В статье автор подробно рассматривает предпроверочный анализ, как один из методов налогового контроля, результатом применения которого является повышение эффективности работы налоговых органов, и предоставлению налогоплательщику возможности устранить нарушения налогового законодательства с минимальными издержками, значительно снизив риск выездной налоговой проверки.
Ключевые слова : налоговый контроль, риск-анализ, предпроверочный анализ, налоговые риски, выездная налоговая проверка.
Публичной декларацией целей и задач Федеральной налоговой службы на 2020 и последующие годы, размещенной на официальном сайте ФНС РФ, заявлено восемь ключевых направлений деятельности по созданию благоприятной налоговой среды. Среди них — налоговый контроль на основе риск-анализа, дистанционного автоматизированного контроля и мониторинга, целью которых является побуждение налогоплательщика к добровольному исполнению своих обязательств по уплате налогов и сборов.
Количество выездных налоговых проверок (ВНП) в последние годы снижается, при этом растёт их результативность. Это свидетельствует о том, что налоговые органы стали тщательней подходить к допроверочным мероприятиям.
За время карантина Covid-19 и после него, поступления в бюджеты всех уровней упали. Доходы компаний также снизились.
При этом, основной задачей деятельности налоговой службы является пополнение бюджета. Для этого она проводит мероприятия налогового контроля.
Так как ВНП — это сложное мероприятие, требующее немалых временных и финансовых затрат со стороны налоговой службы, то проведению ВНП предшествует процедура проведения предпроверочного анализа и побуждения налогоплательщика к устранению налоговых рисков, добровольной подаче уточнённой налоговой отчётности и самостоятельной уплате в бюджет причитающихся сумм налогов и сборов.
Предпроверочный анализ — это комплекс мероприятий по поиску, сбору и оценке информации об определенном налогоплательщике. Его целью является принятие обоснованного решения о проведении или не проведении ВНП в отношении этого налогоплательщика.
Проведение предпроверочного анализа проводится на основании требований Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), Концепции системы планирования выездных налоговых проверок от 03.05.2007 № ММ-3–06/333@ (в ред. от 10.05.2012), Рекомендаций по планированию и подготовке выездных налоговых проверок от 12.02.2018, Методических рекомендаций по работе с программным обеспечением АИС «Налог-3», реализующем автоматизацию технологических процессов от 09.04.2019 № 886, Порядка организации работы при осуществлении планирования и подготовки выездных налоговых проверок с использованием ПО АИС «Налог-3».
Задачами предпроверочного анализа, являются:
– выявление высокорисковых налогоплательщиков и приобретателей налоговой выгоды, представляющих интерес для проведения ВНП;
– анализ программных налоговых рисков и рисковых операций, установленных при проведении камеральных проверок; исследование бухгалтерской и налоговой отчётности налогоплательщика и его контрагентов; изучение их операций по расчётным счетам; анализ движения имущества и т. п.;
– истребование документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ); проведение допросов свидетелей на основании ст. 90 НК РФ; направление письменных и электронных запросов в государственные, муниципальные и иные органы и службы в соответствии со ст. 31 НК РФ; пр.
В результате предпроверочного анализа разрешаются вопросы:
– нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство; каковы налоговые риски и их сумма; вероятность доначислений в ходе ВНП недоимки по налогам и сборам;
– возможные источники погашения доначисленных в ходе ВНП сумм налогов, пеней и штрафов.
Кроме того, проводится анализ «высокорисковых» налогоплательщиков по критериям оценки рисков, приведенным в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3–06/333@.
Сам предпроверочный анализ имеет два этапа: автоматизированный и ручной. Автоматизированный анализ производится с помощью специальных программ, в частности:
– СУР АСК НДС — система, с которой начинается проведение предпроверочного анализа. На основании бухгалтерской и налоговой отчётности налогоплательщиков она автоматически распределяет их на три группы. Первая — с низким налоговым риском, деятельность которых не вызывает подозрений. Вторая — с высоким налоговым риском: организации, не исполняющие свои налоговые обязательства или исполняющие их в минимальном объёме. Третья — со средним налоговым риском: компании, которых программа не смогла отнести ни к одной из предыдущих категорий. Основным объектом внимания предпроверочного анализа становятся налогоплательщики, относящиеся ко второй группе. Работа с СУР АСК НДС-2 регламентирована письмом ФНС России от 03 июня 2016 года № ЕД-4–15/9933@;
– АИС «Налог-3» — единая информационная система ФНС, аккумулирующая в себе сведения обо всех налогоплательщиках, введённая в работу Приказом ФНС России от 14 марта 2016 года № ММВ-7–12/134@. Этой системой формируются индивидуальные карточки (ИКН) и досье налогоплательщиков;
– ПК «ВАИ», «Фира-Про» — программы, позволяющие наглядно оценить взаимосвязь налогоплательщика с другими организациями, к примеру участие его учредителей в других юридических лицах и т. п.
Такой «трехслойный» программный фильтр отсеивает существенное количество законопослушных лиц. Остальные отрабатываются налоговым органом на втором этапе анализа — ручной проверке «рисковых» организаций.
Ручной предпроверочный анализ, проводимый налоговым органом, представляет собой исследование документов и информации о налогоплательщике и его контрагентах.
Налоговая инспекция располагает электронной информацией из следующих органов и организаций:
– банков, в которых открыты/закрыты банковские счета налогоплательщиков, с доступом к выпискам по банковским счетам налогоплательщиков, позволяющим отслеживать движение денежных средств СПД;
– ГИБДД, с доступом к сведениям о зарегистрированных за юридическими и физическими лицами транспортных средствах;
– Росреестра, с доступом к сведениям о фактическом составе имущества, зарегистрированного на индивидуального предпринимателя, организацию, «выгодоприобретателей» и членов их семей;
– ЗАГСа, с доступом к сведениям о членах семей, позволяющим установить связанных лиц, состав физических лиц- «выгодоприобретателей».
Кроме того, анализируется общедоступная информация: сайты, социальные сети её учредителей, «выгодоприобретателей», сотрудников, членов их семей, сайт Арбитр.ру, пр.
Для налогового органа важно, чтобы проверка была результативной не только с точки зрения выявления нарушения, но и с точки зрения фактического взыскания.
В случае, если после комплексного анализа всего массива полученных в предпроверке данных налоговые риски подтверждены и собрана достаточная доказательственная база, налогоплательщику вменяются нарушения налогового законодательства и предлагается устранить их добровольно в установленный срок. Если налогоплательщик отказывается уточнить и уплатить налоговые обязательства по предъявленным налоговым органом налогам (сборам), налоговый орган принимает решение о проведении выездной налоговой проверки.
Кроме того, в предпроверочных мероприятиях согласовывается период и тематика выездной налоговой проверки (по одному виду налога (сбора) или комплексная — по всем налогам и сборам), состав проверяющих и необходимость привлечения в проверку сотрудников правоохранительных органов. Предварительное решение налогового органа согласовывается вышестоящей инстанцией и утверждается в планах ВНП.
Тем не менее, результаты предпроверочного анализа налогового органа можно прогнозировать, а налоговыми рисками управлять. Для этого налогоплательщику необходимо регулярно проводить мониторинг производственно-хозяйственной деятельности в пределах срока исковой давности с целью оценки налоговых рисков.
Управлять налоговыми рисками можно опираясь на анализ следующих показателей:
– величина налоговой нагрузки и средней зарплаты сотрудников организации должна быть сопоставима с другими налогоплательщиками в той же сфере;
– величина и повторяемость убытков и налоговых вычетов, отражаемых в бухгалтерской и налоговой отчётности;
– соотношение темпов роста расходов и доходов;
– отношения с «высокорисковыми» контрагентами и посредниками;
– частая перерегистрация компании по новым местам учета;
– надлежащее оформление операций по финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающееся соответствующими первичными документами.
В случае признания выдвинутых налоговым органом рисков и добровольном их устранении путём предоставления в Инспекцию уточнённой налоговой отчётности и уплаты сумм налогов, сборов и пеней, необходимость в проведении выездной налоговой проверки автоматически отпадает. Соблюдение налогового законодательства снижает риск налоговых проверок, но не исключает их.
Таким образом, предпроверочный анализ является эффективным инструментом налогового контроля, позволяющий при снижении финансовых и трудовых затрат налоговой службы достигнуть целей по наполнению бюджета. В тоже время налогоплательщику предоставлен эффективный механизм устранения допущенных налоговых нарушений, а также контроля своих налоговых рисков, что способствует созданию благоприятной налоговой среды.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ
- Приказ ФНС РФ от 03.03.2007 № ММ-3–06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
- Приказ ФНС РФ от 01.07.2019 № ММВ-7–12/333@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего автоматизацию технологических процессов ФНС России в составе подсистем и компонент АИС «Налог-3»
- Приказ ФНС РФ от 14.03.2016 N ММВ-7–12/134@ «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»)»
- Письмо ФНС РФ от 03.06.2016 № ЕД-4–15/9933@ «Об оценке рисков признака СУР»