Проведение грамотной инвестиционной политики является необходимой предпосылкой устойчивого экономического роста. При этом в современных условиях, когда частные внутренние и иностранные инвестиции в Российскую Федерацию существенно сократились по геополитическим причинам государственные инвестиции становятся основным двигателем экономического развития страны.
Ключевые слова: инвестиции, экономический рост, макроэкономическая политика, основной капитал, производственные мощности.
Conducting a competent investment policy is a necessary prerequisite for sustainable economic growth. At the same time, in modern conditions, when private domestic and foreign investments in the Russian Federation have significantly decreased for geopolitical reasons, public investment is becoming the main engine of the country's economic development.
Keywords: investments, economic growth, macroeconomic policy, fixed assets, production capacities.
Государственные инвестиции рассматриваются многими экономистами как основной двигатель экономического роста и структурных изменений.
При этом необходимо понимать, что государственные инвестиции не могут заменять или отменять частные инвестиции. Сам факт формирования государственной инвестиционной политики должен быть сигналом частному предпринимательству о том, какие сферы государство считает приоритетными для инвестирования, а значит, с позиции бизнеса, инвестиционно- и финансово привлекательными [1, 2, 3].
Государство должно стать прямым участником инвестирования.
Прямое участие в инвестициях — это вложение средств в фундаментальные социально-экономические программы, используя государственные бюджетные и инвестиционные фонды. При этом рассматриваются инвестиции в капитальные вложения и инфраструктуру. Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты [4].
Важно отметить, что реальные инвестиции, направленные в традиционное, уже существующее на рынке производство, связанные с приобретением машин, оборудования, модернизацией и строительством зданий и сооружений, способствуют увеличению производственного потенциала и обеспечивают экономический рост.
Невыполнение целевых установок по увеличению доли инвестиций в основной капитал — это только небольшая часть проблемы. Другая часть заключается в том, что без серьёзного увеличения объёма инвестиций в основной капитал нынешние главные макроэкономические цели в виде вхождения в топ-пять крупнейших экономик мира с темпами роста экономики выше общемировых выполнить не удастся.
Доля инвестиций в ВВП считается ключевым показателем экономического развития страны (табл. 1). Для его оценки необходимо провести мониторинг текущей конъюнктуры инвестиций в основной капитал, и проверить достижимость целевых значений, установленных правительством.
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по видам основных фондов [4]
Год |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
жилые здания и помещения |
2177,9 |
2321,9 |
2792,0 |
2502,5 |
здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель |
7013,3 |
7542,8 |
7420,0 |
7881,3 |
машины, оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты |
5406,0 |
6283,4 |
7145,0 |
7516,4 |
объекты интеллектуальной собственности |
443,6 |
558,5 |
632,7 |
831,5 |
прочие |
986,5 |
1075,4 |
1339,3 |
1386,7 |
ВСЕГО |
16027,3 |
17782,0 |
19329,0 |
20118,4 |
Маловероятно, что в ближайшие год-два вложения в основной капитал России повысятся на 8,4‑9 трлн. руб. Динамика бюджетных инвестиций в него на горизонте до 2023 года лишь немного увеличивается (порядка 15‑20 % относительно итогов 2021‑2022 годов).
Показатель доли государственных вложений от всех инвестиций в основной капитал, последние пять лет показывает нестабильную динамику и невысокий рост (рис. 1).
В контексте анализа использования государственных инвестиций будет правильно следует рассмотреть практику использования государственных суверенных и инвестиционных фондов, а также оценить опыты управления аналогичными фондами в зарубежных странах, так как эта тема особенно актуальна в разрезе обсуждений о текущей структуре экономики Российской Федерации, и её зависимости от экспорта углеводородов.
Рис. 1. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по источникам финансирования (в %) [4]
Так, формирование государственных резервных фондов является распространенной практикой в странах, зависимых от экспорта сырьевых товаров. Как правило, базовыми целями создания таких институтов являются накопление финансовых ресурсов для будущих поколений (сберегательная функция) и обеспечение устойчивости бюджетной политики в условиях возможного ухудшения сырьевой конъюнктуры (достижение стабильных макроэкономических условий).
В периоды кризисов на нефтегазовых фондах суверенные фонды применяют стратегию инвестирования в пользу вложения средств в высокодоходные акции и альтернативные активы (например, недвижимость).
Резюмируя, ещё раз отметим: государственные инвестиции в основной капитал составляют около 19 %, до 2021 года они имели тенденцию к снижению, также задача увеличения доли инвестиций в основной капитал до 25–27 % неоднократно ставившаяся, начиная с 2012 года, до сих пор не выполнена. По итогам 2021 года показатель составил 21,8 %. Такая ситуация соответственно является препятствием для высоких темпов экономического роста.
Литература:
- Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта / В. А. Баринова, В. В. Громов, С. П. Земцов [и др.]. — Москва: Издательство Дело, 2020. — 88 с. — (Научные доклады: экономика).
- Инвестиции: учебник / [Л. И. Юзвович и др.]; под ред. Л. И. Юзвович; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — 2-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 610 с. — (Учебник УрФУ).
- Чанг, Ха-Джун. Как устроена экономика / Ха-Джун Чанг; пер. с англ. Е. Ивченко; [науч. ред. Э. Кондукова]. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 322 с.
- Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. — Москва. — URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 08.11.2022). — Текст: электронный.