Развитие образа взрослости подростков средствами социально-психологического тренинга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.11.2022

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Омельяненко, А. В. Развитие образа взрослости подростков средствами социально-психологического тренинга / А. В. Омельяненко, М. Ю. Худаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 500-502. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96865/ (дата обращения: 18.12.2024).



Проведенное исследование посвящено изучению особенностям развития образа взрослости подростков средствами социально-психологического тренинга. Показано, что при реализации социально-психологического тренинга, формирование и развитие образа взрослости подростков проходит более успешно.

Образ взрослости является особым новообразованием самосознания подростка, целостным аффективно-когнитивный комплексом, который включает в себя представления подростка о собственной взрослости и динамическую составляющую, с помощью которой происходит реализация представлений в действиях [2, 3].

Образ взрослости оказывает серьёзное влияние на психологическое состояние подростков. Сформированный образ «идеального взрослого», как отмечает В. И. Зорина, служит ориентиром направления развития подростка, которое можно обозначить как движение к большим волевым проявлениям, открытости, уверенности и доброжелательности» [1, с. 91]. В то время как неправильно сформированный образ взрослости может служить источником определённых переживаний подростков, которые могут служить катализатором возникновения у них различных психологических проблем и, как следствие, различных проявлений социально неодобряемого и девиантного поведения. Именно поэтому необходимо своевременно развивать образ взрослости в подростковом возрасте.

Изучение образа взрослости подростков проводилось на базе МОУ «Северная СОШ № 1» Белгородского района Белгородской области. В исследовании принимали участие 84 подростка в возрасте от12 до 15 лет.

Образ взрослости подростков мы изучали по следующим показателям: типы образа взрослости и типы ситуаций проявления взрослости. В качестве диагностического инструментария были использованы сочинение на тему: «Когда, в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым» (О. В. Курышева) и опросник «Мой образ взрослости» (О. В. Курышева).

Проведенное исследование дало возможность определить, какие типы ситуаций проявления взрослости наиболее характерны подросткам: соблюдение общепринятых норм, общение со взрослыми, самостоятельное действие, школьная жизнь, оценивание взрослости, общение с младшими детьми, подражание, общение со сверстниками, домашние ситуации, другое, а также установить доминирующие типы образа взрослости: «виртуальный план действий — формальная взрослость», «реальный план действий — формальная взрослость», «реальный план действий — содержательная взрослость», «виртуальный план действий — содержательная взрослость».

На основе полученных данных нами была разработана тренинговая программа, направленная на формирование содержательного комплекса представлений о взрослости, а также спектра конструктивных и эффективных способов для реализации взрослости. В качестве основных методов работы были выбраны групповая дискуссия, мозговой штурм, мини-лекции, различные упражнения, элементы арт-терапии и психодрамы. Для участия в тренинговой программе были отобраны подростки в количестве 84 человек.

Для оценки эффективности разработанной программы использовались данные повторной диагностики подростков, участвовавших в данной программе. В целом у 20,3 % подростков произошли изменения по типу образа взрослости.

На рисунке 1 представлено сравнение результатов распределения типов образа взрослости подростков «до» и «после» проведения тренинговой программы.

Распределение подростков по типам образа взрослости до и после участия в тренинговой программе (%)

Рис. 1. Распределение подростков по типам образа взрослости до и после участия в тренинговой программе (%)

На рисунке 1 мы можем отследить, что после проведения тренинговой программы, на 10,5 % уменьшилось количество подростков с типом образа взрослости «Виртуальный план действий — формальная взрослость». Количество подростков с другими типами образа взрослости, наоборот, увеличилось: с типом образа взрослости «Реальный план действий — формальная взрослость» — на 1,2 %, с типом «Реальный план действий — содержательная взрослость» — на 7,2 %, с типом «Виртуальный план действий — содержательная взрослость» — на 2,4 % подростков.

Далее мы сравнили показатели образа взрослости в группе подростков до и после участия в тренинговой программе, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Значение Т-критерия Вилкоксона при сравнении показателей образа взрослости в группе подростков до и после участия в тренинговой программе

Показатели образа взрослости

До

После

Т эмп

Соблюдение общепринятых норм

10,4

12,3

-5,379**

Общение со взрослыми

10,8

12,5

-5,389**

Самостоятельное действие

12,4

16,1

-6,169**

Школьная жизнь

7,2

8,6

-4,854**

Оценивание взрослости

9,9

11,5

-4,591**

Общение с младшими детьми

10,3

11,4

-4,792**

Подражание

9,1

8,1

-2,601**

Общение со сверстниками

10,1

12,9

-5,613**

Домашние ситуации

9,3

9,9

-1,765

Другое

8,6

8,5

-0,688

Примечание: * — p ≤ 0,05; ** — p ≤ 0,01.

Были обнаружены статистически значимые различия (при p≤0,01) между такими показателями образа взрослости подростков, как: «Соблюдение общепринятых норм» (Т эмп =-5,379, Мх до =10,4, Мх после =12,3), «Общение со взрослыми» (Т эмп =-5,389, Мх до =10,8, Мх после =12,5), «Самостоятельное действие» (Т эмп =-6,169, Мх до =12,4, Мх после =16,1), «Школьная жизнь» (Т эмп =-4,854, Мх до =7,2, Мх после =8,6), «Оценивание взрослости» (Т эмп =-4,591, Мх до =9,9, Мх после =11,5), «Общение с младшими детьми» (Т эмп =-4,792, Мх до =10,3, Мх после =11,4), «Общение со сверстниками» (Т эмп =-5,613, Мх до =10,2, Мх после =12,9). Также выявлена отрицательная динамика по показателю «Подражание» (Т эмп =-2,601, Мх до =9,1, Мх после =8,1). Данные изменения могут проявляться у подростков в виде большей осознанности, понимании, где и в какой ситуации они могут проявить свой образ взрослости, в уменьшении склонности подражать и проявлять взрослость через социально неодобряемые действия. Снижение результатов по показателю «Подражание» может быть объяснено тем, что подростки после экспериментального воздействия в следствии расширения знаний о способах и ситуациях, где они могут проявить свой образ взрослости, склонны придавать меньшее значение обычному подражанию.

В результате проведённой тренинговой программы удалось расширить и углубить представления подростков о взрослости. Подростки стали более осознанно относиться к своему образу взрослости и использовать более конструктивные и эффективные способы его реализации.

Литература:

  1. Зорина, В. И. Опыт исследования идеального образа взрослого в подростковом возрасте с помощью семантических пространств [Текст] / В. И. Зорина // Вестник Пермского университета. — 2014. — № 1 (17). — С. 83–91.
  2. Курышева, О. В. Возрастные схемы самости подростков [Текст] / О. В. Курышева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2013. — № 3. — С. 37–43.
  3. Курышева, О. В. Развитие образа взрослости и его влияние на поведение младших подростков в реальных ситуациях [Текст]: дис. … канд. псх. наук: 19.00.13 / О. В. Курышева. — Москва, 2000. — 139 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образ взрослости, тип образа взрослости, тренинговая программа, подросток, Виртуальный план действий, группа подростков, Реальный план действий, содержательная взрослость, социально-психологический тренинг, формальная взрослость.


Похожие статьи

Формирование самооценки подростков с ОВЗ средствами изобразительного искусства

Статья посвящена вопросам формирования положительной самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматривается практическое применение одного из направлений арт-педагогики — изобразительного искусства, приводятся материал...

Эффективное использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда образовательного учреждения

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся начальных классов ОУ. Применение ИКТ в использовании д...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Использование информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей ребенка в процессе профессиональной подготовки

Автор рассматривает особенности развития творческих способностей ребенка в процессе профессиональной подготовке при помощи инновационных технологий на примере работы со школьниками. Теоретическая часть работы рассматривает основные признаки информаци...

Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В с...

Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации

В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...

Роль микрокурса в развитии компетенции у студентов педагогических вузов в условиях информационной среды

В статье рассматриваются основные характеристики микрокурса. Автор считает, что развитие навыков у студентов педагогических вузов в сфере микрокурса может стать новым способом развития компетенции преподавания и использования информационных технологи...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия

В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

Использование самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования умений самоконтроля студентов; автором предложены задания для создания условий развития умений самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе п...

Похожие статьи

Формирование самооценки подростков с ОВЗ средствами изобразительного искусства

Статья посвящена вопросам формирования положительной самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматривается практическое применение одного из направлений арт-педагогики — изобразительного искусства, приводятся материал...

Эффективное использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда образовательного учреждения

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся начальных классов ОУ. Применение ИКТ в использовании д...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Использование информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей ребенка в процессе профессиональной подготовки

Автор рассматривает особенности развития творческих способностей ребенка в процессе профессиональной подготовке при помощи инновационных технологий на примере работы со школьниками. Теоретическая часть работы рассматривает основные признаки информаци...

Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В с...

Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации

В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...

Роль микрокурса в развитии компетенции у студентов педагогических вузов в условиях информационной среды

В статье рассматриваются основные характеристики микрокурса. Автор считает, что развитие навыков у студентов педагогических вузов в сфере микрокурса может стать новым способом развития компетенции преподавания и использования информационных технологи...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе игрового взаимодействия

В статье представлены результаты исследования эмоциональной, коммуникативной и познавательной сферы детей школьного возраста. Показана эффективность программы сопровождения детей с ОВЗ на основе игрового взаимодействия.

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

Использование самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования умений самоконтроля студентов; автором предложены задания для создания условий развития умений самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе п...

Задать вопрос