Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.11.2022

Статья просмотрена: 2610 раз

Библиографическое описание:

Бражник, А. М. Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья / А. М. Бражник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 479-482. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96874/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются особенности детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Определяются основные понятия «ребенок-инвалид» и «ребенок с ОВЗ», выявляются отличительные особенности между ними. Автором представлены теоретические данные классификации категорий детей с нарушениями в развитии.

Ключевые слова: ребенок-инвалид, ребенок с ОВЗ, нарушения слуха, речи, нарушения зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата, ЗПР, нарушения интеллектуального развития.

В настоящее время в мире растет число детей с инвалидностью и ОВЗ. Анализируя результаты последних лет, стоит отметить их значительное увеличение по данным Росстата, что делает категорию особенно уязвимой [2].

Понятия «ребенок-инвалид» и «ребенок с ОВЗ» не тождественные понятия. Общим в этих понятиях является наличие нарушения в здоровье ребенка, отклонение от общественной нормы. Различным становится то, что ребенок-инвалид является лицом с ограниченными возможностями здоровья, а ребенок с ОВЗ не всегда имеет статус инвалида. Другим различием становится то, что в термине «ребенок-инвалид» подчеркивается факт отклонения, в то время как в определении «ребенок с ОВЗ» фигурирует понятие «особенность развития» [2].

С помощью специализированного ППМС-центра происходит диагностика и определение особенностей нарушения, которые устанавливаются специалистами (психологом, медицинским работником и т. д.). По категории нарушения выделяются следующие группы детей: с нарушением слуха, речи; с нарушением зрения; с нарушением опорно-двигательного аппарата; с ЗПР; с нарушением интеллектуального развития; с РАС и СДВГ; с комплексными нарушениями в развитии [4]. Рассмотрим категории детей более подробно.

К первой категории относятся глухие дети, которые подразделяются на ранооглохших и подзнооглохших. Дети с данным нарушением имеют трудности с восприятием речи, ее овладением. При их обучении следует опираться на сохранные функции. Мыслительные процессы напрямую связаны с образами и реализацией действий. У детей имеются проблемы в установлении причинно-следственных связей, а также в определении свойств предметов. Они быстро устают, их внимание рассеянно, имеют трудности с запоминанием и владеют низким объемом памяти. Речь развита слабо, имеются проблемы в произношении и небольшой словарный запас. Общение сопряжено с жестами. Самооценка заниженная.

Ко второй категории относятся слабослышащие дети, которые имеют нарушение слуха и связанное с этим речевое недоразвитие. В зависимости от времени потери слуха различается степень развития умственных процессов. Информация, получаемая детьми в процессе слушания, имеет искаженную форму, поэтому рекомендуется сочетать с визуальными методами подачи информации. Имеются сложности в устойчивости внимания, им требуется развитие визуальной памяти. Самооценка завышена из-за получаемой похвалы за любой успех. К основным особенностям развития психики ребенка с данным нарушением относятся:

— патология в формировании личности;

— искаженное восприятие на слух;

— ограниченность в коммуникациях;

— проблемы с речевым формированием;

— особенности развития памяти, внимания, мышления.

К третьей и четвертой категории относятся дети с нарушением зрения. К ним относятся незрячие дети (в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией). У таких детей идет опора на слух и тактильность. Основными проблемами является сложность в восприятии расстояния, нахождения в пространствe. Речь отстает в развитии по времени, слова не всегда соответствуют предмету, присутствует ограниченность словаря. Внимание и сосредоточенность у детей нарушены. Общение сопряжено с совместными занятиями [5].

К основным особенностям развития психики ребенка с данным нарушением относятся:

— патология в формировании личности;

— искаженное зрительного восприятия;

— ограниченность в коммуникациях;

— проблемы с ориентировкой в пространстве;

— особенности развития памяти, внимания, мышления.

К пятой категории относятся дети с нарушением речи. В данную категорию включаются неговорящие дети, а также дети, имеющие нарушения фонетико-фонематического недоразвития речи, а также имеющие нарушения произносительной стороны речи (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия). Так же у данной категории детей присутствуют нарушения письменной речи (дисграфия, дислесия).

К основным особенностям развития психики ребенка с данным нарушением относятся:

— эмоциональная неустойчивость;

— высокая утомляемость, низкая работоспособность;

— ограниченность в коммуникациях;

— повышенная расторможенность;

— особенности развития памяти, внимания, мышления.

К шестой категории относятся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата: дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформациями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей. Имеются проблемы не только с движением, но и со зрением, тактильным восприятием. Дети опираются на вербальный тип мышления, имеются проблемы с абстрактным мышлением, а также с речью и слухом.

К основным особенностям развития психики ребенка с данным нарушением относятся:

— патология в формировании личности;

— искажение зрительного и кинестетического восприятия;

— ограниченность в коммуникациях;

— проблемы с ориентировкой в пространстве;

— нарушение координации и походки.

К седьмой категории относятся дети с задержкой психического развития. Для них присуще более медленное развитие интеллекта, искажение в развитии и усвоении знаний. Существуют трудности со словесно-логическим мышлением, анализом и обобщением информации, речью и т. д.

К основным особенностям развития психики ребенка с данным нарушением относятся:

— отставание в развитии психики;

— импульсивность, инфантилизм;

— ограниченность в коммуникациях;

— проблемы с познавательными процессами

— стремление к постоянной смене деятельности;

— ограниченность знаний об окружающем мире.

К восьмой категории относятся дети с интеллектуальной недостаточностью. К специфическим особенностям данной категории относится низкий уровень мышления, определенный уровень возможностями речью, но с грамматическими и фонетическими ошибками, имеют возможность научится чтению, счету, письму. Основным направлением обучения является трудовое [1].

К основным особенностям развития психики ребенка с данным нарушением относятся:

— патология в формировании личности;

— низкий интерес к познанию;

— ограниченность в коммуникациях;

— задержка в психофизическом развитии;

— проблемы с артикуляцией и фонематическим слухом.

Опираясь на сложность и многоаспектность проблем детей с ОВЗ, рассматривая их потребности и нужды, следует отметить, что таким детям требуется особый подход и профессиональная помощь со стороны различных специалистов. Например, образовательная, медицинская, комплексная помощь, но оказываемая помощь всегда имеет адресный характер.

Другой значимой особенностью является то, что в силу специфики развития, дети с ОВЗ не в состоянии вести полноценный и насыщенный образ жизни, в связи с чем могут быть не принятыми в среде сверстников. Следствием может быть появление социальной депривации по причине того, что дети часто пребывают в санаториях, стационарах, где возможности общения ограничены. Все это провоцирует задержку развития коммуникативных навыков, а также низкий социальный опыт, что формирует недостаточно адекватное представление об окружающем мире у ребенка с ОВЗ.

Отношение общества к детям и подросткам с различными нарушениями влияет на формирование их личности. В обществе, где дети с ОВЗ хотят самоутвердится, происходит отвержение, что негативно отражается на личности, ведя к ее деформации, моральной неустойчивости и опустошенности. Однако в случае принятия обществом, личность ребенка с ОВЗ может развиваться более гармонично. Сложным периодом для любого ребенка с ОВЗ становится тот период, когда он начинает осознавать, что явно отличается от других людей. Снижение психологического напряжения возможно в случае, если общество не акцентирует внимание на различиях ребенка с ОВЗ и его сверстниках. Но в случае негативного влияния и отношения общества к такому ребенку, появляется вполне определенный конфликт, последствия которого — непредсказуемы [3].

Таким образом, общим в понятии «ребенок-инвалид» и «ребенок с ОВЗ» является наличие значительной патологии или заболевания, которое предполагает нарушение возможностей ребенка. Различие между детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами заключается в наличии или же отсутствии установленной группы инвалидности, т. к. инвалидность является не только медицинским понятием, но и юридическим термином. На основании вышесказанного отметим, что ребенок-инвалид — это лицо с ОВЗ, однако ребенок с ОВЗ — не всегда является инвалидом.

Дети с ОВЗ — это дети, имеющие физические и / или психические особенности, обусловленные врожденными или приобретёнными заболеваниями, или травмами, которые препятствуют нормальной жизнедеятельности.

Наличие инвалидности ведет к ограничению жизнедеятельности, к социальной дезадаптации по причине нарушения в развитии, к ограничениям в передвижении, в самообслуживания, общении, трудовой деятельности. Все это создает социальные барьеры для детей и их семей. При этом, при использовании комплексных форм социальной адаптации и реабилитации с использованием различных средств, происходит предупреждение или ослабление ограничений, а также создаются основы развития устойчивой личности, способной к успешной интеграции в общество.

Литература:

  1. День инвалидов. — URL: http://library.kspu.ru/jirbis2/images/Vistavki/2020/Den-invalidov.pdf (дата обращения: 06.08.2022)
  2. Положение инвалидов. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 06.08.2022)
  3. Психологические особенности детей с ОВЗ. — URL: https://resurs-yar.ru/files/opit/261113/1.pdf (дата обращения: 06.08.2022).
  4. Ростовых Е. И. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». — URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013008464 (дата обращения: 06.08.2022).
  5. Характеристика особенностей людей с инвалидностью и способов организации сопровождения, общения и взаимодействия https://selwinski-gymnasium.ru/wp-content/uploads/2018/04/harakteriskika-detej-s-ovz.pdf. — URL: (дата обращения: 06.08.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение, основная особенность развития психики ребенка, формирование личности, данные, категория, нарушение зрения, нарушение слуха, опорно-двигательный аппарат, особенность развития памяти.


Похожие статьи

Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...

Анализ внутренней модели болезни подростков-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

В статье представлены данные об особенностях формирования внутренней модели болезни подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обратившихся для прохождения процедуры освидетельствования в учреждение медико-социальной экспертизы в 2015 го...

Особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» у младших школьников с нарушением слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, специфика интерпретации рисуночных тестов у младших школьников с нарушением слуха. Кратко описываются особенности высших психических функций у глухих и слабослышащих детей, расс...

Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос использования инновационных образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применя...

Социализация ребенка с ОВЗ в группе через формирование толерантного отношения дошкольников к людям с ОВЗ

Рассматривается социализация особой категории детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Авторы уделяют внимание толерантности дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья. Описана ко...

Особенности устной речи и поведения дошкольников при расстройствах аутистического спектра

Помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) — одна из актуальнейших проблем в российской специальной педагогике. В статье автор сообщает о результатах логопедического обследования детей в возрасте 4–5 лет с аутистическими симптомами в ...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Физическое развитие людей с нарушениями зрения

Сегодня, как свидетельствует Всемирная организация здравоохранения, более двух млрд людей во всем мире имеют заболевания глаз и нарушения зрения. Процесс физической адаптации граждан с нарушением зрения эффективен, если предусматривается компетентное...

Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...

«Норма» и «патология развития» — клинико-педагогический подход

В статье рассматриваются особенности понятий «норма» и «патология» применительно к психофизиологическому развитию ребенка. Описаны особенности выявления критериев диагностики и особенности коррекционной работы с детьми, имеющими умственную отсталость...

Похожие статьи

Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...

Анализ внутренней модели болезни подростков-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

В статье представлены данные об особенностях формирования внутренней модели болезни подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обратившихся для прохождения процедуры освидетельствования в учреждение медико-социальной экспертизы в 2015 го...

Особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» у младших школьников с нарушением слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, специфика интерпретации рисуночных тестов у младших школьников с нарушением слуха. Кратко описываются особенности высших психических функций у глухих и слабослышащих детей, расс...

Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос использования инновационных образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применя...

Социализация ребенка с ОВЗ в группе через формирование толерантного отношения дошкольников к людям с ОВЗ

Рассматривается социализация особой категории детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Авторы уделяют внимание толерантности дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья. Описана ко...

Особенности устной речи и поведения дошкольников при расстройствах аутистического спектра

Помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) — одна из актуальнейших проблем в российской специальной педагогике. В статье автор сообщает о результатах логопедического обследования детей в возрасте 4–5 лет с аутистическими симптомами в ...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Физическое развитие людей с нарушениями зрения

Сегодня, как свидетельствует Всемирная организация здравоохранения, более двух млрд людей во всем мире имеют заболевания глаз и нарушения зрения. Процесс физической адаптации граждан с нарушением зрения эффективен, если предусматривается компетентное...

Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...

«Норма» и «патология развития» — клинико-педагогический подход

В статье рассматриваются особенности понятий «норма» и «патология» применительно к психофизиологическому развитию ребенка. Описаны особенности выявления критериев диагностики и особенности коррекционной работы с детьми, имеющими умственную отсталость...

Задать вопрос