В настоящей статье рассматриваются вопросы, касающиеся различия между m-learning (мобильным обучением) и e-learning (электронным обучением), базовая терминология и основные методы использования мобильного обучения в современном образовании.
In the article the issues concerning the difference between m-learning (mobile learning) and e-learning (e-learning) are considered, basic terminology and essential ways of using mobile learning in modern education are discussed.
Потребность в использовании технологий, которые стирают границы времени и местоположения, возрастает день ото дня сегодня, когда информация и доступ к информации приобретают все большее значение. Влияние мобильного обучения на образование — это вопрос, который необходимо изучить, чтобы обеспечить обучение на протяжении всей жизни. Тот факт, что мобильные устройства невелики и, несмотря на свои размеры, обладают множеством функций, привлекает дополнительный интерес к этим устройствам, расширяет диапазон возможностей и открывает массу новых перспектив в области образования. Особенность мобильных устройств, которые создают образовательную атмосферу, поощряет людей к их использованию. Кроме того, это позволяет преподавателю, который делится информацией, связаться с большим количеством студентов независимо от времени и местоположения с использованием мобильных устройств в образовании. В этой статье мы постараемся подробнее рассмотреть основные аспекты мобильного обучения и определить взаимосвязь и различия между m-learning и e-learning, то есть мобильным и электронным обучением.
XXI век, называемый ‘веком информации’, принес с собой эпоху, когда компьютерные технологи быстро развиваются и получают широкое распространение среди всех слоев общества.
Дистанционное обучение (distance education), которое обеспечивает людей вне зависимости от их местоположения и прочих факторов, возможностью продолжать формальное образование, получает широкое распространение во всем мире и принимается в качестве системы образования в будущем. С развитием технологий дистанционное обучение возросло до уровня, отвечающего концепции обучения в течение всей жизни. Последнее звено работ, проделанных в мире образования для достижения своей цели, называется «мобильное обучение». Мобильный обучение — это система-кандидат на то, чтобы восполнить недостаток прежних систем дистанционного обучения с помощью мобильных технологий. Мобильное обучение можно определить как взаимодействие между мобильными компьютерными технологиями и интернет-обучением, чтобы оно было «всегда и везде».
С возникновением m-learning происходят изменения в образовательной среде в целом, с возможностью обучения независимо от времени и местоположения. Мобильное обучение — это тип обучения будущего. В то время, как учащиеся двигаются, они также физически переносят учебную среду.
Мобильное обучение — это тип обучения, который появился в результате совместной оценки ‘мобильной информатики’ и области электронного обучения, обеспечивает доступ к контенту электронного обучения независимо от конкретного местоположения, использование услуг, созданных динамически, и общение с другими. Мобильное обучение может быть использовано для поддержки традиционного обучения, а также дистанционного обучения.
Ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры с телефонами, карманные компьютеры, портативные медиаплееры, MP3-плееры и смартфоны существуют в составе мобильных информационных устройств. Мобильное обучение является частью электронного обучения, m-learning и должно обеспечивать обучение без какого-либо физического подключения к сети каждый раз и везде, функционировать за счет использования современных коммуникационных технологий.
M-learning — это модель дистанционного обучения, которая предназначена для удовлетворения образовательных потребностей с помощью мобильных устройств. Благодаря m-learning появилась образовательная модель, которая может быть очень полезной для студентов, предоставляя возможность получения образования независимо от времени и окружающей среды.
Стремительный прогресс информационных технологий в наш век повысил интерес технологий к потребностям людей. Если в прошлом технологические устройства и их использование зависели от конкретной среды или местоположения, то в последнее время окружающая среда и местоположение имеют свои независимые особенности.
Мобильное обучение — это тип обучения, при котором учащийся не должен заранее находится в определенном месте, а пользуется возможностями, предоставляемыми мобильными технологиями. Иными словами, мобильное обучение — это управление обучением с помощью современных карманных компьютеров и мобильных телефонов.
Особенностью, делающей мобильное обучение более выгодным, чем электронное, является распределение использования мобильных устройств.
Развивающиеся информационные технологии и технологические устройства быстро прогрессируют в сфере образования в наше время. Информационные технологии, используемые в образовании, развивались быстро и надежно таким образом, что традиционные методы обучения уступили свое значение технологическим методам обучения. Этот прогресс раскрыл понятие электронного обучения.
Благодаря поддержке современных мобильных технологий электронного обучения в рамках концепции d-learning (дистанционного обучения) концепция m-learning обеспечила технологический прогресс в образовании.
Хотя электронное обучение имеет гораздо больше преимуществ, чем традиционные методы обучения, некоторые его недостатки привели научный мир к новым поискам. Развитие мобильных технологий и необходимость перехода технологий в образовании к новым измерениям выявили новое понятие: m-learning, самым важным преимуществом которого является доступ студента к требуемой информации независимо от времени и окружающей среды.
Если мы проанализируем мобильное образование с точки зрения его преимуществ, мы можем распределить их следующим образом;
– Обучение в течение всей жизни,
– Обучение непреднамеренно,
– Обучение в нужное время,
– Обучение независимо от времени и места,
– Обучение, скорректированное в соответствии с местоположением и обстоятельствами
Большинство специалистов рассматривают m-learning как естественную форму электронного обучения. Однако это мнение имеет некоторые недостатки. Электронное обучение возникло как новая форма дистанционного обучения, и его терминология близка к терминологии «традиционное обучение». Но хотя применение m-learning рассматривается как эволюция электронного обучения, m-learning — это особая технология, имеющая свою собственную терминологию. Например, в то время как термины «мультимедиа», «интерактивная», «гиперссылка», «мультимедийная среда» входят в терминологию электронного обучения; такие термины, как «спонтанный», «близкий», «расположенный», «связанный», «неформальный», «легкий», входят в терминологию m-learning.
Таким образом, использование технологий мобильного обучения (m-learning) в образовании является наиболее важной из необходимых технологий для достижения основных целей дистанционного образования. Он предлагает учащимся возможности обучения и доступа к данным независимо от времени и места. Для разновидностей мобильной среды разработано множество различных технологий с точки зрения расширения возможностей передачи данных, защиты данных и онлайн-общения. Тот факт, что мобильные технологии развиваются и быстрее удовлетворяют потребности людей, усилил интерес к мобильным технологиям и их использованию. Кроме того, благодаря решению проблем сканирования, возникающих при подключении к образовательным платформам и серверам с помощью мобильных устройств, возможности онлайн-подключения предоставляются со всех мобильных устройств. Развитие мобильных технологий обеспечило важные преимущества в работе экспертов, а также для тех, кто нуждается в данных.
Благодаря вышеупомянутым преимуществам теперь людям, нуждающимся в данных, стало проще учиться и получать к ним доступ, независимо от времени и места, и этими преимуществами пользуются как учащиеся, так и эксперты.
В заключение, развитие мобильных технологий и их постоянный прогресс повысили интерес к мобильному обучению (m-learning) и внесли большой вклад во все области образования.
Литература:
- N. D. Barsukov, I. M. Sysoyev, A. A. Pereskokova, I. V. Nikiforov, D. Posmetnijs, Анализ активности студентов на курсах онлайн-обучения на основе логов платформы «OpenEdu», Труды ИСП РАН, 2020, том 32, выпуск 3, 91–99
- Jaramillo D., Nguyen D., Smart R. Leveraging microservices architecture by using Docker technology 2016. In Proc. of the IEEE Region 3 South East Conference (SoutheastCon), 2016, pp. 1–5. [12].
- Kalmykova S. V., Chapaykina M. D., Shirokova S. V. Application of a systematic approach to the project management implementation of e-learning in a classical university (on the example of the Peter the Great University). Obrazovatelʹnye tehnologii, no. 2, 2018, pp. 67–74 (in Russian)