В статье автор рассматривает мероприятия налогового контроля, которые может применят налоговый орган при проведении выездной налоговой проверке.
Ключевые слова: налоговый контроль, выездная налоговая проверка, мероприятия налогового контроля.
Главной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля, занимая ведущее место среди иных форм налогового контроля, является налоговая проверки.
Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, представляющая собой совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, бухгалтерских балансах и других носителях информации. В ходе налоговых проверок осуществляется всестороннее изучение финансово-хозяйственных операций организаций или физических лиц с объектами налогообложения.
Одним из видов налоговых проверок является выездная налоговая проверка (ВНП), осуществляемая налоговыми (таможенными) органами по месту нахождения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента или, в отдельных случаях, в помещении налоговой инспекции.
Необходимо отметить, что качество проведения выездной налоговой проверки напрямую зависит от мероприятий налогового контроля, проведенных на стадии камеральных проверок конкретного налогоплательщика, в ходе его предпроверочного анализа, при проведении самой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля.
В ходе налоговых проверок проводятся следующие мероприятия налогового контроля:
– Направление запросов в компетентные органы иностранных государств. Такие запросы направляются в тех случаях, когда исчерпаны все внутренние возможности или получение информации внутри Российской Федерации не представляется возможным.
– Направление налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и об остатках денежных средств на счетах, о представлении выписок по операциям на счетах, справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций, других субъектов предпринимательской деятельности, физических лиц.
– Истребование документов и информации (ст.ст. 93, 93.1 НК РФ)
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Истребованные ранее и предоставленные налогоплательщиком документы (информация) не подлежат повторному истребованию.
Истребование документов (информации) может проводиться у иных (по отношению к проверяемому налогоплательщику) лиц, в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
— Допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ). Его проводят при проведении выездных налоговых проверок в отношении лица, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Налоговые органы вправе вызывать для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
– Осмотр (ст. 91, 92 НК РФ)
Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории. Осмотр производится в присутствии понятых, оформляется протоколом осмотра. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.
– Инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ)
Инвентаризация проводится с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки.
Инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества производится по месту нахождения его производственных, складских, торговых и иных помещений и территории проверяемого лица, согласно Положению о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденному приказом Минфина России от 10.03.1999 № 20н, МНС России № ГБ-3–04/39. Инвентаризацию целесообразно проводить в случаях, когда результаты проверки учётной документации налогоплательщика, анализа информации, полученной из других источников, и (или) осмотра территорий и помещений налогоплательщика дали основания предполагать наличие товарно-материальных ценностей, основных средств или иного имущества, не отраженных в бухгалтерском учёте налогоплательщика. Инвентаризация имущества налогоплательщика включает в себя инвентаризацию основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов, денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности и иных финансовых активов. По результатам инвентаризации составляются инвентаризационные описи или акты.
– Экспертиза (ст. 95 НК РФ)
В необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение (ст. 95 НК РФ).
– Привлечение специалиста осуществляется в соответствии со ст. 96 НК РФ.
– Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ)
В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.
– Выемка (ст. 94 НК РФ)
Выемка документов и предметов в рамках ВНП производится для того, чтобы выявить и подтвердить достаточными доказательствами нарушения налогового законодательства.
Чаще всего из мероприятий налогового контроля специалисты отдела выездных проверок проводят истребование документов (информации) в соответствии со ст.ст. 93, 93.1 НК РФ; допросы свидетелей в соответствии со ст. 90 НК РФ. Реже — осмотры в соответствии со ст.ст. 91, 92 НК РФ; экспертизы в соответствии со ст. 95 НК РФ. И только иногда Инспекцией в рамках выездной налоговой проверки проводятся инвентаризации в соответствии с п. 13 ст. 89 НК РФ; привлечение переводчика в соответствии со ст. 97 НК РФ, а также выемка в соответствии со ст. 94 НК РФ.
Подводя итог исследованию, можно сделать вывод о том, что налоговый орган имеет возможность проводить качественные выездные налоговые проверки, гибко применяя различные мероприятия налогового контроля, позволяющие получить объективную информацию о финансово-хозяйственной деятельности субъекта налоговой проверки, как для подтверждения полученных от налогоплательщика данных, так и для выявления недостоверных сведений и получения недостающей информации.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ
- Закон РФ «О налоговых органах в Российской Федерации» от 21 марта 1991 г. № 943–1 (с изм. от 01.05.2022г. № 134-ФЗ)
- Положение о Федеральной налоговой службе. Утверждено Постановлением правительства Российской Федерации от 30.09.2004г. (в ред. От 17.08.2021г.) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021г.)
- Приказ Минфина России от 10.03.1999 № 20н «Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке»
- Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3–06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7–2/297@)