В статье рассматривается один из ключевых приёмов раскрытия образов в поэме — художественная деталь. Доказывается, что именно эта особенность играет главную роль в передаче характеров помещиков, а также изучаются быт и одеяние героев.
Ключевые слова : художественная деталь, описание, образ, поэма.
Николай Васильевич Гоголь — писатель поистине оригинальный. В его творчестве нет отсылок к претекстам, как отмечал А. И. Герцен, «Гоголь полностью свободен от иностранного влияния; он не знал никакой литературы, когда сделал уже себе имя» [10, 8]. Поэма «Мертвые души» показывает нам не только талантливого писателя, но и потрясающего художника, умеющего находить нестандартные способы демонстрации характеров персонажей. Одним из излюбленных приемов Н. В. Гоголя является художественная деталь. Используя этот прием, писатель даёт характеристику героям поэмы, вырисовывая их четкий образ, отличающийся яркой индивидуальностью на фоне других. Именно об этом и говорит в своей статье Э. Е. Николаева: «Стремясь объективно показать людей того времени, уклад и быт их жизни, Гоголь использует детальное описание, портретную характеристику, интерьер, говорящие фамилии, а также образы еды» [3, с. 183].
Рассмотрим подробнее, как при помощи художественной детали создается целостный образ каждого помещика. Первый помещик, с которым мы знакомимся — добрый и ленивый Манилов, в поэме говорится, что он «... все время сидел … и курил трубку, что тянулось до самого ужина» ... [5, с. 32]. Очевидно, что мечтания являются главными занятиями Манилова, которые, к сожалению, совершенно не воплощаются в жизнь, а так и остаются фантазией в голове у помещика. Одной из важнейших художественных деталей образа героя является описание книги в его кабинете: «… заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года» ... [5, с.35]. Именно эта подробность показывает читателю бесхозяйственность Манилова, его леность и глупость в домашних делах.
Следующей помещицей является Настасья Петровна Коробочка. Расчётливость женщины проявляется благодаря деталям внешности и быта хозяйки. Описывая окружающую обстановку, Гоголь с поразительной точностью обличает характер помещицы: стены обвешаны «старенькими обоями», на одно из чучел в её огороде «надет был чепец самой хозяйки», что как раз указывает на её глупость и «дубиноголовость», которые подчеркивал автор. Все мысли помещицы были сосредоточены на накопительстве и извлечении выгоды для самой себя, поэтому в её быте мы видим множество мешочков с «деньжонками», размещённых по многочисленным «ящикам комодов» [5, с. 47].
В портрете Ноздрёва Гоголь обращает внимание на внешнюю привлекательность помещика, за которой всё же скрывается душевная пустота. В доме героя можно увидеть хаотичную смесь предметов, никак друг с другом не связанных: сабли и ружья, «турецкие» кинжалы, «кисет, вышитый какою-то графинею», все эти детали помогают лучше понять сущность Ноздрёва — человека вспыльчивого и непредсказуемого [5, с. 73].
Михаил Семёнович Собакевич изображается как человек грубый, прямолинейный, хорошо разбирающийся в людях. Гоголь, описывая Собакевича, сравнивает его с неповоротливым медведем, что также является важной деталью для понимания сущности данного героя. Даже в описании его мебели мы видим сравнение с хозяином этой усадьбы: «Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства, — словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич!» [5, с. 98].
Замыкает галерею помещиков скупой старик Плюшкин. Изображение кабинета героя помогает понять, какой он на самом деле: "...с середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк» ... [5, с. 117]. Одет был Плюшкин в лохмотья, из-за чего Чичиков поначалу спутал помещика со старухой. Даже угощения у Плюшкина полностью олицетворяют своего хозяина, жадного, подозрительного, не доверяющего никому человека с омертвевшей душой, полностью запустившим своё хозяйство и собственную жизнь: графинчик «…был весь в пыли, как в фуфайке» [5, с. 121]. Гоголь — величайший мастер слова, показал нам, как человек, в котором когда-то светился ум, превратился в жалкого скрягу, утратившего способность жить.
Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что художественная деталь, с помощью которой и создается поразительно точное описание внешности и быта помещиков, играет важную роль в полном обличении их характеров, а также даёт ключ к пониманию идеи всего произведения в целом.
Ещё одной художественной деталью является предмет быта и помещичьего застолья — чай. Роль этого напитка «гораздо более значительна, чем роль других угощений»: это «элемент гостеприимства», «атрибут дружеского общения», «товар», «элемент роскоши», «часть алкогольной культуры». Чаепитие характеризует героев поэмы, атрибуты чайной трапезы становятся яркими деталями, иллюстрирующими быт того или иного помещика» [2, с. 83]. Чай у Манилова — олицетворение спокойствия и вечных раздумий помещика, чай встречается и у Коробочки: «А с чем прихлебнете чайку? Во фляжке фруктовая» как репрезентация гостеприимства [5, с. 49]. У Ноздрева, любителя «выпить и погулять», чай подаётся вместе с бутылкой рома. У Собакевича напиток также появляется на столе: «За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была больше тарелки, потом последовал индюк ростом с теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем. После был предложен чай с душистым вареньем» [5, с. 100]. Даже стол с угощениями у Собакевича олицетворяет самого хозяина — здорового и крепкого мужчину, для которого всегда важно хорошо поесть. Плюшкин же лишь говорит о чае как о дорогом и нелюбимом напитке, но чай так и не появляется на столе у помещика, что символизирует его закрытость, наигранную любезность. Именно поэтому такая художественная деталь, как чай, выступает той точкой опоры, вокруг которой разыгрывается комическое изображение гостеприимства и поведения героев.
Таким образом, художественная деталь в поэме Гоголя не существует сама по себе, она не перегружает произведение и не разделяет его на множество незначительных мелких частей. Художественная деталь, наоборот, плавно соединяется с концепцией всей поэмы, помогает охарактеризовать каждого из героев, развёртывается как интересный и поразительно точный рассказ о сущности помещиков и их жизни. Благодаря художественной детали Гоголь сумел чётко показать нам характеры героев, обличил их сущность, их уклад жизни, а самое главное — ловко передал задумку всего произведения.
Литература:
- Белинский, В. Г. Похождения Чичикова, или мертвые души / В. Г. Белинский. — Текст: электронный // ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948: [сайт]. — URL: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0250.shtml (дата обращения: 29.10.2022).
- Бурдин, И. В. Концепт «чай» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» / И. В. Бурдин. — Текст: непосредственный // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2021. — Т. 13. — № 3. — С. 79–85.
- Николаева, Э. Е. Концепт еды в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» / Э. Е. Николаева. — Текст: непосредственный // Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха: сборник материалов IV международной молодежной научно-практической конференции, Магнитогорск, 18–20 сентября 2018 года. — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2018. — С. 182–185.
- Гоголь, Н. В. Полное собрание сочинений. т. IV, VI—XIV / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) / Н. В. Гоголь. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1952. — 247 c. — Текст: непосредственный.
- Проскурина, Е. Н. Дом и дорога в поэме Гоголя «Мертвые души» / Е. Н. Проскурина. — Текст: непосредственный // Филологический класс. — 2003. — № 10. — С. 36–40.
- Сенина, К. А. Предметно-бытовое окружение как средство раскрытия героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» / К. А. Сенина. — Текст: непосредственный // NovaInfo.Ru. — 2021. — № 126. — С. 48–50.
- Сироткина, Н. В. Случайные встречи Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (О демонизме Коробочки и Ноздрева) / Н. В. Сироткина. — Текст: непосредственный // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. — 2012. — Т. 3. — № 4. — С. 307–311.
- Федорова, А. Типология образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души (Художественные детали) / А. Федорова. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № S5–1(57–1). — С. 117–119.
- Озеров, Ю. А. Бытовая деталь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» / Ю. А. Озеров. — Текст: непосредственный // Русская словесность. — 2006. — № 2. — С. 18–30.
- Герцен, А. И. Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года / А. И. Герцен. — Текст: непосредственный // Русская эстетика и критика 40–50-х годов XIX века. — Москва: Искусство, 1982. — С. 11.