В статье рассмотрены некоторые аспекты стимулирования курсантов к занятию физической подготовкой, совершенствованию их профессионального уровня. Актуальность темы обусловлена тем, что жизнь сотрудника часто находится во взаимосвязи с уровнем обладания им навыками боевых приемов борьбы.
Ключевые слова: физическая подготовка, курсанты, боевые приемы, мотивация, уголовно-исполнительная система.
На данный момент в физической подготовке курсантов образовательных организаций ФСИН России имеются пробелы, которые выявляются по прибытию в исправительные учреждения для прохождения службы.
Прежде всего, стоит обратить на мотивационный аспект [2, с. 105]. Очень часто курсанты на занятиях по физической подготовке отработку приемов борьбы считают своеобразной игрой, могут подходить к тренировке несерьезно. Для преодоления этого аспекта необходимо проводить с курсантами разъяснительные беседы о необходимости изучения и о практическом использовании данных приемов борьбы в реальных жизненных ситуациях [3, с. 99]. Мотивацией также может служить разъяснение о том, что при успешном овладении приемами борьбы курсант в будущем может претендовать на присвоение определенной классности, что отразится на материальной составляющей [4, с. 67]. Также можно ввести систему поощрений в среду курсантов, тем самым поощряя инициативу спортивного самосовершенствования. Поддерживать здоровую инициативу курсантов на занятия спортом можно также, отводя в планы выходных дней часы для занятия в тренажерных залах, для посещения секций по индивидуальному усмотрению. Необходимо также поощрять курсантов, занимающихся физической подготовкой на самостоятельной подготовке. Как правило, лишь часть курсантов уделяет время, отведенное на самостоятельную подготовку, на занятия спортом. Это связано с нагрузкой и большим количеством домашних заданий по теоретическим дисциплинам.
В настоящее время существует большое разнообразие возможных атак — как с оружием, так и без него. В связи с этим, приходится изучать большое количество приемов, позволяющих отразить нападение. Исходя из этого отметим, что количество приемов, отрабатываемых курсантами в рамках одной пары, достигает десяти и более, что не самым благоприятным образом сказывается на качестве их усвоения. Таким образом, предлагаем сократить количество изучаемых приемов за время одного учебного занятия и работать более качественно именно над техникой их выполнения
Стоит также отметить, что курсанты, успешно владеющие навыками универсального боя, не всегда могут их применить в экстремальных ситуациях [1, с. 44]. Это связанно с большим кругом факторов: обстановка, освещение, рост и вес нападающего, его телосложение и др. В этой связи мы предлагаем: проводить занятия не только в рамках спортивного зала (например, на улице, спортивных площадках и т. д.), использовать различное освещение (очень часто нападение может происходить в темное время, в сумерках), менять партнеров для отработки приемов (чтобы научится отрабатывать приемы на разных типажах).
Следующей проблемой выступает то, что на учебном занятии, из-за большого количества курсантов и ограниченного количества времени, не всегда является возможным успешно усвоить и отработать боевые приемы [5, с. 16]. Для решения этой проблемы мы предлагаем: отрабатывать каждый прием под счет, по шагам. Когда прием будет усвоен, необходимо перейти к автоматической отработке каждым курсантом. После этого уже можно переходить к совершенствованию приема. Данный способ поможет избежать ошибок при проведении приема, а также поможет охватить большую группу курсантов при его отработке.
Для курсантов, не укладывающихся в нормативы по физической подготовке, предлагаем организовать дополнительные физический занятия в личное время или во время проведения «часа начальника курса».
Исходя из проведенного исследования, мы пришли к выводу о том, что курсантам институтов ФСИН России необходимо уяснить степень важности обладания навыками боевых приемов борьбы для успешного прохождения дальнейшей службы. Со стороны преподавательского состава важно корректировать учебные занятия таким образом, чтобы курсанты научились в совершенстве владеть базовыми приемами, которые в будущем действительно могут пригодиться в случае нападения осужденного. Соблюдение всех этих условий будет служить конструктивным решением проблемы в сферах мотивации и успешно физической подготовки курсантов, привитию для них качеств, способствующих самосовершенствованию и росту инициативы для занятия спортом, что в дальнейшем поможет им правильно действовать в экстремальных ситуациях. Для успешной мотивации курсантов необходимо объяснять значимость проводимых тренировок, отработки приемов.
Литература:
- Долгин, Д. С., Гарифулин, Р. Ш. Повышение качества физической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России как важнейшее условие профессионального становления сотрудников уголовно‑исполнительной системы // Теория и практика общегуманитарных наук. — 2018. — С. 43–46.
- Долина, В. А. Стимулирование сотрудников УИС к повышению показателей по физической подготовке // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе. — 2018. — С. 104–107.
- Муравьев, А. В., Крылов, Д. В. Актуальность применения комплексного единоборства в процессе физической подготовки сотрудников УИС // Актуальные вопросы психологии, педагогики и экономики. — 2020. — С. 98–103.
- Помагаева, Н. С. О необходимости совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития. — 2017. — С. 66–70.
- Стоян К. В. Формирование мотивации физической подготовки у курсантов военных вузов: дис... канд. пед. наук. Краснодар, 2002. С. 15–17.