С каждым днём технические прогресс не стоят на месте. В робототехнике и инженерии появляются новейшие перспективные открытия, которые могут решить обширный спектр задач и максимально упростить труд человека в повседневной деятельности, финансы и время. Создание беспилотного летательного аппарата — это одно из самых перспективных развитий.
Дрон или беспилотный летательный аппарат (БПЛА) — это летательный аппарат, на котором нет экипажа. Существуют БПЛА, управляемые дистанционно или автоматически. Также каждый беспилотный летательный аппарат различается конструкцией, назначением и составными частями.
Беспилотник, для которого команды подаются непрерывно, называется дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом. БПЛА широко применяются в быту и в бизнесе.
История создания БПЛА началась с восстания в Венеции 1849 года. Венецианцы провозгласили независимость и город был взят в осаду. Артиллерийские войска не могли эффективно наносить удары, так как рельеф обладал особенностями и укрепления на подступах к Венеции были хорошо укреплены.
Лейтенант австрийской артиллерии — Франц Фон Юхатик (рис. 1), предложил нанести бомбардировочный удар с аэростатов (рис. 2). На борту аэростатов были бомбы с шрапнелью и механизмы, которые сбрасывали их в необходимый момент.
Данный случай является первым в истории официально задокументированным свидетельством использования беспилотных летательных аппаратов.
Рис. 1. Портрет Франц Фон Юхатика
Рис. 2. Бомбардировочный удар с аэростатов
В 1910 году американский военный Чарльз Кеттеринг (рис. 3) из Огайо предложил еще оду идею беспилотного летательного аппарата. Можно сказать, что основная идея была в создании бомбы с крыльями. Его можно считать родоначальником беспилотной ударной авиации.
Рис. 3. Портрет Чарльзf Кеттеринга и его «бомба с крыльями»
По замыслу Кеттеринга, самолет, содержащий взрывчатку, мог летать без пилота, по прямой, но небольшое время. После этого беспилотный аппарат сбрасывал крылья и падал на территорию неприятеля. Его аппараты были приняты на вооружение, но в боях так и не применялись.
Самые первые отечественные БПЛА появились в 60-ые года. В 1959 году началась разработка разведывательного аппарата Ла-17Р. Он мог летать на высоте 900 метров и осуществлять фоторазведку объектов, находящихся на расстоянии 50–60 километров. Данный аппарат не применялся в боевой обстановке, но был на вооружении до начала 1970-х годов.
В 70–80-е годы прошлого столетия наша страна являлась одним из лидеров в сфере создания беспилотных летательных аппаратов. Советский военно-промышленный комплекс ориентировался на изобретение достаточно крупных аппаратов, похожих на Ту-143 «Рейс» (рис. 4) или Ту-141 «Стриж» (рис. 5). В 1970–1980-х годах Ту-143 было выпущено около 950 аппаратов, а некоторые до сих пор эксплуатируются.
Рис. 4. Ту-143 «Рейс»
Рис. 5. Ту-141 «Стриж»
Ту-143 «Рейс» имел действительно большие размеры: длина — 806 сантиметров, масса — 1230 килограмм, а размах крыльев — 224 сантиметра. Этот летательный аппарат предназначался для наблюдения за радиационной обстановкой, а также для ведения в прифронтовой полосе тактической разведки. А после окончания полета Ту-143 совершал разворот и летел обратно в зону посадки, где после остановки двигателя осуществлял посадку при помощи парашютно-реактивной системы и шасси.
А вот, что касается Ту-141 «Стриж», так он был еще крупнее. Его масса составляла 5370 килограмм, длина была 1433 сантиметров, а размах крыльев составлял 388 сантиметров. Его главное предназначение заключалось в ведение разведки на глубину несколько сотен километров от линии фронта на трансзвуковых скоростях. Ту-141 «Стриж» можно было использовать при любых условиях и в любое время суток, так как он был оснащен средствами фото- и инфракрасной разведки. Данный БПЛА был на вооружении ВВС СССР с 1979 по 1989 годы.
Советскими конструкторами за период с 1960-х до 1990-х в целом было выпущено около полутора десятков различных беспилотных летательных аппаратов. К сожалению, в 90-е годы и начале 2000-х все наработки были утрачены. Наша страна откатилась на много лет назад в сфере создания беспилотников.
В израильско-сирийский конфликт — это первый раз, когда БПЛА были применены в боевых условиях.
Сегодня беспилотный летательные аппараты сильно усовершенствовали и их роль в боевых действиях играет важную роль. Сфера создания современных БПЛА переживает настоящий бум: создается широкая линейка машин: от маленьких аппаратов, предназначенных для индивидуального применения на поле боя, до дорогостоящих и сложнейших стратегических устройств. Для примера, все боевые самолеты-истребители шестого поколения создаются в двух вариантах: пилотируемом и беспилотном. Но даже маленькие БПЛА в комплексе с разведывательными функциями, имеют ударные возможности, которые можно сравнить с истребителями и штурмовой авиацией.
На сегодня, мировым лидером производства беспилотников является Израиль. Около 80 % созданных в этой стране БПЛА идут на экспорт во множество стран, в том числе и в нашу страну.
Россия в этой сфере пока отстает от мировых стандартов. Военно-политическое руководство страны поставило задачу перед российскими конструкторами наверстать упущенное к концу 2022 года. Доля российских беспилотных воздушных аппаратов должна быть минимум 5 %.
Этим вопросом занимаются ученые многих отечественных конструкторских заводов и предприятий, различные компании, вхлдящие в состав Ростех.
«Орлан-10» и «Дозор-600» сегодня являются самыми известными БПЛА в России.
Тактический разведывательный беспилотник маленького радиуса действия «Орлан-10» (рис. 6) обладает хорошими характеристиками: его масса составляет 14 килограмм, длина — 180 сантиметров, размер крыльев — 310 метров, а длительность полета целых 16 часов. Данный беспилотник предназначен для наблюдения в труднодоступной местности за протяженными объектами. «Орлан-10» способен вести разведку на большой дальности и длительное время патрулировать необходимые районы.
Рис. 6. БПЛА «Орлан-10»
А вот «Дозор-600» (рис. 7) является одним из самых перспективных проектов компании «Транзас». Данный БПЛА уже относится к тяжелым разведывательно-ударным устройствам.
Рис. 7. БПЛА «Дозор-600»
Беспилотник в любых условиях и любое время суток может выполнять обширный спектр боевых задач. У него есть два режима работы: автономный и ручной. Для первого режима характерно самостоятельная работа: начиная с создания маршрута и заканчивая нанесением ударов высокоточным оружием. А во втором режиме оператор полностью управляет беспилотником.
«Дозор-600» имеет размах крыльев — 12 метров, а дальность полета составляет 3700 километров. В полете дрон может находиться около 30 часов.
Самый новый и современный беспилотник в России — это беспилотник «Охотник» (рис. 7). С появлением С-70Б-1 «Охотник» наступила новая эра тяжелых ударных реактивных беспилотников.
Рис. 7. БПЛА С-70 «Охотник»
Данный беспилотник способен, в случае потери связи, самостоятельно завершить маршрут и совершить приземление в заранее выбранной точке, так как обладает искусственным интеллектом.
Почти все данные по данному БПЛА засекречены, но известны лишь масса, которая составляет 20000 килограмм, размах крыльев — 18 метров и дальность полета — до 6000 километров.
«Охотник» малозамечен для радаров. Выполняя задачи, беспилотник способен вести фото- и видеосъемку или использовать средства радиоэлектронной борьбы.
В 2022 году началась поставка двухдвигательного тяжелого БПЛА «Иноходец-РУ» (рис. 8). Масса аппарата составляет 2,5 тонны, имеет крейсерскую скорость — 295 км/ч., дальность полёта — 1000 километров, а продолжительность достигает 40 часов.
Рис. 8. БПЛА «Иноходец-РУ»
Новый беспилотник оснащен средствами дистанционного и автономного управления по радиоканалу. Он способен осуществлять разведку и наблюдение, искать цели и выдавать целеуказания, за счет наличия оптико-электронного блока и радиотехнических систем разного типа.
Таким образом, беспилотные летательные аппараты — это будущие короли неба. Дроны практически бесперебойно работают, там, где человек не в состоянии выдержать нагрузку, БПЛА может продолжить работу. Также эти аппараты способны выполнять поставленные задачи на протяжении 24 часов, без перерывов на отдых и сон, что совсем не свойственно для человека. БПЛА не умеют ошибаться, лишь только если оператор, вводивший информацию на выполнение задачи, допустил ошибку. Но самый огромный и неоспоримый плюс в использовании дронов — это то, что они сохранили сотни жизней за время их использования, а это дорогого стоит.
Литература:
- Беспилотный летательный аппарат [Электронный ресурс]: [сайт]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Беспилотный_летательный_аппарат.
- Первая бомбардировка с воздуха [Электронный ресурс]: [сайт]. — Режим доступа: https://aviamuseum.com.ua/ru/news/news/den-v-istorii-aviatsii/670-pervaya-bombardirovka-s-vozduha.
- С. М. Ганин, А. В. Карпенко, В. В. Колногоров, Г. Ф. Петров., Беспилотные летательные аппараты. — 1999. —С. 43–50.
- С-70 Охотник [Электронный ресурс]: [сайт]. — Режим доступа: http://www.airwar.ru/enc/bpla/s70.html.
- Орлан-10 [Электронный ресурс]: [сайт]. — Режим доступа: http://www.airwar.ru/enc/bpla/orlan10.html.
- Дозор 600 [Электронный ресурс]: [сайт]. — Режим доступа: https://avia.pro/blog/dozor-600-tehnicheskie-harakteristiki-foto.