В статье авторы пытаются определить особенности когнитивной сферы младших школьников с речевыми нарушениями.
Ключевые слова: когнитивная сфера, младший школьный возраст, речевые нарушения.
С началом школьной жизни у детей младшего школьного возраста под влиянием образовательного процесса, классного коллектива и учителя осуществляется развитие их когнитивной сферы, приобретение таких свойств и качеств личности, характерных для взрослых людей. Это обусловлено тем, что младшие школьники выполняют новые и необычные для них виды деятельности, а также находятся в системе таких межличностных отношений, диктующих от них обладание новыми личностными качествами. Едиными характеристиками всех составляющих когнитивной сферы у детей младшего школьного возраста должны стать их стабильность, произвольность и результативность. Учащиеся начальной школы, которые имеют подобные качества, выделяются среди сверстников большей заинтересованностью к обучению, наблюдательностью, возможностью качественнее выполнять упражнения и задания, а также воспринимать окружающую их действительность [1, c. 140–168].
Важную роль в совершенствовании когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста выполняет личностная характеристика учителя, его качества, а также глубокая заинтересованность тем, что он преподает, чему желает научить своих учеников. Личный авторитет педагога — крепкий фундамент воспитания у учеников заинтересованности на занятиях, без наличия которой становится маловероятным усвоение изучаемого учебного материала [3, c. 103–120].
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.
При малой речевой активности страдает общая познавательная деятельность ребенка. Речь при речевых нарушениях не является полноценным средством коммуникации, организации поведения и индивидуального развития. Интеллектуальная недостаточность и ограниченный запас знаний, наблюдающиеся у многих детей с речевыми нарушениями в различные возрастные периоды, носят, таким образом, вторичный характер [4, c. 174–182].
В ряде случаев у детей с речевыми нарушениями развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность, у них отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам. Некоторые дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к тому, что они стараются обойти речевые трудности, отказываются от речевого общения. Речевая неполноценность «выключает» ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику [2, c. 168–175].
Младшим школьникам с речевыми нарушениями предстоит очень важный момент в их жизни — переход после окончания начальной школы в среднее звено образовательного учреждения. Этот процесс заслуживает самого серьёзного внимания. Связано это с тем, что условия обучения преобразовываются коренным образом. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, воображения, памяти и внимания детей, к другим составляющим когнитивную сферу, а также к личностному совершенствованию учащихся [5].
Однако по результатам проведенного нами исследования мы выяснили, что уровень развития когнитивной сферы у значительного числа учащихся начальной школы с речевыми нарушениями едва достигает нормы, а у многочисленной группы младших школьников с речевыми нарушениями уровень развития явно недостаточен для данного периода онтогенеза, чего нельзя сказать про детей младшего школьного возраста без речевых нарушений.
Это свидетельствует о том, что те качества, которые должны быть развиты у учащихся с нарушениями речи к концу обучения в начальном звене, не сформированы, или получили развитие в недостаточной степени.
Поэтому выявление особенностей когнитивной сферы младших школьников с речевыми нарушениями имеет важное значение, и чем точнее будет проведена диагностика ребенка, чем быстрее и правильнее разработана программа работы и проведена с каждым учеником, тем меньше будет особенностей когнитивной сферы у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
Литература:
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов [Текст] / Г. С. Абрамова — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. 0 672 с.
- Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников, практикум по психодиагностике. М. Издательство «Речь» 2005г.
- Елецкая О. В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи/ О. В. Елецкая, А. А. Тараканова. — 2012.
- Кибрик, А. А. Когнитивные исследования: сборник научных трудов. — 5 вып. [Текст] / ред. А. А. Кибрик, Т. В. Черниговская, А. В. Дубасова. — М.: Институт психологии РАН, 2012. — 294 с.
- Лебедева, Т. В. Когнитивные корреляты грамотности у детей с речевыми и языковыми трудностями по сравнению с детьми с другими специальными потребностями / Е. Л. Григоренко, Т. В. Лебедева, Н. А. Прихода, Н. В. Рахлина // Материалы VI Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии «Ребенок с дислексией в реалиях XXI века». — М.: Российская ассоциация дислексии, 2013. — С. 28–34 (0,4 п.л.).