Психолого-педагогическое сопровождение семьи: теоретический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.11.2022

Статья просмотрена: 1027 раз

Библиографическое описание:

Карнаухова, Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение семьи: теоретический аспект / Т. А. Карнаухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96830/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, принципы психолого-педагогического сопровождения, психологическая поддержка семьи.

Keywords: psycho-pedagogical support, principles of psycho-pedagogical support, psycho-pedagogical assistance of the family.

Современные исследования в области семьи и детства выявляют тенденции к неравномерности психического развития в детской популяции, росту числа детей с проблемными вариантами развития различной этиологии, снижению уровней психического и психологического здоровья и физического развития. Подобные трудности связаны, в том числе, с перестройкой семьи как социального института и порождением новой социальной ситуации развития. В то же самое время, для современных родителей характерны такие черты как ответственность и вовлеченность, сверхконтроль, отделенность от прародительского опыта, интерес к экспертному знанию, тревога и сомнения в последствиях своих решений.

Таким образом, мы наблюдаем действие противоположных тенденций, характерных для современного российского общества: признание сверхценности детства, решающей важности этого периода в жизни человека, открытость родителей новому опыту воспитания детей с одной стороны, и, возрастанием рисков, связанных с социальными пертурбациями: разводами, ухудшением здоровья детского населения, потеря связи с «естественным воспитанием», побочными явлениями цифровизации и др. Осознание этих проблем ведет к постановке первоочередных задач грамотного психолого-педагогического сопровождения семьи.

Идеи «сопровождения» (медицинского, социального, психологического, педагогического) возникли из практического воплощения идей гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку и насчитывают уже вековую историю. В России идея сопровождения в полной мере стала реализовываться в системе образования с 1994 года, создавая условия для полноценного развития детей, обеспечения их психологического здоровья. В работах ученых и практиков, занимающихся проблемами совершенствования воспитания и развития подрастающего поколения, стали широко использоваться понятия «психолого-педагогическая поддержка», «социально-педагогическая поддержка», «социально-психологическая адаптация», «психологическое обеспечение», «психологическая помощь». Подробный анализ этих категорий привел к построению теории сопровождения. Основополагающей философской идеей этой теории явилось положение о свободе выбора как основе развития личности. По образному высказыванию Р. М. Битяновой «Сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути… Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги — право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным — это большая удача [2, с. 23]. Необходимость психолого-педагогического сопровождения наступает в ситуации жизненного выбора, под которой исследователи (Е. А. Казакова, Р. М. Битянова) понимают множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Свобода выбора возможна, поскольку есть вера в человека, в позитивность его намерений, стремлению к развитию и независимости. В этом — зерно гуманистического подхода, представленного в психологической науке теориями К. Р. Роджерса, А. Маслоу и др. Гуманизм возражает против навязывания того или иного мировоззрения: каждый субъект сознательно ставит цели, выбирает средства, стремится к достижению и оценке результата. Принцип гуманизма лежит в основе определения, данного Е. И. Казаковой, которая рассматривает сопровождение как совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за его реализацию [5, с. 64]. Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова также рассматривают сопровождение через призму гуманистического подхода, отмечая, что сопровождение ребенка должно быть «сопровождением его естественного развития... программы составляются таким образом, чтобы ими можно было варьировать, сопровождать и будить ростки самостоятельности у ребенка, стараясь не управлять им, не ограничивать его фантазию, не подавлять. [1, с. 28].

Личностно ориентированный подход (А. Г. Асмолов, А. В. Петровский) определяет приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности субъекта, а также максимальный учет индивидуальных и личностных особенностей каждого субъекта. С позиций личностно- ориентированного подхода сопровождение должно быть направлено на потребности и интересы сопровождаемого, логику его развития, а не на заданные извне задачи. Указанный подход наиболее ярко выражен в определении данном И. И. Мамайчук, которая понимает сопровождение как модель психологической помощи, специально организованный процесс, направленный на создание условий реализации индивидуально — личностного потенциала» [6, с. 68].

Как сущностная выделяется идея о том, что в основе сопровождения лежит «взаимодействие вместо воздействия», либо «взаимные воздействия». Взаимодействие обычно понимается не только как влияние людей друг на друга, но и как непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Сопровождение — это «…сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка» [10, с. 19].

Следовательно, взаимодействие сопровождающего специалиста с сопровождаемым должно строиться как партнерские, равноправные отношения между субъектами общения посредством диалога и обменом опыта между равными. В этом положении прослеживается уход от традиционной безусловной «экспертности» специалиста, позиции «сверху», а, кроме того, наделением всех сторон ответственностью за результаты.

Следующей неотъемлемой характеристикой сопровождения, выделяемой в психолого-педагогической литературе, выступает приоритет опоры на внутренний потенциал сопровождаемого. В конечном итоге должны быть созданы условия для перехода к самопомощи, т. е. в процессе сопровождения специалист оказывает необходимую и достаточную (но не избыточную) поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Внутренний потенциал сопровождаемого — это его сильные стороны, фундамент для выстраивания траектории сопровождения. Так, Р. Р. Овчарова отмечает, что сопровождение не предусматривает облегчения, гиперопеки по отношению к воспитаннику (родителю), а наоборот, способствует целесообразному и самостоятельному разрешению возникающих (возникших) проблем в различных жизненных ситуациях. Благодаря сопровождению родители наиболее полно проявляют самостоятельность и накапливают социально-значимый воспитательный опыт, целесообразного и успешного поведения и самопроявления в различных жизненных ситуациях в интересах стимулирования развития и воспитания ребенка [7, с. 176].

Анализ теории «сопровождения», представленный в современной научной литературе, показал, что на данный момент отсутствует единая концепция психолого-педагогического сопровождения. Чаще всего сопровождение понимается как система профессиональной деятельности либо как определенная технология.

Деятельностный подход по оказанию помощи в прохождении всех стадий развития ребенком развит в работах Р. Битяновой, Е. Казаковой, Е. Козыревой, Т. Чирковой и др.

Как определенную технологию сопровождение рассматривает Р. Овчарова. Эта технология отличается от других позицией психолога и других субъектов сопровождения; способами взаимодействия и разделения ответственности психолога с родителями, приоритетами видов и направлений деятельности психолога в работе с родителями, стратегическими целями (развитие личности родителя как субъекта семейного воспитания), критериями эффективности работы психолога в терминах субъектности личности родителей, связанной с принятием родительской ответственности [7, с. 173].

Психолого-педагогическое сопровождение семьи имеет ряд характерных особенностей, достаточно полно проанализированных в научной литературе. Как указала Е. И. Казакова, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка [5, с. 36]. Очерчивая такой круг носителей проблем, очевидно, что и решение этих проблем будет делом коллективным. Тогда, как замечает Л. Г. Субботина, суть сопровождения состоит в комплексном подходе к решению проблем ребенка, когда оно осуществляется в тесном взаимодействии психологов, учителей и родителей. [9, с. 78]. Комплексный подход прослеживается в работах многих исследователей, занимающихся вопросами психолого-педагогического сопровождения семьи. Е. В. Пахомова под психолого-педагогическим сопровождением ребенка понимает систему профессиональной деятельности специалистов, работающих с детьми (воспитателей, педагогов, педагогов-психологов и др.), по созданию оптимальных условий для успешного образования и развития ребенка в ситуациях взаимодействия в образовательной среде и оказания помощи в ходе реализации данных процессов. [8, с. 13].

Следующей особенностью психолого-педагогического сопровождения семьи выделяется то, что в качестве субъекта сопровождения необходимо рассматривать не ребенка, не его семью, а «их общность как коллективный субъект саморазвития». Делая отсылку к теории семейных систем Мюррея Боуэна, согласно которой «семья является системой, так как изменения в одной части ведут к компенсаторным изменениям в других частях семьи», Е. Л. Гончарова утверждает, что профилактические, диагностические, коррекционные и просветительские мероприятия сопровождения также должны выстраиваться по отношению к этому коллективному субъекту, к целостной со-бытийной общности [4, с.46].

Таким образом, анализ современных исследований показал, что психолого-педагогическое сопровождение в работах отечественных авторов трактуется как:

– система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития детей;

– особый вид помощи в решении разного рода проблем, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъектов развития за свой выбор;

– комплексный подход, обеспечиваемый единством усилий всех субъектов образовательного пространства.

Основными признаками психолого-педагогического сопровождения семьи являются: свобода семьи в своем волеизъявлении; приоритет интересов семьи и ее членов; опора на внутренний потенциал семьи; выстраивание паритетных позиций с семьей и наделение ее ответственностью.

Литература:

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев: Вирт; СПб.: Дорваль, 1993. 96 с.
  2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. 298 с.
  3. Васягина Н. Н., Ибатуллина А. В. О психологической службе в системе образования Свердловской области // Педагогическое образование в России 2020. № 1.С.95–99
  4. Гончарова Е. Л. К вопросу о субъекте психолого-педагогического сопровождения в формирующейся практике комплексной помощи детям раннего возраста // Дефектология. 2009. № 7. С. 45–50.
  5. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб, 1998.
  6. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами развития. СПб.: Речь, 2001. 220 с.
  7. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства: Учебное пособие. Москва: Издательство Института Психотерапии, 2003. С. 173–178.
  8. Пахомова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ослабленным здоровьем в образовательной среде дошкольного учреждения: автореф. дис.... канд. пед. наук. Ставрополь, 2007. 31 с.
  9. Субботина Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности учащихся в образовательном процессе. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. 150 с.
  10. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003. 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение семьи, сопровождение, комплексный подход, внутренний потенциал, гуманистический подход, оказание помощи, психологическое здоровье, свобода выбора, сопровождение ребенка.


Ключевые слова

психолого-педагогическое сопровождение, принципы психолого-педагогического сопровождения, психологическая поддержка семьи

Похожие статьи

Особенности социально-педагогического сопровождения молодой семьи в России

В статье рассмотрена сущность и особенности социально-педагогического сопровождения молодой семьи, специфика работы с данной категорией населения, а также социально-педагогические компоненты сопровождения.

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании

Статья посвящена рассмотрению проблемы безопасности личности в образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как условие безопасности и имеет свои особенности, формы и методы, включенные в систему. Описана модель безо...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников

В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду

В статье рассматривается процесс обеспечения психологического здоровья дошкольников как единство диагностики, профилактики и коррекции в определенных психолого-педагогических условиях.

Компетенция сопровождения детей группы риска в контексте профессионального стандарта педагога-психолога

Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.

В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...

Педагогическое сопровождение как объект методической работы

Педагогическое сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом индивидуализации дошкольного образования. Индивидуализация образования — процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной образовательной деятельно...

Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду

В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...

Похожие статьи

Особенности социально-педагогического сопровождения молодой семьи в России

В статье рассмотрена сущность и особенности социально-педагогического сопровождения молодой семьи, специфика работы с данной категорией населения, а также социально-педагогические компоненты сопровождения.

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании

Статья посвящена рассмотрению проблемы безопасности личности в образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как условие безопасности и имеет свои особенности, формы и методы, включенные в систему. Описана модель безо...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников

В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду

В статье рассматривается процесс обеспечения психологического здоровья дошкольников как единство диагностики, профилактики и коррекции в определенных психолого-педагогических условиях.

Компетенция сопровождения детей группы риска в контексте профессионального стандарта педагога-психолога

Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.

В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...

Педагогическое сопровождение как объект методической работы

Педагогическое сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом индивидуализации дошкольного образования. Индивидуализация образования — процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной образовательной деятельно...

Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду

В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...

Задать вопрос