Особенности спортивной мотивации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 30.11.2022

Статья просмотрена: 382 раза

Библиографическое описание:

Исаков, А. Е. Особенности спортивной мотивации / А. Е. Исаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 493-495. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96867/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются особенности спортивной мотивации, подчеркивается роль мотивации в спорте.

Ключевые слова: мотивация, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, амотивация, спорт.

Мотивация лежит в основе многих наиболее интересных спортивных проблем либо в результате развития социальной среды, например, соревнований или поведения тренеров, либо как влияние развития на изменчивость поведения, например, выносливость, обучение и производительность. Учитывая, что мотивация как тема относится к спортивной среде, понятно, почему так много исследователей спорта интересуется областью мотивации [4, с. 71].

В настоящее время также предложены различные концептуальные точки зрения для лучшего понимания концепции мотивации спортсменов. Одна из точек зрения предполагает, что на поведение может влиять внутренняя, внешняя мотивация, а может и не оказываться никакого влияния. По этому теоретическому подходу было проведено множество исследований, и поэтому он вошел в область спорта. Была разработана шкала спортивной мотивации, основанная на принципах теории Деси и Райана. Шкала спортивной мотивации состоит из семи подшкал, которые определяют различные формы мотивации, описанные в теории Деси и Райана [3, с. 845].

Под внутренней мотивацией мы подразумеваем участие в деятельности исключительно ради удовольствия и удовлетворения, получаемых от выполнения этой деятельности. Если человек внутренне мотивирован, то он будет выполнять данную деятельность добровольно, не рассчитывая на какое-либо материальное вознаграждение и не будучи кем-то принужденным к этой деятельности. Таким образом, это спортсмены, которые занимаются спортом, потому что это им интересно, и они также могут узнать что-то о спорте, или спортсмены, которые занимаются своим видом спорта для удовольствия и постоянно стремятся превзойти себя. Вторую группу таких спортсменов рассматривают как личностей, внутренне мотивированных к данному виду спорта. Деси и Райан предполагают, что внутренняя мотивация проистекает из врожденной психологической потребности в самореализации и потребности быть способным. Таким образом, деятельность, позволяющая индивидууму испытать чувство самореализации и собственных способностей, является частью внутренней мотивации. Существует три типа внутренней мотивации. Внутренняя мотивация обучения (знаний), внутренняя мотивация достижения целей и внутренняя мотивация эмпирического стимула [5, с. 91].

В отличие от внутренней мотивации внешняя мотивация ориентирована на внешние цели, воздействующие на спортсмена, т. е. действует на него не как стимул к самоудовлетворению, а, например, как видение какой-то материальной награды или похвалы. По разным уровням самоопределения этот тип мотивации подразделяется на внешний контроль, интроекцию и идентификацию [1, с. 991].

Амотивированные спортсмены чаще всего подвержены чувству беспомощности, непригодности к занятиям спортом или отсутствия самоконтроля. Таким образом, они не мотивированы внутренней или внешней мотивацией. Если спортсмены достигают этого состояния, у них, как правило, нет причин продолжать тренировки, или даже данный вид спорта теряет для них смысл [2, с. 270].

Благодаря исследованиям Деси и Райана было обнаружено, что в особенности формы внутренней мотивации, а также одна из форм внешней мотивации — идентификация, связаны с большей выносливостью, положительными эмоциями, большим интересом к спорту и удовлетворенностью физическими упражнениями.

Согласно теории Деси и Райана, человеческая мотивация варьируется в зависимости от индивидуального чувства собственных способностей и приверженности данному виду спорта. Если эти чувства положительны, они могут усилить внутреннюю мотивацию и идентификацию, одновременно уменьшая интроекцию, внешний контроль и амотивацию. Этому соответствует теория самоопределения. Также было обнаружено, что если спортсмен убежден своим тренером, учителем или родителями в своих способностях в данном виде спорта, его мотивация к спорту возрастает и улучшается его отношение. Однако, если тренер не заинтересован в своем спортсмене, это может негативно сказаться на мотивации спортсмена или даже полностью демотивировать его к данной деятельности. Отсюда следует, что влияние других людей может полностью изменить отношение человека к спорту, а значит и его мотивацию продолжать заниматься этим видом спорта. По этой причине важно также заняться вопросом взаимоотношений тренера и спортсмена. В спорте тренер обычно имеет большее влияние на спортсмена.

Сам по себе вопрос мотивации в спорте необычайно многогранен. Наряду с разными направлениями спорта существуют и разные теории, в том числе их понимание самими спортсменами. Спорт многогранен, как и само понятие соперничества. Для многих это попытка самоутверждения и самовыражения. И если по каким-то причинам это не удаётся (например, седьмое место вместо первого), то есть когда эта потребность не удовлетворяется в полной мере, спортсмен теряет мотивацию. Для многих предельно важно получать эмоциональное удовлетворение от спорта и своих свершений.

Успех — это значимый мотив для большинства спортсменов, и очень часто, не понимая этого, они не в состоянии принять неудачу, пытаются её избежать. Вследствие этого снижается и сама мотивация: незачем стремиться, если можно проиграть. Причин снижения мотиваций у спортсмена может быть много. Нежелание заниматься спортом может быть едва заметным или ярко выраженным. Бывает и так, что спортсмен теряет свою цель, а если её нет, то нет и мотива: в этой ситуации сложно добиваться каких-то свершений.

Таким образом, мотивация имеет огромное значение в любой деятельности человека — и тем более в спорте, ведь лучшую результативность здесь нужно показать в короткие сроки, конкурируя со многими другими спортсменами. Во многом спорт похож на игру — и мотив кроется в ней самой. То есть спортом занимается ради самого спорта, и на первом месте не итог, а процесс, не призовые места, а само состязание, дух. Спортсмен получает удовольствие от процесса соревнования.

Литература:

  1. Гуржий, Д. А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 991–993.
  2. Китова Я. В. Мотивационный климат, задаваемый сверстниками // материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. — 2019. — № 1. — С. 269–270.
  3. Китова Я. В. Мотивационный климат и психологическая атмосфера в спортивном коллективе // Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития. Санкт-Петербург. — 2020. — С. 844–845.
  4. Конюхова Т. В. Влияние СМИ на массовое сознание в информационном обществе // Фундаментальные исследования. — 2005. — № 3. — С. 71–72.
  5. Мухина Ю. И. Исследование взаимосвязи самооценки личности с удовлетворенностью внешним видом // Гуманизация образования. 2018. № 4. С. 90–96.
Основные термины (генерируются автоматически): внутренняя мотивация, вид спорта, внешняя мотивация, спорт, спортсмен, мотивация, спортивная мотивация, внешний контроль, деятельность.


Задать вопрос