Предпроверочный анализ как эффективный инструмент налогового контроля, направленный на создание благоприятной налоговой среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.11.2022

Статья просмотрена: 228 раз

Библиографическое описание:

Кристиан, А. Ф. Предпроверочный анализ как эффективный инструмент налогового контроля, направленный на создание благоприятной налоговой среды / А. Ф. Кристиан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96819/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье автор подробно рассматривает предпроверочный анализ, как один из методов налогового контроля, результатом применения которого является повышение эффективности работы налоговых органов, и предоставлению налогоплательщику возможности устранить нарушения налогового законодательства с минимальными издержками, значительно снизив риск выездной налоговой проверки.

Ключевые слова : налоговый контроль, риск-анализ, предпроверочный анализ, налоговые риски, выездная налоговая проверка.

Публичной декларацией целей и задач Федеральной налоговой службы на 2020 и последующие годы, размещенной на официальном сайте ФНС РФ, заявлено восемь ключевых направлений деятельности по созданию благоприятной налоговой среды. Среди них — налоговый контроль на основе риск-анализа, дистанционного автоматизированного контроля и мониторинга, целью которых является побуждение налогоплательщика к добровольному исполнению своих обязательств по уплате налогов и сборов.

Количество выездных налоговых проверок (ВНП) в последние годы снижается, при этом растёт их результативность. Это свидетельствует о том, что налоговые органы стали тщательней подходить к допроверочным мероприятиям.

За время карантина Covid-19 и после него, поступления в бюджеты всех уровней упали. Доходы компаний также снизились.

При этом, основной задачей деятельности налоговой службы является пополнение бюджета. Для этого она проводит мероприятия налогового контроля.

Так как ВНП — это сложное мероприятие, требующее немалых временных и финансовых затрат со стороны налоговой службы, то проведению ВНП предшествует процедура проведения предпроверочного анализа и побуждения налогоплательщика к устранению налоговых рисков, добровольной подаче уточнённой налоговой отчётности и самостоятельной уплате в бюджет причитающихся сумм налогов и сборов.

Предпроверочный анализ — это комплекс мероприятий по поиску, сбору и оценке информации об определенном налогоплательщике. Его целью является принятие обоснованного решения о проведении или не проведении ВНП в отношении этого налогоплательщика.

Проведение предпроверочного анализа проводится на основании требований Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), Концепции системы планирования выездных налоговых проверок от 03.05.2007 № ММ-3–06/333@ (в ред. от 10.05.2012), Рекомендаций по планированию и подготовке выездных налоговых проверок от 12.02.2018, Методических рекомендаций по работе с программным обеспечением АИС «Налог-3», реализующем автоматизацию технологических процессов от 09.04.2019 № 886, Порядка организации работы при осуществлении планирования и подготовки выездных налоговых проверок с использованием ПО АИС «Налог-3».

Задачами предпроверочного анализа, являются:

– выявление высокорисковых налогоплательщиков и приобретателей налоговой выгоды, представляющих интерес для проведения ВНП;

– анализ программных налоговых рисков и рисковых операций, установленных при проведении камеральных проверок; исследование бухгалтерской и налоговой отчётности налогоплательщика и его контрагентов; изучение их операций по расчётным счетам; анализ движения имущества и т. п.;

– истребование документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ); проведение допросов свидетелей на основании ст. 90 НК РФ; направление письменных и электронных запросов в государственные, муниципальные и иные органы и службы в соответствии со ст. 31 НК РФ; пр.

В результате предпроверочного анализа разрешаются вопросы:

– нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство; каковы налоговые риски и их сумма; вероятность доначислений в ходе ВНП недоимки по налогам и сборам;

– возможные источники погашения доначисленных в ходе ВНП сумм налогов, пеней и штрафов.

Кроме того, проводится анализ «высокорисковых» налогоплательщиков по критериям оценки рисков, приведенным в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3–06/333@.

Сам предпроверочный анализ имеет два этапа: автоматизированный и ручной. Автоматизированный анализ производится с помощью специальных программ, в частности:

– СУР АСК НДС — система, с которой начинается проведение предпроверочного анализа. На основании бухгалтерской и налоговой отчётности налогоплательщиков она автоматически распределяет их на три группы. Первая — с низким налоговым риском, деятельность которых не вызывает подозрений. Вторая — с высоким налоговым риском: организации, не исполняющие свои налоговые обязательства или исполняющие их в минимальном объёме. Третья — со средним налоговым риском: компании, которых программа не смогла отнести ни к одной из предыдущих категорий. Основным объектом внимания предпроверочного анализа становятся налогоплательщики, относящиеся ко второй группе. Работа с СУР АСК НДС-2 регламентирована письмом ФНС России от 03 июня 2016 года № ЕД-4–15/9933@;

– АИС «Налог-3» — единая информационная система ФНС, аккумулирующая в себе сведения обо всех налогоплательщиках, введённая в работу Приказом ФНС России от 14 марта 2016 года № ММВ-7–12/134@. Этой системой формируются индивидуальные карточки (ИКН) и досье налогоплательщиков;

– ПК «ВАИ», «Фира-Про» — программы, позволяющие наглядно оценить взаимосвязь налогоплательщика с другими организациями, к примеру участие его учредителей в других юридических лицах и т. п.

Такой «трехслойный» программный фильтр отсеивает существенное количество законопослушных лиц. Остальные отрабатываются налоговым органом на втором этапе анализа — ручной проверке «рисковых» организаций.

Ручной предпроверочный анализ, проводимый налоговым органом, представляет собой исследование документов и информации о налогоплательщике и его контрагентах.

Налоговая инспекция располагает электронной информацией из следующих органов и организаций:

– банков, в которых открыты/закрыты банковские счета налогоплательщиков, с доступом к выпискам по банковским счетам налогоплательщиков, позволяющим отслеживать движение денежных средств СПД;

– ГИБДД, с доступом к сведениям о зарегистрированных за юридическими и физическими лицами транспортных средствах;

– Росреестра, с доступом к сведениям о фактическом составе имущества, зарегистрированного на индивидуального предпринимателя, организацию, «выгодоприобретателей» и членов их семей;

– ЗАГСа, с доступом к сведениям о членах семей, позволяющим установить связанных лиц, состав физических лиц- «выгодоприобретателей».

Кроме того, анализируется общедоступная информация: сайты, социальные сети её учредителей, «выгодоприобретателей», сотрудников, членов их семей, сайт Арбитр.ру, пр.

Для налогового органа важно, чтобы проверка была результативной не только с точки зрения выявления нарушения, но и с точки зрения фактического взыскания.

В случае, если после комплексного анализа всего массива полученных в предпроверке данных налоговые риски подтверждены и собрана достаточная доказательственная база, налогоплательщику вменяются нарушения налогового законодательства и предлагается устранить их добровольно в установленный срок. Если налогоплательщик отказывается уточнить и уплатить налоговые обязательства по предъявленным налоговым органом налогам (сборам), налоговый орган принимает решение о проведении выездной налоговой проверки.

Кроме того, в предпроверочных мероприятиях согласовывается период и тематика выездной налоговой проверки (по одному виду налога (сбора) или комплексная — по всем налогам и сборам), состав проверяющих и необходимость привлечения в проверку сотрудников правоохранительных органов. Предварительное решение налогового органа согласовывается вышестоящей инстанцией и утверждается в планах ВНП.

Тем не менее, результаты предпроверочного анализа налогового органа можно прогнозировать, а налоговыми рисками управлять. Для этого налогоплательщику необходимо регулярно проводить мониторинг производственно-хозяйственной деятельности в пределах срока исковой давности с целью оценки налоговых рисков.

Управлять налоговыми рисками можно опираясь на анализ следующих показателей:

– величина налоговой нагрузки и средней зарплаты сотрудников организации должна быть сопоставима с другими налогоплательщиками в той же сфере;

– величина и повторяемость убытков и налоговых вычетов, отражаемых в бухгалтерской и налоговой отчётности;

– соотношение темпов роста расходов и доходов;

– отношения с «высокорисковыми» контрагентами и посредниками;

– частая перерегистрация компании по новым местам учета;

– надлежащее оформление операций по финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающееся соответствующими первичными документами.

В случае признания выдвинутых налоговым органом рисков и добровольном их устранении путём предоставления в Инспекцию уточнённой налоговой отчётности и уплаты сумм налогов, сборов и пеней, необходимость в проведении выездной налоговой проверки автоматически отпадает. Соблюдение налогового законодательства снижает риск налоговых проверок, но не исключает их.

Таким образом, предпроверочный анализ является эффективным инструментом налогового контроля, позволяющий при снижении финансовых и трудовых затрат налоговой службы достигнуть целей по наполнению бюджета. В тоже время налогоплательщику предоставлен эффективный механизм устранения допущенных налоговых нарушений, а также контроля своих налоговых рисков, что способствует созданию благоприятной налоговой среды.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ
  2. Приказ ФНС РФ от 03.03.2007 № ММ-3–06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
  3. Приказ ФНС РФ от 01.07.2019 № ММВ-7–12/333@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего автоматизацию технологических процессов ФНС России в составе подсистем и компонент АИС «Налог-3»
  4. Приказ ФНС РФ от 14.03.2016 N ММВ-7–12/134@ «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»)»
  5. Письмо ФНС РФ от 03.06.2016 № ЕД-4–15/9933@ «Об оценке рисков признака СУР»
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый орган, анализ, выездная налоговая проверка, налоговый контроль, налоговое законодательство, налогоплательщик, риск, РФ, налоговая служба, проведение.


Похожие статьи

Налоговые риски при риск-ориентированном подходе в налоговом контроле

В статье автор пытается определить специфику налоговых рисков, выявленных в процессе налогового контроля в рамках риск-ориентированного подхода. При этом рассматривается правовой статус налоговых органов и их роль в системе администрирования налоговы...

Приоритетные направления совершенствования правового и организационного обеспечения налоговых проверок в Российской Федерации

В статье автор ставит перед собой задачу определить слабые места в правовом и организационном аспекте проведения налоговых проверок в Российской Федерации, проанализировать текущие пути решения, предпринимаемые законодателем, а также разработать собс...

Построение эффективного взаимосуществования государства и экономически-хозяйствующих субъектов как тренд экономического развития России

В данной статье рассмотрены проблемы взимания налоговых платежей в бюджет. Проведено исследование, направленное на частичное заимствование зарубежной специфики эффективного построения налоговых взаимоотношений государства и экономически-хозяйствующих...

Специальные налоговые режимы как инструмент дробления бизнеса

Упрощенная система налогообложения представляет из себя удобный инструмент налогового администрирования, позволяющий малым предприятиям сократить материальные и временные издержки на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также сниз...

Совершенствование обеспечения прав и обязанностей налоговых органов

Статья посвящена изучению проблемы прав и обязанностей налоговых органов. В рамках данной темы автором рассмотрены проблемы и пути совершенствования налогового контроля в РФ. В статье предложены направления совершенствования налогового законодательст...

Налоговый мониторинг: опыт правового регулирования в зарубежных странах и перспективы развития в Российской Федерации

В данной статье производится анализ правового регулирования исполнения налогового мониторинга в различных государствах. Кроме этого, подробно рассмотрены отличительные черты осуществления данного контроля на территории Российской Федерации. Также в с...

Пути совершенствования системы налогового контроля в России

В статье рассматривается понятие налогового контроля в России, его сущность. Автором приводится ряд недостатков налоговой системы, которые приводят к малоэффективному налоговому контролю, и предлагаются меры, направленные на улучшение налоговой систе...

Аналитические процедуры финансовой экспресс-оценки и диагностики бизнеса

В статье исследованы аналитические процедуры финансовой экспресс-оценки и диагностики бизнеса с учетом особенностей современной информационной базы. В статье подробно рассмотрены особенности экспресс-оценки хозяйственной деятельности с использованием...

Правовые проблемы налога на профессиональный доход

Проблема детенизации рынка профессиональной деятельности самозанятых лиц является одной из основных проблем, с которой сталкиваются фискальные органы при осуществлении своих функций. В статье исследованы основные парадигмы налогового эксперимента — н...

Проблемы усиления эффективности и результативности процедуры внешнего управления

Внешнее управление является одной из процедур банкротства, направленной на восстановление платежеспособности должника, однако ее применение имеет низкую эффективности и дает слабые результаты. Для улучшения качества восстановительной процедуры в виде...

Похожие статьи

Налоговые риски при риск-ориентированном подходе в налоговом контроле

В статье автор пытается определить специфику налоговых рисков, выявленных в процессе налогового контроля в рамках риск-ориентированного подхода. При этом рассматривается правовой статус налоговых органов и их роль в системе администрирования налоговы...

Приоритетные направления совершенствования правового и организационного обеспечения налоговых проверок в Российской Федерации

В статье автор ставит перед собой задачу определить слабые места в правовом и организационном аспекте проведения налоговых проверок в Российской Федерации, проанализировать текущие пути решения, предпринимаемые законодателем, а также разработать собс...

Построение эффективного взаимосуществования государства и экономически-хозяйствующих субъектов как тренд экономического развития России

В данной статье рассмотрены проблемы взимания налоговых платежей в бюджет. Проведено исследование, направленное на частичное заимствование зарубежной специфики эффективного построения налоговых взаимоотношений государства и экономически-хозяйствующих...

Специальные налоговые режимы как инструмент дробления бизнеса

Упрощенная система налогообложения представляет из себя удобный инструмент налогового администрирования, позволяющий малым предприятиям сократить материальные и временные издержки на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также сниз...

Совершенствование обеспечения прав и обязанностей налоговых органов

Статья посвящена изучению проблемы прав и обязанностей налоговых органов. В рамках данной темы автором рассмотрены проблемы и пути совершенствования налогового контроля в РФ. В статье предложены направления совершенствования налогового законодательст...

Налоговый мониторинг: опыт правового регулирования в зарубежных странах и перспективы развития в Российской Федерации

В данной статье производится анализ правового регулирования исполнения налогового мониторинга в различных государствах. Кроме этого, подробно рассмотрены отличительные черты осуществления данного контроля на территории Российской Федерации. Также в с...

Пути совершенствования системы налогового контроля в России

В статье рассматривается понятие налогового контроля в России, его сущность. Автором приводится ряд недостатков налоговой системы, которые приводят к малоэффективному налоговому контролю, и предлагаются меры, направленные на улучшение налоговой систе...

Аналитические процедуры финансовой экспресс-оценки и диагностики бизнеса

В статье исследованы аналитические процедуры финансовой экспресс-оценки и диагностики бизнеса с учетом особенностей современной информационной базы. В статье подробно рассмотрены особенности экспресс-оценки хозяйственной деятельности с использованием...

Правовые проблемы налога на профессиональный доход

Проблема детенизации рынка профессиональной деятельности самозанятых лиц является одной из основных проблем, с которой сталкиваются фискальные органы при осуществлении своих функций. В статье исследованы основные парадигмы налогового эксперимента — н...

Проблемы усиления эффективности и результативности процедуры внешнего управления

Внешнее управление является одной из процедур банкротства, направленной на восстановление платежеспособности должника, однако ее применение имеет низкую эффективности и дает слабые результаты. Для улучшения качества восстановительной процедуры в виде...

Задать вопрос