставления или выполнения необходимых задач [8]. Наиболее распространенные работы и операции, передаваемые на аутсорсинг, включают услуги в области информационных технологий (ИТ), маркетинг и техническую поддержку.
Компании передают на аутсорсинг другие виды деятельности, такие как операции с персоналом, производство, в основном задачи цепочки поставок, начисление заработной платы и бухгалтерские процессы.
Многие владельцы бизнеса и руководители выбирают аутсорсинг в стремлении к творчеству или развитию кадрового резерва. Поначалу эта концепция может показаться контрпродуктивной, но эксперты отмечают, что обычно это разумный ход для местных и международных компаний. Однако, по словам профессора Роберта С. Хакмана: «…развитие важных личных отношений с поставщиком аутсорсинговых услуг может повысить эффективность и, возможно, качество предоставляемых услуг…» [3, c. 124].
Компании передают на аутсорсинг задачи, которые добавят или оптимизируют операции при одновременном снижении затрат и экономии времени. Когда в 90-х ключевым фактором для нескольких компаний была экономия средств, аутсорсинг стал популярным. Процесс начался с аутсорсинга второстепенных задач и операций, таких как уборка, охрана и кейтеринг.
Сегодня аутсорсинг больше не ограничивается этими второстепенными видами деятельности, а расширился за счет включения чувствительных операций, таких как кадровые услуги, производство, распространение, ИТ, маркетинг, фармацевтика и многое другое. МСП сосредотачиваются на аутсорсинге таких функций, чтобы реализовать стратегии экономии для повышения производительности и прибыльности [3, c. 127].
ИТ, например, является одной из важных операций, переданных на аутсорсинг различными компаниями. Большинство компаний отдают на аутсорсинг традиционные услуги по разработке программного обеспечения в Соединенных Штатах, особенно команды, работающие в офшорных зонах. ИТ-функции были разделены на аутсорсинг инфраструктуры или приложений.
Как правило, большинство аутсорсинговых поставщиков и подрядчиков попадают в различные категории. Они определяются объемом потребностей компании и могут включать:
— Веб-дизайн и разработка.
— Услуги виртуального помощника.
— Маркетинговая и продажная поддержка.
— Исходящий телемаркетинг.
— Бухгалтерский учет и управление персоналом.
— Поддержка бэк-офиса.
— Входящие службы поддержки клиентов.
— Интернет и SEO-маркетинг.
— Производство и цепочка поставок. [7, c. 15]
Большинство задач, переданных на аутсорсинг, — это операции, которыми могут легко управлять независимые или сторонние организации.
Есть несколько факторов, которые следует учитывать при определении целей и задач аутсорсингового проекта.
- Тип процесса, который компания будет передавать на аутсорсинг: какие конкретные задачи связаны с этим процессом? Насколько сложен процесс? Ответы на эти вопросы помогут определить наилучший способ передать процесс на аутсорсинг и определить, какой уровень контроля потребуется для его поддержания.
- Масштаб проекта: компания хочет передать на аутсорсинг весь процесс или только его часть? Ответ на этот вопрос окажет значительное влияние на поставщиков услуг, которых она может рассмотреть. Если компания хочет передать на аутсорсинг только часть процесса, она может работать с фрилансером или небольшим агентством. Однако, если компания хочет передать весь процесс на аутсорсинг, ей потребуется найти более крупного поставщика услуг с ресурсами и опытом для выполнения проекта.
- График проекта: когда нужно завершить процесс? Есть ли гибкость в отношении графика? Ответы на эти вопросы помогут определить лучший способ передать процесс на аутсорсинг и найти поставщика услуг, который уложится в сроки.
После того, как рассмотрены все эти факторы, необходимо понять свои цели и задачи аутсорсингового проекта. Обладая этой информацией, компания может приступить к поиску поставщика услуг, который поможет в достижении целей.
Основной целью процесса аутсорсинга обычно является возможность сосредоточения процесса управления на так называемых ключевых компетенциях (т. е. способностях компании, дающих ей конкурентное преимущество) [6, c. 528]. Это позволяет максимально использовать совокупность ресурсов компании, представляющих ее ключевые возможности, для построения конкурентного преимущества на рынке [1, c. 1550]. Это связано с тем, что каждый хозяйствующий субъект представляет собой автономную единицу, функционирующую в строго определенной структуре, среде и времени, а значит, при применении аутсорсинга требуется индивидуальный подход. Большое влияние на определение видов аутсорсинга оказывает также мультикультурализм (культурные условия). Их можно интерпретировать по-разному, например, национальные культуры, в которых работают партнеры по аутсорсингу, культуры отдельных компаний или индивидуальные культурные условия отдельных сотрудников [5, c. 368].
Задачи аутсорсинга выделяют следующие:
- Сокращение и контроль эксплуатационных расходов.
- Улучшение фокуса компании.
- Освобождение внутренних источников для новых целей.
- Повышение эффективности некоторых трудоемких функций, для которых у компании может не хватать ресурсов.
- Максимальное использование внешних ресурсов.
- Разделение рисков с фирмой-партнером [2, c. 112].
Иными словами, главная задача аутсорсинга — дать компании время и ресурсы, необходимые для того, чтобы сосредоточиться на других аспектах, при этом предоставляя клиентам высококачественный сервис, которого они ожидают от своих любимых брендов.
Предметом аутсорсинга могут быть также отдельные функции головного хозяйствующего субъекта, которые выполняются в рамках его организационной структуры. Одно из наиболее лаконичных, и в то же время точно отражающих суть вещей, определение конкретизирует функции компании как: «отдельные и связанные между собой логические группы деятельности, непрерывное выполнение которых определяет достижение целей компании». В широком смысле аутсорсинг может включать в себя следующие функции:
— базовый;
— вспомогательный (дополнительный);
— управленческий.
Некоторые из наиболее распространенных аутсорсинговых фирм предлагают финансовые услуги, производство фармацевтических препаратов, розничную торговлю и, конечно же, ИТ, тестирование технологий и программного обеспечения, услуги веб-разработки [4, c. 220]. Некоторыми из крупнейших примеров компаний, использующих аутсорсинг, являются ZS, Synoptek, Fidelity IT Solutions и т. д. Есть и другие, но они освещают только ключевых игроков внутри компании, занимающейся аутсорсингом [9].
Жилищный и коммерческий сектор Аризоны из года в год переживает бум. Именно в эти годы наша фирма по дизайну интерьеров начала предоставлять услуги аутсорсинга местным архитекторам, дизайнерам интерьеров и подрядчикам по благоустройству дома. Аутсорсинг адаптации для нас сводится к 2 областям; быстрая окупаемость и надежность. Компании понимают, что нужно платить больше за невероятный сервис, на который они могут положиться с минимальным стрессом.
Подытожим, что под аутсорсингом мы будем понимать стратегическое решение компании по сокращению затрат и повышению эффективности путем найма другого лица или компании для выполнения задач, предоставления услуг или выполнения операций, которые ранее выполнялись сотрудниками компании. Другими словами, аутсорсинг — это практика выполнения определенных рабочих функций за пределами компании.
Следует отметить, что аутсорсинг имеет конкретно определенные причины, являющиеся целями аутсорсинговых проектов, и во многом определяет поведение хозяйствующего субъекта, что проявляется в порождении конкретных событий, которые важно с точки зрения функционирования каждого предприятия.
Литература:
- Акбари, М. Аутсорсинг логистики: структурированный обзор литературы. Сравнительный анализ Дж. 2018, 25. — с. 1548–1580.
- Михалкин, В. А. Организация и формы международного бизнеса: Учебное пособие / Михалкин В. А. — М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 448 с.: — (Магистратура). — ISBN 978–5-9776–0360–7. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1009790 (дата обращения: 24.10.2022). — Режим доступа: по подписке.
- Мураталиева, М. А. Действия HR аутсорсинга в период пандемии ковид-19 / М. А. Мураталиева, Г. Ш. Артыкбаева // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. — 2021. — № 3. — С. 123–127. — DOI 10.33514/1694–7851–2021–3-123–127. — EDN YXLVPV.
- Невская, Н. А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Н. А. Невская. — 2-е изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 310 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–02360–2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492324 (дата обращения: 24.10.2022).
- Ромеро, М.; Сандефур, Дж.; Sandholtz, WA Аутсорсинг образования: экспериментальные данные из Либерии. Являюсь. Экон. 2020, 110. — с. 364–400.
- Турсукова, И. И. Методические основы оценки эффективности аутсорсинга на предприятии / И. И. Турсукова, Т. И. Гусева, А. Ю. Серебрякова // Креативная экономика. — 2021. — Т. 15. — № 2. — С. 527–538. — DOI 10.18334/ce.15.2.111732. — EDN BFHKHM.
- Умарова, Э. А. Аутсорсинг как инструмент повышения эффективности управления фирмой / Э. А. Умарова // М. Рыскулбеков атындагы Кыргыз экономикалык университетинин кабарлары. — 2021. — № 2(51). — С. 132–134. — EDN EACSJD.
- Podolianchuk, O. A. Outsourcing: semantics, types and forms / O. A. Podolianchuk // Colloquium-Journal. — 2021. — No 2–4(89). — P. 46–54. — EDN LLRPQK.
- Why Do Companies Outsource? [Электронный ресурс] // Официальный сайт Arizona State University, 2019. — URL: https://web.asu.edu/accolades/why-do-companies-outsource#:~:text=Outsourcing %20allows %20you %20the %20time,expect %20from %20their %20favorite %20brands.&text=Even %20with %20all %20the %20pros,run %20a %20successful %20business %20model (дата обращения 19.10.2022 г.) — Режим доступа: свободный.